Компания «Атом» завершила прием предзаказов на одноименный электромобиль и показала обновленный дизайн модели, производство которой стартует до конца года. К счастью, от концепт-кара он отличается незначительно и внешне сделан весьма удачно. Но дизайн — не главное в этом проекте, ведь «Атом» — весьма экзотический транспорт по меркам российского автопрома: тут и электропривод, и собственная операционная система, и управление колесами по проводам, и распашные двери… Мы собрали всё, что известно об «Атоме» сегодня, и скепсис невольно борется с технооптимизмом: а что, а вдруг?
Предтечей «Атома» был довольно симпатичный концепт «Кама-1», разработанный Санкт-Петербургским политехническим университетом при поддержке КАМАЗа. Нынешнее АО «Кама» к тому проекту имеет опосредованное отношение, хотя глава КАМАЗа Сергей Когогин остался учредителем. Сейчас компания зарегистрирована в Набережных Челнах, и открытых данных о ее собственниках нет. Кстати, одно время в инвесторах фигурировал миллиардер Рубен Варданян, которому, судя по новостям, сейчас не до инновационных проектов. Среди указанных видов деятельности АО «Кама» не только производство легковых автомобилей, но и разработка программного обеспечения, а также производство электрического и электронного оборудования. Генеральный директор компании — Игорь Поваразднюк.
«Атом» — городской электромобиль длиной около 4 метров, то есть он компактнее Kia Picanto, но ощутимо крупнее «Оки». За счет компактности установленного сзади электромотора салон, судя по фото, достаточно просторен, а посадку назад облегчают распашные двери. Насколько практично это решение — вопрос открытый. Например, ремни безопасности передних седоков пришлось крепить к спинкам кресла, усиливая каркас сидений.
В отличие от приснопамятного «Ё-мобиля», «Атом» не стремится к оригинальности в каждой детали: тут нет роторно-лопастных моторов, суперкондесаторов или базальто-волоконнных кузовов. По компоновке это классический электромобиль с батареей под полом и мотором в задней оси.
Кузов отштампован из проката, включая высокопрочные и сверхвысокопрочные стали. Для электромобиля сверхлегкие материалы в кузове почти не имеют смысла, потому что изрядную долю массы обеспечивает батарея, и это главная проблема. У аналогичных «Атому» электромобилей батареи весят в районе 300–500 килограммов.
Батарею обещают емкостью до