В России в последние месяцы обострилось обсуждение «проблемы абортов» — к этой теме власти и депутаты традиционно подошли с точки зрения потенциальных запретов. На всех уровнях спорят, как можно ограничить репродуктивные права женщин, чтобы улучшить демографическую и нравственную ситуацию, а некоторые регионы уже переходят к действиям. И пока против подобных мер возражают отдельные депутаты Госдумы, общественники и эксперты (например, демограф Алексей Ракша, который приводит в пример Польшу, где «при рекордно жестоком законе рекордно низкая рождаемость»), другие деятели выступают со всё более жуткими идеями.
Иногда бывает и так, что самые ярые сторонники многодетности не слишком соответствуют собственным идеалам. Так можно сказать про нашу сегодняшнюю героиню Ингу Юмашеву — бывшую депутатку Госдумы от Башкирии, журналистку и общественную деятельницу, прославившуюся своей жаркой пролайферской риторикой и пропагандой традиционных семейных ценностей. Многие свои громкие заявления она делала, официально не будучи замужем и не имея детей, более того, и сегодня в соцсетях 38-летней активистки не найти трогательных фото с ее детьми.
В этом материале изучаем карьерный путь одной из самых заметных противниц абортов из Башкирии и пытаемся разобраться в ее идеях.
Из телевидения в Госдуму
Согласно официальной биографии, Инга Юмашева родилась 11 марта 1985 года. По собственным словам, ее отец Альберт — инженер «Башнефти», происходит из семьи нефтяников, мама Лариса — лингвист. Сама будущая депутатка училась в гимназии с углубленным изучением английского языка, окончив которую в 2002 году, поступила в Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ).
На последних курсах гуманитарного факультета по специальности «связи с общественностью» Юмашева устроилась на гостелевидение — работала ведущей программы «Вести-Башкортостан» с 2004 по 2006 год. После этого она перешла на работу в программу «Вести-Москва». В 2007 году выпустилась из УГНТУ и продолжила работу в столице вплоть до 2010 года.
О взглядах Юмашевой тех лет многое говорит тема ее квалификационной работы, звучала она так: «Формирование внешнеполитического имиджа России средствами телевизионного иновещания на примере телеканалов Russia Today и “Русия аль-Яум”». Международная тематика явно живо интересовала молодую журналистку, потому в 2008 году она поступила в Дипломатическую академию при МИД РФ на факультет «международные отношения».
Поработав ведущей московского спортивно-патриотического телепроекта «Зарница. Спорт. Экстрим», в 2010 году Юмашева устроилась ведущей новостей на радиостанции «Маяк». Вскоре она стала корреспондентом кремлевского и правительственного пулов журналистов от радио «Маяк» и «Вести ФМ».
Как указывалось в биографии журналистки на сайте гуманитарного факультета УГНТУ (доступна в веб-архиве), помимо своей основной профессии она увлекалась спортом (волейболом, баскетболом, плаванием, большим теннисом), восточной философией, путешествиями, умела играть на фортепиано и гитаре, владела английским и испанским языками.
В 2011 году журналистка выпустилась из дипакадемии, защитив квалификационную работу на тему «Проблемы обеспечения евро-атлантической безопасности в российско-американских отношениях (2008–2011 гг.)». В 2014 году стала ведущей программы «Проекты развития» на телеканале «Россия 24», потом — «Вести-Утро». 7 апреля 2016 года состоялась ее минута славы — журналистке доверили вести программу «Разговор с главой Башкортостана» с Рустэмом Хамитовым.
В том же году она стала депутаткой Госдумы по региональному списку «Единой России». К слову, в 2016-м, помимо нее, на мандаты претендовали и другие медийные красавицы без заметного политического прошлого — например, звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова, победительница конкурса «Краса России — 2014» Татьяна Баитова.
В период работы в парламенте Юмашева запомнилась в основном своими громкими заявлениями против абортов, радикальных феминисток, чайлдфри и ЛГБТ*, однажды в 2021 году она связала всё это (а также порнографию и мат в интернете) с терактами в Казани и Керчи. По мнению депутатки, подобный «деструктивный контент» якобы активно финансируется из-за рубежа и «является частью политики, направленной на разрушение нашей страны изнутри».
