Ленинский районный суд Уфы в минувшую пятницу вынес приговор в отношении семерых работников центра миграционных услуг на улице Красина, обвиняемых в организации незаконной миграции в составе преступной группы. Об этом сегодня, 13 ноября, сообщил корреспонденту UFA1.RU адвокат одного из подсудимых Николай Куркин, информацию о решении подтвердили и в пресс-службе самого суда.
Тагуи А., Арслан Х., Раиль А., Альфия Г., Гюзель З., Хатуна Н. и Гульшат Х. были приговорены к условным наказаниям и выплате штрафов, сообщил защитник. По данным сервиса «Контур.Фокус», трое из подсудимых как ИП или руководители компаний предоставляли услуги по оформлению документов, дополнительному образованию или переводу, убедился корреспондент UFA1.RU. Адвокат считает решение суда в отношении консультантов необоснованным.
— Я в суде представлял интересы одного из подсудимых — Раиля А. Всех семерых подсудимых суд ожидаемо признал виновными в совершении вменяемых им преступлений, — прокомментировал решение суда Куркин. — Данное уголовное дело необычно как составом его участников (все обвиняемые не судимы, имеют высшее образование, пять из семи подсудимых — женщины), так и слабой доказательственной базой, что не характерно для уголовных дел, расследуемых главным следственным управлением МВД республики.
По словам защитника, версия обвинения заключается в том, что Альфия Г., будучи руководителем центра по приему экзаменов по русскому языку у иностранных граждан, создала организованную преступную группу, куда включила своих шестерых знакомых. Задача членов данной ОПГ, согласно позиции следствия, сводилась к поиску иностранных граждан, которым требовалось сдача экзамена по владению русским языком (это необходимое требование для получения патента, РВП, ВНЖ и гражданства РФ), а «руководитель» преступной группы, которая непосредственно принимала экзамены, проводила их фиктивно.
— Вот так звучала версия стороны обвинения. В действительности экзамены по владению русским языком принимались на законном основании, сертификаты выдавались РУДН, сдача экзаменов иностранными гражданами оплачивалась официально по установленному прейскуранту цен, — утверждает адвокат. — Цены зависели от вида экзамена. Фактов переплаты «за успешную» сдачу экзамена следствием не установлено. В ходе судебного разбирательства было выявлено несколько фактов, что до сдачи экзамена перед видеокамерой «на зачет» экзаменаторы прогоняли экзаменуемых по экзаменационным заданиям, однако остается открытым и дискуссионным вопрос: является ли такое поведение наказуемым, если да, то как? В уголовном или административном порядке?
Куркин отметил, что остальные шесть осужденных фактически работали, арендуя офисные помещения, на одном этаже с «руководителем» ОПГ, оказывая консультационные услуги иностранным гражданам, не связанные с приемом экзаменов по русскому языку.
— Разумеется, все они были знакомы друг с другом, а о том, что они еще и являются активными участниками преступной группировки они узнали от следователя, который установил главный признак организованной преступной группы — устойчивость по наличию у каждого ее члена мобильного телефона! — сказал он. — Еще более завуалировано в обвинительном заключении описан мотив совершаемых преступлений: так, по версии следствия, на совершение преступлений всех участников ОПГ толкала корысть, которая заключалась в получении денежных вознаграждений в неизвестном размере, от неизвестных лиц, при неизвестных обстоятельствах.
По мнению адвоката, по факту консультанты «виноваты» только в том, что рекомендовали иностранным гражданам, которым оформляли документы, сдавать экзамен по русскому языку на их этаже.
— При этом делали они это в целях удобства и экономии времени, не преследуя для себя какую-либо финансовую выгоду, — считает он. — В результате рассмотрения уголовного дела, которое вместе со следствием заняло более двух лет, государство получило семь новых осужденных, никто из которых вину свою не признал и которые через обжалование приговора надеются на восстановление справедливости в вышестоящих судебных инстанциях.
Ранее в беседе с корреспондентом UFA1.RU Куркин предположил, что уголовное дело могло возникнуть на фоне открытия нового, более крупного миграционного центра на улице Сарапульской при въезде в Уфу. У самого центра на Сарапульской недавно тоже возникли проблемы — ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД Башкирии не смог отстоять в суде свое право на аренду помещений. Прокуратура обнаружила, что сделку между министерством и владельцем здания пытались прикрыть с помощью цепочки договоров.