В башкирском Баймаке огласили приговор 37-летнему Фаилю Алсынову (Алчинову) — известному в республике активисту, которого признали виновным по статье 282 УК РФ о «возбуждении ненависти либо вражды». Это решение возмутило многих его сторонников, устроивших 17 января протестную акцию на площади перед зданием суда. Чем же известен Алсынов и откуда у него взялось столько единомышленников, готовых встать под щиты и дубинки силовиков? Рассказываем о биографии активиста и его деятельности в этой статье.
Башкирские волки
Фаиль Алсынов родился 7 декабря 1986 года в селе Юлдыбаево Зилаирского района Башкирии в семье бывшего школьного завхоза, а впоследствии — муллы Фаттаха Алсынова и его жены, санитарки в больнице Рашиды, рассказывал в своей книге «Записки башкирского националиста» активист Руслан Габбасов*. У супругов было четверо детей: сыновья Фарит, Фаиль, Идель и дочь Эльвира. Будущий оппозиционер был из них вторым по старшинству.
По данным издания «Пруфы.рф», Алсынов получил образование в БашГУ, окончил там истфак. В начале 2008 года он присоединился к националистическому движению «Кук буре» (в переводе с башкирского — «серые» или «небесные волки») Азата Сальманова, указывал Габбасов*. Наравне с «Союзом башкирской молодежи» и другими подобными формированиями, эта организация проявляла активность во времена первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. Считается, что власть тогда неофициально поддерживала националистов, чтобы в случае необходимости они могли «показать Москве кузькину мать», о чем, в частности, писал со ссылкой на собственные источники «Московский комсомолец».
Алсынов с детства дружил с другим известным активистом родом из Юлдыбаево — Рамзилем Байназаровым, одним из руководителей «Кук буре», длительное время работавшим в аппарате близкого к власти общественного объединения «Всемирный курултай башкир». В этой же организации в начале 2011 года начал работать специалистом и сам Алсынов, однако в начале 2014 года, как указывает Габбасов*, был уволен якобы «по указу из Белого дома» за критику в адрес тогдашнего главы республики Рустэма Хамитова.
Движение «Кук буре», по словам Габбасова*, вело «борьбу за права башкирского народа». Его активисты наводили мосты с националистическими движениями из других регионов, а также участвовали в политической деятельности, в том числе на выборах в горсовет Уфы 2012 года поддерживали избирательную кампанию одиозного бизнесмена Альберта Мухамедьярова, владельца ночного клуба Hefner, медиахолдинга, в который в разное время входили радиостанции «Европа плюс Уфа», «Ретро FM», телеканал «РЕН ТВ Уфа», а также других активов.
Как указывали в своей статье исследователи Сергей Романов, Ильшат Юсупов и Денис Салимгареев, движение «Кук буре» было лидером протестной активности против промышленной разработки стерлитамакских шиханов, и именно вокруг них в 2014 году самоорганизовалось объединение «Башкорт»**, ядро которого составили Алсынов, Байназаров и Габбасов*, раскритиковавшие курс Азата Сальманова и заявившие, что «Кук буре», на их взгляд, «топчется на месте».
Цари горы
Исследователи Азат Бердин и Юлдаш Юсупов рассказывали, что одной из первых заметных акций нового движения стала попытка сорвать «Русский марш» в Уфе в ноябре 2014 года. В дальнейшем активисты проводили и другие акции — митинг в защиту башкирского языка, «Кольцо жизни» возле шихана Торатау, Дни башкирской молодежи (такие мероприятия ранее регулярно проводил «Союз башкирской молодежи», однако после его распада они прекратились), а также спортивные мероприятия и йыйыны (народные съезды) в районах республики.
Тем не менее, по мнению исследователей, радикализация взглядов Алсынова и Габбасова* спровоцировала в 2018 году раскол в рядах «Башкорта»**. Активисты Айнур Ишкильдин и Ринат Алибаев тогда вышли из объединения, обвинив его лидеров в «узурпации власти, гапоновщине и провокациях», а также заявили, что само движение «создано силовиками». В критике «Башкорта»** неожиданно отметился и другой известный националист из Башкирии — Айрат Дильмухаметов***. Ему не нравилось отсутствие у движения четкой идеологии, также он вслед за Ишкильдиным и Алибаевым утверждал, что его лидер Руслан Габбасов* якобы связан со спецслужбами.
Косвенно в пользу этой версии в интервью изданию Mkset высказывался в дальнейшем и вице-премьер правительства республики Азат Бадранов.
— У нас есть основания полагать, что ребята были «на подряде» у администрации [тогдашнего главы республики Рустэма] Хамитова. У нас очень много веских причин так думать, об этом говорят и признания некоторых сотрудников администрации, — рассказывал он. — Им помогали снимать офис, они фактически получали зарплату за свою деятельность. Ребята-то нигде толком не работали, кроме случайных шабашек. Я убежден, что «Башкорт»** создавался как ручная оппозиция.
По мнению Бадранова, «той администрации региона нужен был карманный враг, которого они сами подкармливали, но с которым периодически героически сражались и побеждали».
— Таких шантажистов, карманных оппозиционеров было очень много, — утверждал он. — По нашей информации, из республиканских внебюджетных источников до 15 миллионов рублей в месяц уходило на кормление различных общественных активистов, блогеров, националистов и так далее.
При этом стоит отметить, что именно Бадранов, по версии издания «Пруфы.рф», «вырвал у Алсынова бейдж аккредитации» в ходе V Всемирного курултая башкир летом 2019 года. В итоге лидера «Башкорта»** даже не допустили на мероприятие, а делегата от Гафурийского района Эльмира Мухаметьянова, который шел к трибуне, чтобы обратить внимание присутствующих на произошедшее, вывели из зала сотрудники ЧОП, писал «Коммерсант». Обоим выступить так и не дали.