Есть здание, которое наверняка видел каждый, кто бывал в Уфе. Оно высится на одной из самых главных улиц города — это Дом печати на
Советский дух
Идея построить Дом печати появилась во времена восьмой пятилетки в 1967 году. Инициатором строительства стал производственный отдел партийных издательств управделами ЦК КПСС. По мнению чиновников тех лет, в Уфе сильно не хватало единого издательского комплекса, который мог бы не только освещать жизнь города в едином потоке, но и помогать распространять идеи коммунизма.
Чиновники даже определились с названием — издательство Башкирского обкома КПСС. Одновременно начался подбор молодых специалистов всех полиграфических специальностей. Выпускников нанимали отовсюду, начиная от Москвы и заканчивая Львовом и Омском. Возводили новый объект по проекту Московского проектного института «Гипрокнижнополиграф» Уфимское монтажное управление треста «Стальмонтаж» и строительно-монтажный трест
Сложно поверить, но в те годы место, где сейчас стоит Дом печати, считалось окраиной и промышленной зоной. Там на огромном пятачке в конце
Построить
Изначально в Доме печати практически не печатались уфимские издания. Это было связано с тем, что любая публицистика должна была получить одобрение от федерального центра и пройти ценз. Поэтому материалы для газет и журналов присылали напрямую из Москвы по фототелеграфу. Ситуация исправилась лишь к концу 1972 года, когда «Совет Башкортостаны», «Кызыл Тан» и «Ленинец-Ленинсе», «Вечерняя Уфа» и «Советская Башкирия» переехали туда. Всего в комплексе работало несколько сотен человек.
Тогда издания располагались так:
- первый и второй этажи — аппарат управления издательством;
- третий этаж — представительство управления по охране государственных тайн в печати, «Вечерняя Уфа» и столовая;
- седьмой этаж — Союз журналистов Башкирской АССР;
- девятый этаж — библиотека;
- десятый этаж — «Правда», «Известия» и «Труд» в Уфе, актовый зал;
- с третьего по восьмой этажи — прочие республиканские издания.
Связь с типографией работники офиса поддерживали с помощью пневматической почты. Письмо клали в специальную капсулу, после чего под давлением выстреливали ей по трубам. Так она доходила до адресата. Также в Доме печати работали многоканальная автоматическая телефонная станция (на третьем этаже), телетайп (на седьмом этаже) и фототелеграф (на третьем этаже производственного корпуса).
Перестройка и первые проблемы
В последний год существования СССР Дом печати попал в интересное положение. До последнего момента было не понятно, кому отойдет целый комплекс, однако в ноябре власти твердо решили оставить его в собственности государства. Учредителями издательства стали Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии и Агентство по печати и средствам массовой информации РБ.
На тот момент образованное издательство «Башкортостан» стало самым крупным и единственным государственным СМИ в республике. Приход новых технологий сильно сказывался на работе полиграфии — люди всё реже обращались к печатным изданиям, читая новости в интернете и других информационных каналах. Во времена правления первого президента Башкирии Муртазы Рахимова издательство начало отчитываться о рекордном снижении прибыли, однако кардинальных решений проблемы найти не могли.
Во время следующего главы Рустема Хамитова издательство вовсе начало встречать свой закат. Перед уходом губернатора «Башкортостан» оказался на грани банкротства. К 2018 году там работало всего 100 человек, а работавшие на тот момент в администрации РБ чиновники были не против сократить их всех одним днем. Сами сотрудники начали бастовать, заявляя, что издательство намеренно довели до обнищания.
Однако банкротства не произошло. Дата закрытия ГУПа пришлась на первый месяц нового главы Башкирии Радия Хабирова. Он жестко раскритиковал чиновников, допустивших разорение предприятия, и дал указание подготовить варианты его спасения. Кстати, на той оперативке от Хабирова жестко доставалось всем.
— У нас в республике больше четырех миллионов населения. И вы мне сейчас заявляете, что у нас единственное государственное издательство прекращает свое существование? Помещения в центре у них, там через какое-то время, видимо, хороший публичный дом может получиться или торговый центр. А всю технику полиграфическую во вторчермет сдадим. Как вы допустили это? — цитировал его «Башинформ».
Реализовать это было сложно: по данным Минземимущества РБ, на начало октября предприятие имело дебиторскую задолженность в размере 49,8 миллиона рублей и кредиторскую задолженность в размер 385,5 миллиона рублей. Причем самый большой кредит был взят в 2009 году для приобретения новых печатных станков. Из-за аналогичной причины, кстати, обанкротился Уфимский фанерный комбинат.
Через несколько дней после речи Хабирова должности министра земельного имущества лишился Евгений Гурьев, чье ведомство и было инициатором банкротства предприятия. Под угрозой руководства также находился и руководитель агентства по печати и СМИ Борис Мелкоедов, однако ему удалось соскочить.
Печать во времена интернета
В итоге издательство действительно удалось сохранить. Некоторые не знают, но в
Последние несколько лет чиновники неоднократно поднимали один щепетильный вопрос — капитальный ремонт здания. Фактически с момента своего строительства здание существенно не менялось, проводился лишь косметический и срочный ремонт. Это чувствуется и изнутри — мы смогли прогуляться внутри и отметить для себя несколько моментов.
Во-первых, в строении здания ничего не изменилось. Издания и по сей день делят друг с другом различные этажи, многие из них находятся там еще с советских времен, например, «Китап». Первый этаж дома отдали под аренду, там можно обнаружить, например, центр юридических услуг. Там же находится и пропускной пункт, который ведет к узкой лестнице и старым узким лифтам с деревянными стенками и кнопками в духе советского технопанка.
На третьем этаже также находится столовая, на девятом — библиотека и читальный зал, на десятом — актовый зал, в котором также виднеется мебель советских времен. Что касается косметического ремонта — все офисы заметно осовременили, заменили все старые двери и мебель, накрыли линолеум и оштукатурили стены. Однако легкий антикварный запах застоявшейся древесины, смешанный с ароматами столовой, стеклянная мозаика и деревянные окна намекают на возраст здания. И это сложно игнорировать.
Если изнутри здание пусть частично, но всё-таки выглядит современно, то снаружи оно никак давно не менялось. Разве что вывеску на крыше установили в нулевых, изначально ее там не было. В окружении современных высоток и «Тинькофф-Арены» комплекс сильно выделяется, и не в лучшую сторону. Наоборот, он выглядит как мужчина в шинели и шапке-ушанке посреди танцпола в модном клубе.
На это обратил внимание и Радий Хабиров, который поручил своим подчиненным заняться вопросом ремонта здания. Со слов главы Агентства по печати и СМИ Максима Ульчева, на разработку проектно-сметной документации из казны выделили 6,8 миллиона рублей. Издательский дом «Башкортостан» даже составил примерные рендеры, на которые будут опираться чиновники.
Ранее мы рассказывали о том, как выглядели известные здания Уфы век назад. Среди них был и Дом печати.