«Через два года это стрельнет». Автоюрист — о новых правилах параллельного импорта автомобилей

Новые правила крайне осложняют частный импорт по сниженным тарифам

Поделиться

В конце октября вступило в силу постановление правительства, которое вносит очередные изменения в правила параллельного импорта автомобилей. С одной стороны, им добавили прозрачности, например, у покупателей иномарки появляется возможность проверить машину, чтобы не попасть на уплату повышенного утильсбора в будущем. С другой, новые правила довольно коварны, например, они возлагают обязанность платить увеличенный утилизационный сбор не на перекупщика, а на его клиента (о чём тот может не подозревать). А главное — власти сделали заготовку на будущее, позволяющую через два года обложить дополнительным сбором владельцев машин, ввезенных частниками через Казахстан, Киргизию и Армению. Похоже, нас ждет очередной раунд эпопеи про «армянские номера», только под новым соусом. Мы попросили автоюриста Льва Воропаева прокомментировать нюансы новых правил ввоза иномарок.

Сборы подскочили в сотни раз

Еще в августе правительство резко увеличило утилизационный сбор для импортируемых автомобилей (российские производители тоже платят его, но затем получают компенсации). Сбор увеличили хитро: для частных лиц оставили символические тарифы в 3,4–5,2 тысячи рублей, а для юрлиц, которые и так платили по высоким ставкам, нарастили их еще сильнее. А главное, приравняли частников-перекупщиков к юрлицам. То есть, если автомобиль ввозит физлицо для продажи, утильсбор платится по ставкам для юрлиц. Разница колоссальная: например, при импорте 2,5-литровой подержанной Toyota Avalon из Китая физлицо платит 5200 рублей, юрлицо — 1,279 миллиона рублей. Всего же с учетом таможенных пошлин и прочих платежей импортер оставляет на таможне 2,6 миллиона рублей. Стоит ли удивляться, что в России за подобные машины просят по 5 миллионов и больше?

Toyota Avalon — аналог Camry для китайского рынка

Toyota Avalon — аналог Camry для китайского рынка

Поделиться

Лев Воропаев рассказывает, что октябрьское постановление правительства не меняет схемы принципиально, но вносит ряд уточнений. Так, например, из предыдущих редакций постановления не было понятно, может ли человек воспользоваться льготным тарифом единожды в жизни либо раз в год. В новой редакции этот момент прояснили: личным пользованием считается ситуация, когда автомобиль зарегистрирован на плательщика утильсбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. То есть можно ввозить по одной машине в год, оплачивая сниженный утилизационный сбор в 3,4 тысячи (новые машины) или 5,2 тысячи рублей (старше 3 лет).

Низкие ставки утильсбора не применяют для второго и последующего автомобилей, ввезенных частником в течение года. Полная ставка действует и для автомобилей с объемом двигателя более 3 литров.

Увеличенный сбор заплатит покупатель

Очень важный нюанс — в случае перепродажи менее чем через год машины, ввезенной для личного пользования, оплатить разницу в утилизационных сборах должен покупатель. Лев Воропаев подчеркивает, что, хотя подход кажется неочевидным, он закреплен в федеральном законе. Поскольку эта разница может превышать миллион рублей, вопрос является совсем не праздным, а значит, при покупке «параллельной» иномарки у частника нужно проверять даты ввоза и размеры уплаченного утильсбора. И тут есть хорошая новость:

— С конца октября появляется новая графа в электронном ПТС, в которой отмечается, что автомобиль ввезен для личного использования, — объясняет Лев Воропаев. — Это позволяет потенциальному покупателю запросить выписку ЭПТС и убедиться, как именно автомобиль импортировали.

Если вы покупаете машину с такой отметкой в ЭПТС у частника в течение года после оформления таможенного приходного ордера, необходимо доплатить разницу между утильсбором для «физиков» и «юриков».

«Ставят заградительные тарифы»

Лев Воропаев полагает, что последние изменения процедуры направлены прежде всего на борьбу с серыми схемами импорта как таковыми.

