Южные города Башкирии живут как будто отдельной жизнью. Когда приезжаешь в них, даже не сразу приходит понимание, что это всё один и тот же регион. Или казалось, что это совершенно другая часть республики. Ранее корреспондент UFA1.RU уже писал про Салават и Мелеуз. Настала очередь одного из самых южных городов (и последнего на этом направлении железной дороги). Сегодня, 14 января, он рассказывает про Кумертау.
Бабай
Кумертау — один из самых далеких от Уфы городов Башкирии, до столицы отсюда — 250 километров и 4 часа езды. Предыстория этого города, можно сказать, начинается еще в ранние годы советской власти: ученые нашли в этом районе залежи угля. Месторождения открыли только в 1940-х, а в 1947 году началась стройка города. Говорят, это было необжитое место, дороги отсутствовали, про свет вообще речи не шло. Железную дорогу построили в конце 1940-х. Всё появлялось постепенно — кроме электрификации железной дороги, которой нет по сей день.
Основной период стройки города длился до 1955 года. Кумертау тогда был поселком Бабай, названным по Бабаевской возвышенности, на которой и стоял. Если бы он был где-то в центральной части страны, его могли бы назвать Бабаевском, но поскольку мы в Башкирии — он стал Бабаем. Стройкой города занималась молодежь — средний возраст жителей был 27 лет. На краю города сейчас есть большой угольный разрез, заполненный водой (снять его не получилось, но летом мы туда доберемся и покажем в деталях).
В 1949 году поселок назвали Кумер-Тау (от башкирского күмер — уголь, а тау — гора, угольная гора). В 1953 году Кумертау получил статус города с современным названием. И хотя говорят, что это самый южный город Башкирии — это не так. Если глянуть на карту и сравнить, то Баймак куда южнее, хоть и находится не на самом юге, а восточнее.
Утопает в сугробах
Первое, что бросилось в глаза по приезде в Кумертау, это большое количество снега вокруг. Его было больше, чем в Салавате или Мелеузе (и уж тем более в Уфе). Видно, что город неслабо засыпало.
Также в глаза бросается и вокзал, который чуть-чуть выглядывает из-за сугроба. Давний, советский, почему-то серый (хотя был желтым и зеленым) и не такой красивый, как в Салавате, но он хотя бы похож на вокзал. Внутри — просторно, хоть и один зал (второй на ремонте), есть вендинговый автомат — можно взять шоколадки, кофе, пока ждешь поезда.
Раньше на станции Кумертау останавливался один-единственный поезд дальнего следования —
Дома здесь такие же цветные, как и в Салавате, например. Оно и понятно — пока город утопает в бесконечных сугробах, снегопадах, дымке (или тумане, непонятно), человеческому глазу нужно разнообразие. Нужно понимание, что жизнь не такая серая. Кажется, что дома вообще наспех строили, особо не задумывались над внешним видом, просто лепили как можно больше. Но даже это лучше, чем бараки в Черниковке.
Но основная проблема Кумертау — это, конечно, снег и его последствия. Например, идя по улице Вокзальной, можно не встретить тротуаров, потому что их занесло после снегопада. На снимке ниже прекрасно всё: баннер «Я люблю свой город» и возвышенность из метрового сугроба вместо нормальной дороги для пешеходов. Как можно заметить, я не первый, кто пошел по этому пути. Можем ли мы такое представить в центре Уфы? Нет конечно. Боюсь представить, что было бы с ответственными за уборку лицами на оперативке в мэрии. Справедливости ради, людей здесь ходит не слишком много, поэтому коммунальщики бросили силы на более важные участки.
Город в тумане
Погода в день поездки была странной, конечно. Снег был ослепительно белым — настолько, что ощущал себя где-то на Крайнем Севере. Приходилось щурить глаза, как летом от палящего солнца. А кроме того, вдали замечалась то ли дымка, то ли туман, непонятно совершенно. Но это сыграло, скажем так, злую шутку: я целый час шел до ТЭЦ (на которой недавно возникли проблемы), чтобы ее не увидеть. Дойдя до нее, стало понятно, что всё здание и трубы просто закрыты густым туманом.
Дорога сюда (да и обратно тоже) была вообще непростой: в ряде мест просто не было тротуаров, идти приходилось по проезжей части. Иногда путь пролегал через сугробы, которые были вовсе не по колено — по пояс буквально.
Сложно было сложить какие-то впечатления про Кумертау, поскольку из-за погоды, снежной белизны и дымки (или тумана) всё затмевалось. Весь город выглядел иначе.
Центр Кумертау выглядит приятно, сразу заметна архитектура 1950-х: дома по 3–4 этажа, все покрашены в один цвет, выстроены в аккуратный ряд.
Если пройти к Дворцу угольщиков по улице Ленина, то можно встретить двухэтажные дома, выкрашенные в светлый цвет, похожий не то на кремовый, не то на желтый. По центру — зеленая зона (сейчас она белая).
Еще в городе есть пара интересных памятников. Первый — самолету
А второй — вертолету
На карте Кумертау можно найти несколько возвышенностей, все они находятся близ парка Гагарина.
Их местные используют для катания на ледянках и тюбингах. Причем ведет туда небольшая дорожка, которая и так превратилась в снежный накат, так еще и подростки гоняют по ней на тюбингах. Это не гоночная трасса, как на горе, а пешеходная тропа, где люди ходят, а не катаются. Но не все это понимают.
Пока я сидел на вершине горы в снегу, подслушал разговор местных: один из них рассказывал, что в молодости скатывался здесь на лыжах, у него получалось вырулить дальше в лес и кататься там. Кстати, на этом спуске зеленая зона не заканчивается — дальше, на много километров вокруг, раскинулся лес.
Несмотря на вечерний час, около 17:00, люди во дворах стали потихоньку выходить на улицы, чтобы откопать свои машины. Возможно, они ожидали новых снегопадов и решили смягчить последствия.
Если подвести краткий итог, то Кумертау — хороший город с потенциалом на развитие. Думаю, летом он выглядит еще лучше, но и зимой тоже ничего, несмотря на отсутствие тротуаров и странные погодные условия. Этот город оставляет желание вернуться, как и Салават. А вот Мелеуз, пожалуй, обречен.