Когда 4 года назад президент России Владимир Путин принимал решение о деприватизации «Башкирской содовой компании» (БСК), одним из его аргументов было то, что частные собственники «выкачивали из нее средства любой ценой и в как можно большем объеме». Государство вернуло контроль над предприятием в конце 2020 года, и с тех пор, по задумке, деньги должны были перестать «утекать» в непонятном направлении.
АО «Башкирская содовая компания» возникло из слияния стерлитамакских химических предприятий «Сода» и «Каустик» в мае 2013 года. Бенефициарами компании тогда выступали основатели группы «Петротэк» бизнесмены Сергей Черников и Виктор Исламов, а также их партнеры, включая бывшего вице-премьера Башкирии Альберта Харисова. В 2020 году БСК была деприватизирована при личном участии президента Путина, в 2023 году его указом акции предприятия были переданы в доверительное управление холдинга «Росхим» под руководством директора БСК Эдуарда Давыдова. К учредителям холдинга относились бывшие бизнес-партнеры олигархов Ротенбергов.
Однако за последние годы БСК нет-нет да и проводила какие-нибудь странные или неожиданно дорогие закупки, вызывающие вопросы. Для этого материала мы изучили контракты, заключенные компанией с начала 2021 года по нынешнее время, чтобы рассказать о некоторых расходах, целесообразность которых, пожалуй, стоило бы обсудить.
Много «крузаков» не бывает
Для анализа мы использовали данные сервиса «Контур.Закупки» за период с 1 января 2021 года по 8 февраля 2024 года. Отметим, что за этот период БСК провела закупок на 164,39 миллиарда рублей — можно сказать, что «странные» контракты на этом фоне почти незаметны, однако для многих других госпредприятий эти суммы были бы весьма существенными.
Начнем с автомобилей. Помимо грузовых машин и спецтранспорта, у БСК, похоже, имеется целый автопарк легковых авто — некоторые из них дешевыми не назвать. Компания тратит на их содержание немалые деньги — мы нашли контракты на текущее и гарантийное обслуживание авто общей стоимостью 2,4 миллиона рублей.