А лазейки пока остаются. После отказа Грузии от роли транзитного хаба для «параллельных» автомобилей основной поток идет через Киргизию, Армению и Казахстан. Хотя эти страны входят в Единое таможенное пространство — ЕАЭС и на их территории действует единый таможенный тариф (ЕТТ), есть у них и льготные схемы растаможки, предназначенные сугубо для внутреннего пользования. Формально вывозить такую машину из страны нельзя, но этот процесс почти не контролируют, а разница в поборах велика. На примере Mitsubishi Montero Sport мы показывали, что по казахстанским правилам пошлина составляет 2,88 миллиона тенге, или 571 тысячу рублей (по текущему курсу). По единому таможенному тарифу ЕАЭС нужно отдать 16 489 евро, или 1,610 миллиона рублей. Разницу в 1,039 миллиона рублей в теории нужно доплачивать при ввозе в Россию, но пока за этим не следят.

Для Mitsubishi Montero (Pajero) Sport разница между сниженной казахстанской и российской пошлиной по нынешнему курсу составляет более миллиона рублей. Вероятно, через два года эту разницу начнут взимать в виде утильсбора. Для нового автомобиля с объемом мотора около 3 л платеж составит порядка 840 тысяч рублей

Для Mitsubishi Montero (Pajero) Sport разница между сниженной казахстанской и российской пошлиной по нынешнему курсу составляет более миллиона рублей. Вероятно, через два года эту разницу начнут взимать в виде утильсбора. Для нового автомобиля с объемом мотора около 3 л платеж составит порядка 840 тысяч рублей

Поделиться

Лев Воропаев говорит, что власти пытаются упорядочить ситуацию, например, расширяется список документов при ввозе автомобиля, что позволит выявлять машины, ввезенные по сниженным тарифам. При этом в августовском постановлении правительства есть малозаметная на первый взгляд сноска № 6, сформулированная к тому же крайне путанно. А суть ее в следующем:

— Примечание касается автомобилей, которые ввезены в Россию для личного пользования из стран ЕАЭС, — объясняет наш эксперт. — Если в течение двух лет такой автомобиль не встанет на учет в одной из стран ЕАЭС, кроме России, то его владельцу необходимо будет оплатить утилизационный сбор по высокому тарифу для юрлиц. То есть фактически государство устанавливает заградительные пошлины, но в виде утилизационных сборов. Оно говорит: «Если не хотите платить, то вывозите машину и регистрируйте в Киргизии или Армении, и пусть там разбираются с этим, условно, автохламом». Если же хотите использовать в России, то платите полный утильсбор, который формально является формой компенсации экологического вреда.

Лев Воропаев добавляет, что пока эта формулировка не вызвала большого ажиотажа и никто не пытался ее оспорить, поэтому нет и официальных разъяснений. Как она будет работать на практике через два года, не очень ясно. Скорее всего, владельцам «параллельных» машин, ввезенных после 1 августа 2023 года по сниженным ставкам через ЕАЭС, предложат заплатить увеличенный утильсбор. Для автомобилей с объемом двигателя 1–2 литра он составит 300,6 тысячи рублей (новые) и 528,8 тысячи (подержанные). Для двигателей объемом 2–3 литра величины достигают 844,8 тысячи и 1,279 миллиона соответственно. А максимальная ставка действует для б/у автомобилей с моторами более 4 литров — 1,624 миллиона рублей.

