Последняя неделя запомнилась уфимцам не только обильными снегопадами и массовыми перекрытиями трасс, но и невиданными ранее транспортными проблемами. Дважды за всю историю сервис «2GIS» оценил пробки в городе в 11 баллов. Каждый вечер и утро дороги наполняются машинами. Из-за толкучки горожане могут потратить в три раза больше времени, чем обычно. Некоторые вовсе тратят на дорогу от двух часов, что близится к московским показателям. Транспортный эксперт Олег Арефьев специально для UFA1.RU рассказал, как так произошло, а главное — что делать властям, чтобы исправить ситуацию? Публикуем его мнение.
Превратились в тыкву
Начнем с того, что к этому всё шло и, собственно, это, по сути, закономерный итог. Город — это очень непростой механизм, жизнь которого зависит от большого количества настроек, даже может показаться, что мелочей. Если долго городом вообще не заниматься, то рано или поздно он погрузится в хаос. А ими никто в реальности серьезно не занимается. Все эти истории с настройками светофоров, искусственным интеллектом — всего лишь имитация, создаваемая для видимости и обоснования освоения бюджетов.
Реальную работу по обеспечению жизнедеятельности города порой не видно. Более того, когда все ответственные за это структуры работают максимально эффективно, то люди это воспринимают как должное, за это даже спасибо не услышишь порой. А вот открыть какой-либо центр управления, посадить там попугаев за компьютеры, перерезать ленточку — так это отличный информационный повод и возможность гордиться «победами». Только в один момент, когда нужно, все эти центры и светофоры превращаются в тыкву.
Что касается пробок в целом и высказывания про «где их не бывает?» В крупных городах, конечно, бывают, тут спорить сложно. Но есть нюанс. Относительно кратковременные затруднения движения, особенно возникающие из-за нештатных ситуаций, — это одно, а стабильные продолжительные по времени и размеру затруднения — совсем другое, а второе уже является очень тревожным сигналом перегрузки системы и серьезной проблемы. Ну а сама стабильность системы определяется именно ее возможностью компенсировать нештатные ситуации, в частности снегопады.
Я еще года два назад говорил, что этот день не за горами, что Уфа пусть и относительно небыстро, но очень уверенно идет к таким пробкам. И вот пришли, правда, поздравить тут не с чем. Конечно, можно кивать на «небывалый снег», на «ветер в харю» и так далее, но ответ намного проще — просто власти всё еще рассчитывают на заложенный еще в СССР запас прочности. При этом даже при относительно небольшой перегрузке вся интеллектуальная система города, о которой столько писали, вдруг превратилась в тыкву. На улицах нет даже просто инспекторов ГИБДД, которые могли бы развязывать сложные места в режиме ручного управления.
Первый — и самый быстрый, и относительно доступный — путь решения сложившейся ситуации — это оптимизация общественного транспорта. При этом не косметическая для галочки, а именно серьезная и структурная. Он должен стать быстрым и удобным, а главное — доступным в любое время и в любом месте города. Он должен иметь приоритет не только на дороге, но и в самой логике отношения к нему. Но тут есть проблема. У нас уже отчитались о транспортной реформе, и выйти к народу и признаться, что ничего не получилось, — для этого требуется достаточное количество мужества.
Ну а дальше уже заниматься организацией движения в целом, дорогами, регулированием движения, парковками. Я могу долго перечислять, что нужно было сделать еще вчера, но у городских, да и республиканских властей задача не стоит это решать, у них пока другие приоритеты.