Российские власти взялись за самолетостроение. Они готовы выделить производителям более 280 миллиардов рублей на возвратной основе, чтобы те выпустили до 2030 года более 600 отечественных лайнеров. В распоряжении правительства сказано, что это будут 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21, 115 машин Ту-214, 70 бортов Ил-114 и 12 самолетов Ил-96.
— В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны, — заявил председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Казалось бы, документ подписан, осталось только освоить деньги Фонда национального благосостояния и выпустить то, что хотят чиновники. Но всё не так просто.
— Это не те самолеты, которые сегодня нужны России, — сообщил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Как мы видим, три города-миллионника — Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар уже два года живут без гражданской авиации и никакого экономического застоя там не случилось. В общем, куда летает SSJ, туда и поездом можно доехать. Во-первых, нам нужны дальнемагистральные самолеты, чтобы летать в Хабаровск, Владивосток и другие отдаленные города. А
Кирилл Янков не уверен, что в нынешних условиях реально собрать 600 самолетов до 2030 года. Сомнения гложут и других экспертов.
— Нам обещает до 2030 года построить 115 самолетов
Авиаэксперт уточнил, что производство самолетов — это не автомобильный конвейер, поэтому его невозможно разогнать мгновенно до больших мощностей. Он уверен, что просто рабочих рук не хватит, чтобы в десять раз увеличить производство самолетов.
— В последние несколько десятилетий в России гражданская авиация была полностью импортной отраслью, — объяснил транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Все отечественные самолеты, кроме SSJ-100, не были в крупносерийном производстве.
Эксперт уточнил, что рассчитывать на массовое пополнение парков авиаперевозчиков SSJ сейчас также не стоит, так как завод в Комсомольске-на-Амуре в первую очередь заточен на выпуск военных самолетов. И во время спецоперации приоритеты там будут не в пользу гражданских лайнеров.
— Пока еще запас прочности иностранных лайнеров достаточно высокий, — добавил Булгаков. — Более того, рынок б/у самолетов вполне себе доступен для России. И есть все возможности либо решать вопросы, ну, путем, либо в конце концов можно решать вопросы путем каннибализации деталей, что сделала, например, компания «Победа», решив сократить парк на треть.
Напомним, в конце 2023 года опытный образец самолета