Электромобили, включая этот <a href="https://74.ru/text/auto/2023/10/03/72765968/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">544-сильный Zeekr 001</a>, в новой схеме ввоза имеют преференции: например, для частных лиц тариф всегда минимален: 3,4 тысячи (новые) и 5,2 тысячи (подержанные). Для юрлиц — 32,6 тысячи и 122 тысячи соответственно’ title=’Электромобили, включая этот <a href="https://74.ru/text/auto/2023/10/03/72765968/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">544-сильный Zeekr 001</a>, в новой схеме ввоза имеют преференции: например, для частных лиц тариф всегда минимален: 3,4 тысячи (новые) и 5,2 тысячи (подержанные). Для юрлиц — 32,6 тысячи и 122 тысячи соответственно’ data-vox=”https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/d95ede1a9b04f8cbc21b2b9a3d45b8ac19a6db40c_640_480.jpg” itemprop=”contentUrl” class=”_06Zgu”></source></source></source></source></source></source></source></source></picture></div><figcaption class="No+sF">
<p class="BDPZt _1Gdrr vFRhq"><span itemprop="caption">Электромобили, включая этот <a href="https://74.ru/text/auto/2023/10/03/72765968/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">544-сильный Zeekr 001</a>, в новой схеме ввоза имеют преференции: например, для частных лиц тариф всегда минимален: 3,4 тысячи (новые) и 5,2 тысячи (подержанные). Для юрлиц — 32,6 тысячи и 122 тысячи соответственно</span></p>
<div class="_09wK1">
<p itemprop="author" itemscope="itemscope" itemtype="http://schema.org/Person" class="_2O7On _1Gdrr Cgbgl">Фото: <span itemprop="name">Артем Краснов / 74.RU</span></p>
<div class="NHXuY">
<div class="hb5At lN3D2 _33rXE">
<p class="NeIdg"><svg fill="#77808c" width="20" height="15" viewbox="0 0 20 14" stroke-width="1" xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"><path d="M11.6667 11.375L20 5.616L11.6667 0V2.47162C11.6667 2.47162 1.985 4.57031 0 13C4.22667 8.58731 11.6667 8.76038 11.6667 8.76038V11.375Z" transform="translate(0 0.794128)"></path></svg>Поделиться</p>
<div class="Wbp18 TFGz0 _0m48j">
<ul class="jp0zF" style="width:212px;">
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-vk" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17"><use xlink:href="/dist/legacy/svg-sprites/jtn-social.89e7a08f5d9f7defbf78b6b3e292dfc9.svg#jtn-social-vk"></use></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-twitter" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17"><use xlink:href="/dist/legacy/svg-sprites/jtn-social.89e7a08f5d9f7defbf78b6b3e292dfc9.svg#jtn-social-twitter"></use></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-ok" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17"><use xlink:href="/dist/legacy/svg-sprites/jtn-social.89e7a08f5d9f7defbf78b6b3e292dfc9.svg#jtn-social-ok"></use></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-telegram" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17"><use xlink:href="/dist/legacy/svg-sprites/jtn-social.89e7a08f5d9f7defbf78b6b3e292dfc9.svg#jtn-social-telegram"></use></svg></button></li>
<li style="margin-right:0px;"><button data-test="btn-share-wa" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17"><use xlink:href="/dist/legacy/svg-sprites/jtn-social.89e7a08f5d9f7defbf78b6b3e292dfc9.svg#jtn-social-wa"></use></svg></button></li>
</ul>
</div>
</div>
</div>
</div>
</figcaption></figure>
<div data-status="" data-placement="inline" class="Myw1Z iaZSL PDM4p ljQr4 Bgux0 XmulL" style="min-height:300px;max-height:300px;--creative-height:300px;"><lazyhydrate ssronly="true"></p>
<div>
<div id="inline_m-24"></div>
</p></div>
<p></lazyhydrate></div>
<div class="qQq9J">
<div>
<h2 id="chto-v-itoge" class="header">Что в итоге</h2>
<p>Параллельный импорт не запрещают, скорее государство душит теневые схемы ввоза автомобилей по сниженным тарифам. Правительство борется с частниками-перекупщиками, и на этом фоне более безопасной выглядит покупка автомобиля, импортированного юрлицом с оплатой полных утилизационных сборов. Даже если ввезти машину самостоятельно или купить ее у хозяина, который владел ею более года после ввоза, остаются риски, что два года спустя придется оплачивать дополнительный утильсбор.</p>
</div>
</div>
<section class="kuNJf onisd">
<div class="LZavh"></div>
<div class="woYlO"></div>
<div class="MJvlG"></div>
<div class="sD83f"></div>
</section>
<div class="qQq9J">
<div>
<p>Похожая ситуация <a href="https://74.ru/text/auto/2020/07/10/69357964/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">уже возникала с автомобилями, которые ввозили через Армению</a>. Там одно время действовали сниженные таможенные пошлины. В 2020-м <a href="https://74.ru/text/auto/2020/10/13/69501389/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">начались облавы</a> на машины с армянскими номерами, владельцам которых предлагали доплатить разницу в пошлинах, составлявшую зачастую сотни тысяч рублей. Не исключено, что подобный же чёс со временем начнется и в отношении параллельного импорта.</p>
</div>
</div>
<div data-status="" data-placement="inline" class="Myw1Z iaZSL PDM4p ljQr4 Bgux0 XmulL" style="min-height:300px;max-height:300px;--creative-height:300px;"><lazyhydrate ssronly="true"></p>
<div>
<div id="inline_m-28"></div>
</p></div>
<p></lazyhydrate></div>
<div class="qQq9J">
<div>
<p>А цены на автомобили тем временем <a href="https://74.ru/text/auto/2023/10/19/72822140/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">продолжают расти</a>, причем есть примеры <a href="https://74.ru/text/auto/2023/10/30/72853151/" class="_ io-leave-page" target="_blank" rel="noopener">совсем уж сумасбродных прайсов</a>.</p>
</div>
</div>
</div>
			</div>

