История сироты-инвалида из Октябрьского 23-летней
Брошенная на произвол
Диана родилась 14 августа в небольшом горном поселке Инзер Белорецкого района. Родители отказались от нее, как только узнали о ее врожденном недуге — церебральном параличе. Еще малюткой ее отвезли в самый большой дом-интернат для детей-инвалидов в республике — Серафимовский. Там она провела почти всю свою жизнь, пока ей не стукнуло 18 лет.
После совершеннолетия ее перевели в Октябрьский дом престарелых, который по совместительству является интернатом для инвалидов. Там ее вместе с частью выпускников Серафимовского приняла 61-летняя глава учреждения Залия Багаутдинова. Вариантов у ребят было немного — у всех них не было ни родственников, ни опекунов, а государство признало их недееспособными, а значит, интернат в этом случае стал единственным возможным домом для всех.
Как рассказала UFA1.RU Багаутдинова, она сразу прикипела к Диане, дарила ей подарки от себя, помогала во всём. Она даже смогла пару раз добиться, чтобы ей дали возможность выступить с хором — девушке очень нравится петь. Также директор интерната помогла Диане получить ее первую профессию — мастера маникюра. Воспитанница сама попросила это.
— Я очень люблю этого ребенка. Но у нее диагноз сложный, со стойкими нарушениями психических функций. Я пыталась ей восстановить дееспособность, но в этом нам было отказано. В 2022 году я обратилась в суд, но снова отказали. Я ей помогла получить профессию, говорила, мол, давай, накопишь так себе на квартиру, — поделилась Багаутдинова.
По словам директора интерната, из-за болезни Диана не могла читать и ясно мыслить. Единственное, что у нее получалось хорошо, — говорить. Поэтому она любила учить стихи. Местные в интернате помогали ей так: надиктовывали понравившееся произведение на диктофон, а после девушка могла в любой момент включить запись и учить стих по ней.
В интернате у Дианы даже появился молодой человек, с которым она вместе росла в детском доме. Они общались, учились быть лучше, ссорились. Тем не менее эти отношения помогали им быть сильнее. Но идиллия длилась недолго — вскоре, по словам Багаутдиновой, девушке начало становиться хуже.
«Мы просто не могли ей помочь»
В декабре прошлого года Диане начало становиться хуже. Ее и без того, как отмечает директор интерната, шаткая психика начала давать сбой, она становилась всё агрессивнее, доставалось сначала ее молодому человеку, а потом и остальным постояльцам. По словам Багаутдиновой, с каждым днем Диана становилась всё агрессивнее, а средств и полномочий, чтобы успокоить ее, в интернате попросту нет.
Когда приступы агрессии девушки достигли пика, руководство интерната вызвало медиков, которые приняли решение отправить ее в психоневрологический интернат в Стерлитамаке. Именно там ей смогли бы назначить нужное медикаментозное лечение, а также разобраться, что стало причиной такого поведения.
— Мы просто не могли ей помочь, нет в нашем интернате ни медикаментов таких, не средств. Я пыталась с ней поговорить, но она даже меня не воспринимала. Я с диагнозом спорить не стала, попросила невролога проконсультировать Диану с психологом. Попросила не госпитализировать ее, но медики приняли решение ее увезти в другой интернат, — рассказала глава Октябрьского дома инвалидов.
В итоге Диану перевезли Стерлитамак для последующего наблюдения. Со слов Багаутдиновой, если девушке станет лучше, то ее вернут обратно в Октябрьский интернат, однако пока врачи соответствующего решения не приняли.
«После такого я задумываюсь об отставке»
Первыми, кто рассказал историю Дианы, стала некоммерческая организация (АНО) «Радуга добра», директором которой является Регина Биргулиева. Пост в их официальной группе быстро разлетелся по Сети, и на то была своя причина.
Согласно тексту поста во «ВКонтакте», члены АНО активно помогали Диане еще со времен, когда та была в детском доме. После того как ее перевели в Октябрьский, общественники продолжали оказывать ей финансовую и моральную поддержку. Незадолго до отправления в психдиспансер (именно так называют Стерлитамакский психоневрологический интернат в тексте) девушка-сирота рассказала, что Залия Багаутдинова изымает у нее деньги, которые выделяет государство.
— Очень плакала, но мы не придали этому значения, подумали, что расстроилась, наверное, что уезжаем. Думали, что ее не так давно перевели и она привыкнет. Но вдруг она пропала! — писали общественники.
Со слов членов АНО, директор интерната намеренно упекла Диану в некий диспансер, чтобы та больше никому не рассказала про украденные деньги. При этом активисты утверждают, что им пришлось искать девушку самостоятельно по всем медучреждениям. В итоге общественники призвали лишить Багаутдинову поста директора.
Пост с трагичной историей Дианы настолько стремительно разлетелся по Сети, что его заметил глава следкома России Александр Бастрыкин. Он поручил подчиненным из Башкирии разобраться в этом вопросе и восстановить права девушки. В дело вмешалась даже министр труда и семьи Ленара Иванова, которая встала на сторону Октябрьского интерната, пояснив, что необходимо дождаться результатов проверки.
Директор учреждения считает пост АНО клеветой. Во-первых, никто из активистов, по словам Багаутдиновой, даже не связывался с ней, не спрашивал, где Диана, почему ее отправили в Стерлитамак. Это касается в том числе и некоторых СМИ, которые описали ситуацию лишь с одной стороны, отмечает руководитель интерната. Во-вторых, в посте указано, что Диана любила читать сборники стихов, хотя, как мы писали выше, читать она не умеет. В-третьих, средства у Дианы никто даже при большом желании не мог украсть.
— Ее перевели в соответствии с указом министерства, а не по моей прихоти, связано это с ухудшением ее психологического состояния. И не в диспансер, а в интернат! Деньги у нее хранятся на номинальном счету. Она, например, пришла, заявление написала, что ей нужна там, например, колбаса. Комиссия заседает, протокол выносит и перечисляет ей деньги, — пояснила директор.
Из-за того, что в Сети начали распространять именно версию АНО, у директора Октябрьского интерната, как она признаётся, опустились руки.
— Мне мои постояльцы говорят сейчас: «Мы знаем, что вы нас бросите и уйдете». Я говорю, что да, может быть, и уйду, не плачьте. Потому что так издеваться надо мной… — говорит директор.
На данный момент Диана всё еще находится в психоневрологическом интернате. В Следственном комитете Башкирии сообщили UFA1.RU, что всё еще проводят проверку по данному факту. Как только появятся новые подробности этой истории, мы расскажем о них на сайте UFA1.RU