Всё это, впрочем, не мешало ей играть в футбол с командой бундестага или участвовать в форуме «Диалог Форт-Росс» в Калифорнии. Примечательно, что в 2019 году именно по пути на этот форум Юмашеву задержали в Нью-Йорке представители ФБР и устроили допрос. До сих пор до конца непонятно, с чем это было связано: коллеги по Госдуме назвали это «циничной провокацией», сама депутатка в дальнейшем рассказывала, что сотрудники спецслужб проверяли ее на связь с Минобороны и утверждали, что не знают о ее статусе.
В целом, кроме яркой риторики и скандала с поездкой в Америку, в качестве парламентария Юмашева особо ничем не запомнилась. Согласно материалам из информационной системы Госдумы, за пять лет работы она лишь однажды была соавтором законопроекта: в 2021 году выступила с идеей запретить иностранцам услуги суррогатных матерей в России. В этой версии проект был отклонен, но впоследствии аналогичный по смыслу внесла группа депутатов во главе с Петром Толстым — и уже его приняли.
С 2018 года Юмашева также начала активно заниматься общественной деятельностью: возглавила организацию «Землячество Башкортостана», «Союз православных женщин» в республике, сейчас она также возглавляет московский фонд по сохранению и защите традиционных духовно-нравственных ценностей «Семья — Страна — Мир». В 2023 году от лица последней она выступила с предложением о частичном запрете абортов в России, снова обратив на себя внимание прессы.
— С инициативой об ограничении абортов в частных клиниках России я выступила не только как президент благотворительного фонда, но и как член экспертного совета Комитета Госдумы по защите семьи, материнства, отцовства и детства, председатель регионального отделения общественной организации «Союз православных женщин» в Башкирии и эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, — пояснила она корреспонденту UFA1.RU. — Церковь всегда будет против детоубийств в материнской утробе, не только считая это величайшим грехом, но и осознавая страшные последствия аборта для самой женщины — как физические, так и психологические.
Аборты проще родов
Объясняя, почему она выступает за эти ограничения, Юмашева прислала нам 14-страничный текстовый документ, в котором обосновала их необходимость, ссылаясь на высказывания различных представителей медицинского сообщества, неназванные исследования, собственный анализ статистики, данные ВЦИОМ и скриншоты опросов в соцсетях.
— Предлагая ограничить аборты в частных клиниках, эксперты и законодатели исходят из интересов сохранения здоровья женщин, наведения порядка в отрасли, — пояснила она. — Анализируя статистику искусственного прерывания беременности по регионам, мы установили, что в регионах, где частных клиник, выполняющих прерывание беременности, меньше или они вообще отсутствуют, средний коэффициент рождаемости выше.
В частности, по данным Юмашевой, в Башкирии действует 125 частных клиник, имеющих лицензии на искусственное прерывание беременности. При этом, по ее словам, есть всего 24 родильных дома и 39 родильных залов для помощи женщине и ребенку. Из этого Юмашева делает вывод, что «сделать аборт женщине проще, чем родить».
— Мы видим, что количество клиник, которые производят аборты, в среднем в два раза больше, чем клиник, которые предоставляют услуги по родовспоможению, — заявила она. — Таким образом, наблюдается явный перевес в сторону обеспечения доступности так называемых частно-домашних абортов в шаговой доступности и, напротив, выявлена нехватка учреждений для родовспоможения и сопровождения беременности.
Также, по мнению экс-депутатки, «преобладающее количество клиник для производства абортов над службой родовспоможения — это нарушение конституционной нормы, закрепляющей право женщин на материнство», так как материнство, согласно 38-й статье Конституции РФ, находится под защитой государства.
Общественница также указала на то, что люди стали хуже относиться к абортам и воспринимать искусственное прерывание беременности «как убийство и расценивать его недопустимым с гуманной и религиозной точек зрения». Также, утверждает она со ссылкой на ВЦИОМ, среди медицинского сообщества выросла доля врачей, считающих искусственное прерывание беременности недопустимым.
— Несмотря на дискуссионность и этическую сложность темы искусственного прерывания беременности, на основании результатов опроса россиян об отношении к абортам, проведенного ВЦИОМ и в соцсетях, можно сделать вывод о моральной зрелости общества и готовности принять существенные изменения в сфере ограничения абортов и их регламентации, а также мер, направленных на совершенствование методов статистики, анализа, учета и качественное исследование в области последствий от проведения искусственного прерывания беременности, влияющих на здоровье женщин, последующие беременности и здоровье будущих поколений в целом, — заключила она.