						<div class="cs-entry__after-share-buttons">
						<div class="pk-share-buttons-wrap pk-share-buttons-layout-default pk-share-buttons-scheme-bold-bg pk-share-buttons-has-counts pk-share-buttons-has-total-counts pk-share-buttons-after-post pk-share-buttons-mode-php pk-share-buttons-mode-rest" data-post-id="43657" data-share-url="https://ufa2.ru/2023/11/%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b7-%d0%b4%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%8e%d1%80/" >

							<div class="pk-share-buttons-total pk-share-buttons-total-no-count">
												<div class="pk-share-buttons-title pk-font-primary">Total</div>
							<div class="pk-share-buttons-count pk-font-heading">0</div>
							<div class="pk-share-buttons-label pk-font-secondary">Shares</div>
										</div>
				
			<div class="pk-share-buttons-items">

										<div class="pk-share-buttons-item pk-share-buttons-whatsapp pk-share-buttons-no-count" data-id="whatsapp">

							<a href="whatsapp://send?text=https://ufa2.ru/2023/11/%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b7-%d0%b4%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%8e%d1%80/" class="pk-share-buttons-link" target="_blank">

																	<i class="pk-share-buttons-icon pk-icon pk-icon-whatsapp"></i>
								
								
																	<span class="pk-share-buttons-label pk-font-primary">Share</span>
								
																	<span class="pk-share-buttons-count pk-font-secondary">0</span>
															</a>

							
							
													</div>
											<div class="pk-share-buttons-item pk-share-buttons-vkontakte pk-share-buttons-no-count" data-id="vkontakte">

							<a href="https://vk.com/share.php?url=https://ufa2.ru/2023/11/%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b7-%d0%b4%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%8e%d1%80/" class="pk-share-buttons-link" target="_blank">

																	<i class="pk-share-buttons-icon pk-icon pk-icon-vkontakte"></i>
								
								
																	<span class="pk-share-buttons-label pk-font-primary">Like</span>
								
																	<span class="pk-share-buttons-count pk-font-secondary">0</span>
															</a>

							
							
													</div>
								</div>
		</div>
				</div>
			


<div class="cs-entry__comments cs-entry__comments-collapse" id="comments-hidden">

	
	
		<div id="respond" class="comment-respond">
		<h5 class="cs-section-heading cnvs-block-section-heading is-style-cnvs-block-section-heading-default halignleft  "><span class="cnvs-section-title"><span>Добавить комментарий <small><a rel="nofollow" id="cancel-comment-reply-link" href="/2023/11/%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b7-%d0%b4%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%8e%d1%80/#respond" style="display:none;">Отменить ответ</a></small></span></span></h5><form action="https://ufa2.ru/wp-comments-post.php" method="post" id="commentform" class="comment-form" novalidate><p class="comment-notes"><span id="email-notes">Ваш адрес email не будет опубликован.</span> <span class="required-field-message">Обязательные поля помечены <span class="required">*</span></span></p><p class="comment-form-comment"><label for="comment">Комментарий <span class="required">*</span></label> <textarea id="comment" name="comment" cols="45" rows="8" maxlength="65525" required></textarea></p><p class="comment-form-author"><label for="author">Имя <span class="required">*</span></label> <input id="author" name="author" type="text" value="" size="30" maxlength="245" autocomplete="name" required /></p>
<p class="comment-form-email"><label for="email">Email <span class="required">*</span></label> <input id="email" name="email" type="email" value="" size="30" maxlength="100" aria-describedby="email-notes" autocomplete="email" required /></p>
<p class="comment-form-url"><label for="url">Сайт</label> <input id="url" name="url" type="url" value="" size="30" maxlength="200" autocomplete="url" /></p>
<p class="comment-form-cookies-consent"><input id="wp-comment-cookies-consent" name="wp-comment-cookies-consent" type="checkbox" value="yes" /> <label for="wp-comment-cookies-consent">Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.</label></p>
<p class="form-submit"><input name="submit" type="submit" id="submit" class="submit" value="Отправить комментарий" /> <input type=

Related Posts
Read More

Удар ниже полиса: страховщики требуют новую реформу ОСАГО, автомобилисты «в коме» от цен

Table of Contents Hide Аккуратных кинули?Лукавая страховая статистикаОтказывают страховые, отказываются водителиНеобязательное обязательное страхованиеСтраховые требуют другой реформыЭто конец ОСАГО?…