Год назад, 11 января 2023 года, не стало первого президента Башкирии Муртазы Губайдулловича Рахимова, которого местные ласково называли Бабаем. Политик считался одним из «региональных тяжеловесов» и за два десятилетия своей работы многое изменил в нашем регионе. О политическом наследии Рахимова сказано уже много, а в этом материале мы собрали всё, что известно о его родственниках — жене, сыне и многочисленных племянниках, которых он очень любил. Вот как сложилась их жизнь.
Сын уехал в Австрию
Муртаза Рахимов рассказывал, что познакомился с женой Луизой Галимовной, когда они учились в нефтяном институте. По информации «Московского комсомольца», всю жизнь до выхода на пенсию она проработала в научно-исследовательском институте. В 1961 году у президента и его супруги родился сын Урал.
С отпрыском у Муртазы Губайдулловича были непростые отношения — известно, что временами они конфликтовали. Пиковой точкой их разногласий считаются события 2005 года, когда Урал, будучи депутатом Курултая, был обвинен собственным отцом в том, что вместе с другими парламентариями пытался сместить с должности бессменного председателя госсобрания Константина Толкачёва.
Сын президента к этому моменту отучился в Уфимском нефтяном институте и получил степень магистра Пенсильванского университета, писал «Коммерсант». К началу нулевых он объединил контрольные пакеты акций ряда башкирских топливно-энергетических предприятий, что спустя годы выльется в федеральный коррупционный скандал.
Несмотря на все успехи в бизнесе, политическая карьера Рахимова-младшего так и не задалась, а конфликт с отцом, по всей видимости, не затух и спустя годы после инцидента в Курултае. Урал в дальнейшем переехал в Австрию — что характерно, главе рахимовского правительства Раилю Сарбаеву приходилось самому летать в Вену, чтобы договориться с ним о финансовой помощи, это стало известно спустя годы в суде над Сарбаевым. Чиновник объяснял необходимость таких путешествий «напряженными отношениями» отца с сыном.
В середине десятых Уралу Рахимову предъявили обвинения в хищении средств башкирских нефтяных предприятий и в легализации денег, однако Австрия выдать его отказалась, посчитав дело против него политически мотивированным. Башкирский ТЭК в итоге деприватизировали, а сын первого президента так и остался за границей.
Там, по данным агрегатора сведений о компаниях North Data, он в разное время управлял консалтинговой фирмой Vitheo Unternehmensberatungs, ныне ликвидированной инвестиционной Sea Resorts Management und Investments, а также компаниями P-01, Kaiserlaube и Immohafen, занимающимися проектированием.
О нынешней жизни Урала Муртазовича известно мало — разве что то, что он по-прежнему не женат. Его мать Луиза тоже не ведет публичной жизни, в последний раз ее видели на похоронах мужа.
Племянница стала медиаменеджером
Старший брат Муртазы Рахимова Гарей умер в 2000 году. В отличие от знаменитого родственника, детей он завел много. Фарзана, супруга Гарея, пришла в семью Рахимовых невесткой в 1955 году, рассказывала она «Башинформу». Муртаза Губайдуллович навещал семью брата в родном Таваканово и очень любил своих племянников.
Главред «Уфимских ведомостей» Галина Ишмухаметова, успевшая пообщаться с Гареем в далеком 1998 году, рассказывала, что он показался ей «настоящим мудрецом». Беседа с ним происходила в 18-й больнице в Уфе, брат первого президента Башкирии тогда уже серьезно болел.
— Он, наверное, чувствовал свой скорый уход и, возможно, поэтому спешил многое рассказать, — делилась впечатлениями Ишмухаметова. — Он понимал, что власть — лишь мишура, опустошающая душу человека, а истинное счастье — любовь и лад в семье, и очень жалел своего младшего брата — успешного и везучего, как считали в обществе…
Жители Таваканово рассказывали, что Гарей унаследовал от отца Губайдуллы Зуфаровича жесткость, принципиальность и справедливость, тогда как Муртаза пошел «в материнскую породу». На малой родине Гарея до сих пор помнят — в честь него, рассказывают в местной библиотеке, даже назван родник, который он когда-то пробил.