Юмашева рассказала о стратегическом комплексном плане мер, разработанном экспертами Патриаршей комиссии. Предлагается запретить аборты в частных клиниках, сократить срок допустимого прерывания беременности до 8 недель, при этом с обязательной демонстрацией плода ребенка, сердцебиения матери, консультированием и согласием отца в зарегистрированном браке. В закон предложено ввести понятие «склонение к искусственному прерыванию беременности», рекомендуется ужесточить «ответственность за рекламу», запретить применение термина «безопасный аборт».
Также предлагается закрепить на законодательном уровне «особый статус беременной женщины», обеспечить систему социального патронажа беременной женщины, закрепить особый статус многодетных семей, ввести прогрессивный материнский капитал при рождении второго ребенка и последующих детей, страхование маткапитала, ежемесячное пособие в размере двух МРОТ для беременных женщин и семей с детьми до трех лет вне зависимости от критериев нуждаемости, включить период ухода за ребенком до трех лет в трудовой стаж матери, обеспечить досрочный выход на пенсию многодетным матерям и отцам.
Вопрос без ответа
Юмашева обратила внимание на то, что некоторые регионы уже вводят часть из упомянут практик, она надеется, что и Башкирия встанет «на защиту самых маленьких и уязвимых — детей до рождения, а также беременных женщин». В заключение она заявила со ссылкой на неназванных экспертов и общественных деятелей, что аборты являются одной из главных причин снижения рождаемости в стране.
Стоит отметить, что сама Инга Юмашева вряд ли сможет претендовать хоть на какие-то из предлагаемых ей же мер поддержки — уж слишком сильно она не соответствует образу женщины, интересы которой отстаивает. Вышла замуж она лишь в 2021 году, в 36 лет, о чём сама рассказывала в соцсетях. Неизвестно, появились ли дети у Юмашевой и ее избранника, фотографа из Москвы Алексея Ловена, но, судя по официальной биографии и декларациям о доходах (там депутаты обязаны упоминать несовершеннолетних детей), как минимум до ухода из Госдумы она была бездетной женщиной.
Корреспондент UFA1.RU предпринял несколько попыток дозвониться до экс-депутатки, чтобы расспросить ее об этом несоответствии, однако трубку она не взяла. На момент написания материала вопрос о своем семейном положении проигнорировала она и в мессенджере. Нам не удалось найти в соцсетях Юмашевой упоминаний о ее детях — либо экс-депутатка тщательно скрывает эту часть своей биографии, либо у нее их просто нет.
Отметим, что по поводу чайлдфри последнее время Юмашева громких заявлений не делала: то ли по личным причинам сменила убеждения, то ли — по профессиональным — поняла, что политику трудно продвигать идеологию, которую он не может защитить своим примером. Впрочем, возможно, экс-депутатка просто в большей степени переключилась на повестку конкретно с абортами, тем более что она тоже подразумевает призыв рожать.
Как бы то ни было, Юмашева — не единственная политическая деятельница из Башкирии, оседлавшая возникший в последнее время в России консервативный тренд. В начале декабря 2023 года комичным высказыванием отличилась действующая депутатка Госдумы Эльвира Аиткулова, заявившая, что «тему чайлдфри и ЛГБТ*» продвигают с помощью мемов в соцсетях, а министр семьи республики Ленара Иванова в сентябре заявила, что закон о домашнем насилии не нужен и вообще она не видит «кричащей проблемы».
Стоит также упомянуть сенатора из Челябинской области Маргариту Павлову, которая заявила, что «нужно перестать девушек ориентировать на получение высшего образования», чтобы те не «упускали детородной функции». При этом у самой Павловой, согласно официальной биографии, два высших образования, что не помешало ей родить дочь. Скандал вызвали и слова профессора Марии Ведуновой, которая сказала, что «человечество сделало огромную ошибку, когда дало женщине возможность получать образование». Вскоре выяснилось, что фраза была иронией, которая потерялась без контекста.
Резкая реакция на подобные высказывания обнажает болезненное отношение общества на тему деторождаемости и женской свободы в целом. Если в случае с Ведуновой та смогла четко прояснить, что не стала бы доктором наук в 31 год, если бы была против получения женщинами образования, то некоторые спикеры не могут подкрепить свою позицию личным примером. Тут уместно вспомнить скандал, связанный уже с другой темой: когда министр образования Оренбургской области высказался о зарплатах учителей, одним из главных контраргументов в его адрес был вопрос о том, какие у него самого доходы. Логично, что у людей, которые призывают больше рожать, сразу же спрашивают: «А скольких детей ты родил?»
* 30 ноября Верховный суд РФ признал «Международное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны.