Никогда не задумывались, почему покойников всегда выносят именно вперед ногами? Почему их обязательно нужно помыть, разве это теперь имеет смысл? Почему суеверные бабушки спешат остановить в доме часы? Зачем на поминках для усопшего ставят стакан водки? И какие еще ритуальные обряды соблюдаются в Башкирии?
Мы узнали всё, о чем вам было страшно и неловко спросить. Ответы на вопросы дают историк и краевед Фильзя Гарифуллина и доцент кафедры политологии и связей с общественностью УУНИТ Александр Иликаев.
Мытье покойника
Дело здесь в ритуальной чистоте. Нужно смыть с тела биологические выделения перед преданием его земле. В исламе, например, нужно омывать усопшего три раза. У христиан принято, чтобы покойника мыл человек той же веры. В современном мире омывание проводят в морге, там же тело обрабатывают дезинфицирующим средством.
На ночь усопшего обычно оставляют дома, кто-то должен с ним переночевать. Присутствие близких помогает душе безболезненно перейти в другой мир, семья в это время должна молиться за спасение его души.
Повязка на челюсти
Покойным в гробу обычно перевязывают челюсть через макушку. Как объясняет историк Александр Иликаев, в этом действии нет ничего мистического. После смерти мышцы расслабляются, наступает трупное окоченение, поэтому челюсть может выпасть.
А вот руки и ноги перевязывают полотенцами или веревками уже не только из практических соображений. Как говорит краевед Фильзя Гарифуллина, считается, что если обвязать буйного этими веревками, то он навсегда успокоится. Часто такие путы хранят в церквях и мечетях, с их помощью священнослужители могут проводить подобные ритуалы.
Остановка часов и занавешивание зеркал
Люди верят, что из-за зеркал душа может заблудиться и навечно остаться в родных стенах. Душа будет искать выход и мерещиться в отражении оставшимся жить.
Вместе с этим в доме обычно останавливают часы. Это имеет символическое значение, ведь жизнь человека прервалась, и время для него застыло.
Раздача мыла и полотенец
По словам Александра Иликаева, мыло и полотенца раздают потому, что умершего обмывают, делают чистым перед переходом в мир иной. Соответственно, всем участникам обряда тоже надлежит быть чистыми: как во время похорон, так и после. Также платки и полотенца раздают для утирания слёз, в память об ушедшем. Эту традицию переняли в современном мире и те народности, у кого раньше такое было не принято.
— На каком-то уровне у людей всё равно оставался страх перед покойником, и как бы следовало омыться, очиститься после похорон, чтобы смыть с себя всякие следы общения с мертвецом, — объясняет историк.
Хлеб и водка для покойника
Считается, что 40 дней после смерти душа еще обитает в мире живых. На поминках на отдельный стол ставят кусок хлеба, водку и пироги специально для мертвого, чтобы он как бы ел и пил перед уходом в загробный мир. Это дань уважения усопшему, которая, как верят люди, помогает душе пережить дни после смерти.
— После 40 дней хлеб надо отнести на могилу, накрошить, чтобы птицы ели. Водку вылить на могилу, — советует Фильзя Гарифуллина.
Вынос тела ногами вперед
Это противоположность рождению. Мы приходим в этот мир головой вперед, а покидаем его вперед ногами. Также считается, что после этого покойный не сможет запомнить дорогу и вернуться в дом.
Дорожку принято обкладывать еловыми ветками. Якобы они помогут отбиться от собак и змей, которые встретятся по пути к предкам.
Сжигание одежды умершего
У этого есть только практическая цель. От одежды и постельных принадлежностей избавляются, так как после смерти выделяется трупный яд. После 40 дней, когда считается, что душа перешла в мир мертвых окончательно, остальные вещи покойного можно носить.
У марийцев же принято, чтобы кто-то из родственников надевал одежду ушедшего на поминках и изображал его.
— На марийских поминках было принято веселиться. Дело не в неуважении, наоборот, таким способом покойнику показывали, что ему рады, он явился на свои поминки. Символически угощали его, бросали кусочки еды на дно решета и говорили: «Пускай всё это дойдет». Кормили своих и тех, у кого нет родственников, называя их общим словом. Это чтобы, обозлившись, они не стали мстить живым, — рассказывает доцент УУНИТ.
Уборка после покойника
После выноса гроба из дома принято тщательно мыть пол, окна, двери. Причем полы обычно моют от порога, от выхода из дома.
— Если всё делать строго по обрядам предписанным, то всё легко и невесомо становится. Сила тяжести, гравитация перестает действовать даже, — говорит краевед.
Березы и столбы на могилах
Деревья можно встретить на погостах у марийцев. По словам доцента УУНИТ, на могилах высаживают березы, а и иногда сухие березовые маленькие деревья, после к ним подвязывают полотенца или платки.
— Они символизируют платок, который повязала дочь бога, когда уходила с земным парнем. Считается, что марийцы — ее потомки, — объясняет Александр Иликаев.
Иногда на могилы ставят столбы. На их макушках есть вырезанное из дерева изображение кукушки. Она считается олицетворением души, небесной птицей.
«Сувенир» в могилу
Нередко покойнику в могилу дают что-то «с собой» в иной мир. Ребенку могут дать игрушку. Христианину дают в руку крест и разрешительную молитву. Марийцы кладут на глаза монетки, чтобы усопший расплатился ими с землей-матерью, или разноцветные ленты от ног покойного до головы. Считается, что это ленты качелей либо ленты, по которым душа взберется на небо. Еще марийцы в течение жизни собирают в мешочек свои остриженные ногти.
— Считается, чтобы попасть к предкам, надо преодолеть препятствие, а ногти должны в этом помочь. Раньше для этого в гроб складывали колючие ветки или палку, чтобы усопший мог отгонять злых собак или змей, которые мешают попасть в загробный мир, — говорит Александр Иликаев.
Другие статьи рубрики «Тайны старинного кладбища» читайте по ссылке.