Известно о семерых детях Гарея Рахимова: сыновьях Зуфаре, Рау́фе, Рустаме, Шарифе и Рашите и дочерях Айсылу и Рауфé. Последняя — самая известная из его потомков, ей удалось стать в Башкирии крупным медиаменеджером. В своих интервью Рауфа Гареевна часто рассказывала, что росла в дружной семье, хотя однажды и обронила, что родители были достаточно авторитарными. Отмечала она и теплое отношение со стороны Муртазы Рахимова, который в какой-то момент «стал для нее как родной отец».
Рауфа Рахимова, как она сама рассказывала на портале «Пруфы.рф», родилась 3 августа 1968 года в Таваканово, но после восьмого класса стала учиться в Уфе, в Башкирской республиканской школе-интернате
Сама она окончила учебу там в 1985 году, после чего поступила в Уфимский нефтяной институт. В 1990 году Рауфа Гареевна устроилась работать в налоговую инспекцию по Советскому району города Уфы, позже стала главным бухгалтером республиканской молодежной газеты «Йэшлек». В 1993 году она заняла аналогичный пост в уфимской «Комсомольской правде», а год спустя возглавила и весь региональный медиахолдинг.
Руководила «КП в Башкортостане» Рахимова вплоть до 2011 года, за это время у нее успел родиться сын. По всей видимости, его отец — замруководителя башкирского Агентства по печати и СМИ Марат Газизов. С человеком, похожим на него, Рауфа фигурировала на семейных фотографиях, также об их родстве свидетельствует полное имя сына медиаменеджера, которое упоминается в архивной выписке из Росреестра на ее бывшую квартиру.
Как бы то ни было, в семейную жизнь племянника Бабая с головой уходить не стала. После «Комсомолки» Рауфа Рахимова основала холдинг, в который вошли газета Bonus и новостной портал «Пруфы.рф» (бывший ProUfu), которые сразу приобрели имидж оппозиционных за свои антикоррупционные расследования. При этом сама медиаменеджер настаивает на том, что издания эти «не оппозиционные, а независимые». В 2012 году она основала благотворительный фонд «Изгелек», который продолжает помогать больным детям и до сих пор.
Впрочем, у Рауфы Гареевны нашлись и недоброжелатели. Провластный блогер Арслан Нигаматьянов в декабре 2021 года обвинил владелицу «Пруфов» в лицемерии, когда ее издание объявило сбор пожертвований, указав на якобы имеющиеся у нее недвижимость и автомобили стоимостью в десятки миллионов рублей. Популярный оппозиционный Telegram-канал «Как есть о Башкортостане» (бывший «Куштау on-line») в декабре 2023 года критиковал ее позицию относительно российско-украинского конфликта и указывал на то, что политобозреватель издания Рамиль Рахматов летом того же года ушел на службу добровольцем.
Другая родня затихла
Как бы то ни было, у Рауфы Рахимовой есть популярность и авторитет в Башкирии, чего нельзя сказать о ее многочисленных братьях и сестрах, про которых почти ничего не известно. Интернет полнится грязными слухами о якобы имевшей место борьбе за наследство Бабая в последние годы его жизни, о безразличии Рауфы Гареевны к проблемам родственников, однако достоверных подтверждений этим словам не приводится.
Большинство ее братьев и сестер обзавелись собственными семьями и детьми, а также квартирами в Уфе, установил корреспондент UFA1.RU, изучив связанные с ними архивные выписки из Росреестра, данные судебных картотек, а также профили родственников в соцсетях.
Впрочем, судя по всему, родную деревню покинули не все дети Гарея Рахимова. Так, например, по данным сервиса «Контур.Фокус», Зуфар Рахимов в 2005–2010 годах был соучредителем сельскохозяйственной компании «Тавакан» в Таваканово, с 2004 по 2013-й он был зарегистрирован как ИП в Кумертау, где занимался торговлей в палатках. А вот полный тезка Шарифа Рахимова с 2013 по 2021 год был зарегистрирован как ИП по грузоперевозкам в Уфе.
Дети Гарея Рахимова, как мы уже отмечали ранее, люди непубличные, да и его супруга редко обращает на себя внимание. Как и Луизу, жену Муртазы Рахимова Фарзану в последний раз видели на похоронах первого президента Башкирии.
Читайте также нашу большую статью о биографии самого политика и мнения экспертов о том, какой была его эпоха.