Мы привыкли, что машина управляется педалями и никак иначе, но в некоторых случаях они для водителя будут бесполезны. Речь о людях, которые имеют проблемы с ногами или у которых они вообще отсутствуют. Для них предусмотрено другое управление. Как именно это устроено, мы спросили уфимского блогера и спортсмена Рустама Набиева, а заодно посмотрели авто, на которых он сам ездит. Подробности — сегодня, 26 января.
Семь часов, которые изменили жизнь
Рустам Набиев был простым сельским парнем из Чекмагуша, летом 2015 года, когда пришел его черёд, парень отправился на срочную службу. Его определили в ВДВ и отправили в учебную часть в Омске. Новобранец служил всего две недели, когда случилась трагедия: из-за нарушений при строительстве здание казармы стало рушиться. Солдаты в тот момент готовились спать, но внезапно потолок посыпался, дежурный успел крикнуть, чтобы люди убегали. Только Рустам повернулся в сторону дежурного, как пол под ним рухнул — после падения его накрыли плиты с верхних этажей. Он пролежал под завалами семь часов, прежде чем его спасли.
У молодого парня были тяжелые травмы, в том числе открытый перелом ног и заражение крови. По итогу трагедии он остался без ног.
Счастливый автовладелец
Рустам начал новую жизнь при новых условиях. Он стал много путешествовать и покорил вершины, которые давались не каждому. После случившегося он думал, что уже никогда не сможет водить, а если и сядет снова за руль, то будет кататься с протезами на «Газели» по деревням и собирать шкуры, как это делал его отец.
— Смешно, с одной стороны, но с другой, с этими мыслями я знал, что буду чем-то заниматься. Именно они и двигали меня вперед. Конечно, с протезами поездить на «Газели» не получилось, но машину как таковую я освоил, — писал Рустам в своем блоге.
До армии у него была легковая Hyundai, которой он уже не мог управлять.
Поэтому вскоре тогда еще житель Чекмагуша приобрел Range Rover — сейчас такой стоит от 3 до 7 миллионов рублей за подержанный. Для него настроили ручное управление, а заходил и выходил через багажник — там лежала коляска, на которой он передвигался.
Следующие четыре года Рустам ездил на Range Rover, но за это время обзавелся семьей: женился, появился первый ребенок. Как потом объяснял сам блогер, семья стала большой, поэтому и машина нужна была большая. О смене «ласточки» они задумались еще в 2018 году, но тогда решили вложиться в квартиру в Уфе, к тому же Rover они завезли в автосалон, где его отполировали и визуально обновили.
Ну а черёд новой машины пришел летом 2020 года. Рустам писал, что он ехал с тренировки и на уфимских дорогах заметил Mercedes-Benz GLS400d. Он и не думал о «Мерседесах», потому что считал его «не своим уровнем». Но после этой краткой встречи он поехал в салон, посмотрел его и сказал себе, что скоро заберет. Так, в общем, и вышло. В это же время на его машине появился номер 001, который потом перейдет и на другую машину.
Но между тем Рустам через пару лет обновил свой «Мерседес» — приехал в сервис и сделал его синим. Необычный цвет для машины, но, кажется, ему он идет больше, чем белый. В декабре 2022 года синий был выставлен на продажу за 9 миллионов рублей. Судя по объявлениям, это средняя цена за такую машину с пробегом — некоторые продают и за 10, и за 8. Объявление о продаже синего «Мерседеса» было максимально подробным: помимо идеального состояния, в цене сыграли комплектация, панорамная крыша и защитная пленка.
Через месяц-два машина успешно ушла к новому владельцу, ну а Рустам приобрел Porsche Cayenne и поставил на него те самые номера 001, с которыми ездит и сейчас. Цену спортсмен не озвучил, но признал, что это была самая дорогая его покупка (но что может быть дороже уфимских квартир). На сайтах объявлений такой автомобиль стоит от 7 до 15 миллионов рублей за подержанный, а сервис «Автокод» оценил авто в 11,2 миллиона. Мы нашли объявление на конкретно эту машину — ее в 2022 году продавали за 12,3 миллиона.
В своем блоге Рустам рассказал, что бывал в автосалоне в 2021 году и даже сидел за рулем «Порше» и, конечно, дал себе слово, что возьмет его, как придет время. Вот оно и пришло.
Всё очень просто, но есть нюанс
Как именно управлять машиной в случае, если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нам рассказал сам Рустам.
— Там, на самом деле, всё очень просто. Машина управляется с помощью ручного управления. Оно приобретается самим водителем и устанавливается в специализированных сервисах. К педалям в машине тянутся трубки, которые цепляются на педали. Ты руками их толкаешь на себя с помощью рычагов, — рассказал UFA1.RU Рустам Набиев.
Несмотря на это, машиной может управлять любой — тоже рычагами или, как привычно, педалями. Однако, говорит Рустам, ему кажется, что руками управлять куда легче. Другой вопрос — что все эти детали надо заказывать, а это недешево.
— Бывают разные управления: российского производства и импортного. У меня немецкое оборудование, я покупал его давно, еще до санкций. Тогда оно стоило где-то 98 тысяч рублей, плюс установка порядка 10–12 тысяч. Но оно примечательно, что почти не отличается от общего интерьера автомобиля, рычаги расположены в районе скоростного переключателя. Российские устанавливаются возле руля, а здесь ты одной рукой на руле, другой на рычагах, — рассказал Рустам.
У него автоматическая коробка передач, поэтому рычагов только два. Можно ездить и на механической коробке, но, признаётся блогер, это сложнее, к этому надо привыкать.
— У меня есть знакомые ребята, которые так ездят, но это очень сложно. Я считаю, это даже немного небезопасно в какой-то степени, так как требуется большое внимание, — говорит Рустам.
Хороший момент — установку рычагов не нужно согласовывать в ГИБДД. Как только Рустам стал ездить с ручным управлением, он специально заезжал в Госавтоинспекцию и уточнял, нужны ли какие-то проверки со стороны гаишников. Как оказалось, нет, потому что изменения в конструкцию машины не вносятся. Другое дело, если бы пришлось убирать педали.
Но есть нюанс: в абы каком сервисе это не сделают, нужно искать специальные. В свое время Рустам обращался даже к московским мастерам.
— У нас в Уфе очень мало таких людей, которые могли бы в этом помочь. В то время я нашел только одного человека на весь город. Этого человека я вообще нашел через московских ребят, которые мне сказали, что у нас в Уфе есть такой специалист. Поэтому таких компетентных людей очень мало, — пояснил спортсмен.