Когда два года назад над едва успевшими прийти в себя после карантина российскими магазинами электроники нависла тень железного занавеса, продавцы не представляли, что будет дальше. На вопросы о наличии того или иного товара они отвечали в духе: «Сейчас продадим всё, что осталось, а дальше не знаем». В интернет-витрине цены внезапно приобрели лишний ноль. Товар обещали доставить «сразу, как только появится», а место привычных марок заняли китайские ноунеймы. Но спустя два года прилавки всё так же полны электроники. И несмотря на то что отдельные тревожные симптомы можно заметить и сейчас, отключать Россию от окружающего мира пока никто не собирается. Что сегодня происходит на этом рынке и как он может измениться до конца года, узнал корреспондент NGS.RU.
Бум «китайцев»
Провал 2022 года в продажах смартфонов в прошлом году был исправлен: группа «М.Видео-Эльдорадо», подводя итоги 2023 года, оценила годовой рост продаж устройств в
Ушедший год отличился еще и тем, что впервые в истории топ-3 самых продаваемых марок смартфонов заняли китайские производители: Xiaomi, Tecno и Realme. Единственным «некитайцем» в пятерке лидеров по продажам в штуках стал Samsung, а Apple туда вообще не попал.
Всего на китайские смартфоны пришлось более
Опрошенные NGS.RU участники мобильного рынка считают, что цены на смартфоны в 2024 году вырастут примерно на
Падение доли планшетов
Российскому рынку планшетов 2023 год запомнился тем, что их стали меньше импортировать. С другой стороны, продажи впервые с 2020 года выросли, причем резко — сразу на
За это же время в Россию, по оценке GS Group, было ввезено 1,32 миллиона устройств — на
Первое место по оптовым закупкам занял Huawei: на его долю пришлось
Независимый аналитик Сергей Вильянов, автор Villianov.com, связывает падение корейцев и китайского А-бренда еще и с тем, что доля устройств, которые ввозят в Россию параллельным импортом (солидную часть которого составляли как раз «Самсунги»), за 2023 год снизилась почти вдвое. По его словам, «параллельщики» после 2022 года поняли, что хорошей выручки этот бизнес не принесет, а конкурировать с китайскими официалами оказалось слишком тяжело. Российские пользователи в большинстве своем не захотели переплачивать за любимую марку, прекратившую официальные поставки, и предпочли то, что видели на прилавке.
Источник NGS.RU в одной из крупнейших сетей по продаже электроники подтвердил, что параллельный импорт во второй половине 2022 года шел «с большим запасом»: тогда еще допускали возможность закрытия официальных каналов поставок. В результате некоторые планшеты, закупленные еще тогда, попали на прилавок только в 2024 году.
Выручка магазинов от продаж планшетов за 2023 год, по оценке МТС, выросла на
Одной из причин роста продаж планшетов в России, хотя в целом по миру они падают, представители «М.Видео» назвали принципиально иное отношение российских покупателей к этому товару. В отличие от наших восточных соседей, у нас они не так сильно конкурируют с фаблетами (смартфонами с большим экраном) — в ряде стран это привело к тому, что смартфоны стали перетягивать покупателей. Этот тренд только укрепляется: IDC назвала 2024 год началом трехлетнего роста продаж смартфонов в ряде макрорегионов (Азия, Африка, Южная Америка), тогда как планшетов будет продаваться всё меньше.
В России планшет в последнее время рассматривают не как «мобильный гаджет с очень большим экраном», а как более доступную альтернативу ноутбуку (они в 2023 году заметно подорожали: от
Источник NGS.RU допускает, что весной или летом 2024 года планшетные компьютеры начнут дорожать. Одной из причин может стать выход новых iPad Pro и Macbook Air, анонсированных на март — именно на них Apple возлагает надежды по оживлению рынка. Когда они доберутся до российских прилавков, никто пока сказать не может, но, как показывает история с Samsung S24 или уже продающимися в России Vision Pro, возможно, это случится раньше, чем можно ожидать.
Не спешите с апгрейдом
Для тех, кому мобильного гаджета мало, придется приготовить от 80 тысяч рублей — за сборку «нормального» персонального компьютера, с которым можно будет работать 4–5 лет, придется отдать минимум столько. Источник NGS.RU в одной из сетей цифрового ретейла не решился делать прогнозы относительно динамики цен: рынок, по его словам, нестабилен.
Если брать компьютер сейчас и с прицелом на легкий апгрейд в течение полутора-двух лет, собеседник NGS.RU посоветовал выбрать платформу AMD, которая известна тем, что использует одни и те же стандарты по нескольку лет. Она также обещает поставлять свежее «железо» под действующий AM5 еще несколько лет. Если же заказчик решит, что время терпит, а денег пока нет и нужно еще поднакопить, можно остановиться на Intel, который в 2024 году выпускает разъем LGA 1851 на смену действующему LGA 1700, и всё, что сейчас продается под это гнездо, подешевеет. Если, конечно, покупатель не хочет любой ценой заполучить всё самое-самое новое и сразу.
Аналогичное снижение цен на видеокарты можно ожидать в 2025 году, когда в продажу поступит серия GeForce RTX 5000. Вопрос в том, когда новинка доберется до нашей страны.
Возвращение спроса на жесткие диски
В начале 2023 года цена твердотельных накопителей информации или SSD достигла исторического минимума. В некоторых случаях они оказывались даже дешевле сопоставимых по объему жестких дисков (HDD), которые быстро дорожали после 2021 года.
Удешевлению SSD, кроме выпуска новых бюджетных моделей из Китая, помогло перепроизводство компонентов после пандемии. В 2020–2021 годах накопители стали дефицитом из-за того, что фабрики сократили (или совсем приостановили) работу — и одновременно резко вырос спрос со стороны тех, кто делал себе удаленное рабочее место дома. После 2021 года картина перевернулась: производство выросло, а спрос упал.
В 2024 году цены на все носители информации, по мнению аналитиков рынка, должны вырасти. Эксперты обратили внимание на то, что некоторые модели SSD — в первую очередь, марки Samsung — еще с августа 2023 года снова начали дорожать. И поскольку Samsung также поставляет комплектующие другим производителям, их цены неизбежно потянутся тем же курсом. Китайское издание MyDrivers со ссылкой на производителей твердотельных накопителей (в частности, Western Digital), прогнозирует рост цен до
Все, кто хотел, уже купили
Российский рынок телевизоров всегда был довольно «хорошим»: по оценке аналитика Александра Суркова, автора канала «Сурков о маркетинге», в хороший год он набирает до 10 миллионов продаж в год, потом в кризис падает вдвое, но быстро встает и идет дальше.
Раньше основную часть рынка занимали два корейских гиганта: Samsung и LG, их доля в сумме достигала
Что касается спроса, бум продаж телевизоров 2023 года, по оценке представителя компании «Рексофт Консалтинг» Антона Зуевича, уже миновал. В 2024 году, по его мнению, будет продано примерно на 10–
Это в любом случае не то, что мы могли наблюдать два года назад, когда цены могли вырасти на треть в течение суток. Журналист NGS.RU собственными глазами видел, как это происходит.