Фото: Евгения ГУСЕВА. Перейти в Фотобанк КП
В разных регионах России до конца года при поддержке дочерней структуры ВЭБ.РФ — «ПроШколы» — откроют 34 школы, построенных по модели государственно-частного партнёрства через концессионные соглашения. Всего по этой программе в ближайшее время будет открыто около 70 учебных заведений, рассказал на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун.
«К настоящему моменту завершено строительство 19 школ, еще 15 будут введены до конца этого года. ГЧП позволяет закрыть вопрос со строительством учебных заведений в короткие сроки благодаря участию бизнеса. Дети пойдут в школу не в 2030 году, а гораздо раньше. Уникальность программы “ПроШколы” в том, что выделяемые на строительство школ деньги запланированы на годы вперёд, и они не зависят от бюджетного цикла. Это влияет на скорость принятия решения по каждому проекту», — пояснил Корсун.
Зампред ВЭБа добавил, что у программы есть критерии отбора проектов. В частности, построить школу можно только там, где она действительно нужна. Это даёт бизнесу гарантию того, что вложенные средства можно будет вернуть, поскольку гарантом реализации проекта выступает государство. При этом муниципалитеты в короткие сроки получат новые и качественные учебные заведения.
На скорость одобрения каждого проекта школы влияют и чёткие критерии концессионных соглашений, поэтому на федеральном уровне нужно разработать критерии стандартизации концессий, призвал Юрий Корсун.
«Мы прямо в текст распоряжения (о реализации программы строительства школ) положили целый набор того, что должно быть в концессионном соглашении, чтобы потом об этом не спорить. Там прямо прописаны определённые обязательства и условия. Такая стандартизация позволила нам за несколько месяцев подписать 70 концессий. Поэтому я призываю провести дискуссию, чтобы определить болевые точки и исправить их на уровне федеральных законов. Тогда концессий в стране будет в 2–3 раза больше», — добавил Корсун.
Среди успешных примеров реализации концессионных проектов — модернизация таганрогского трамвая. Это был первый проект комплексного обновления городского электротранспорта в России. Концессионное соглашение на сумму 11,8 млрд руб. подписали ВЭБ.РФ и компания «Синара-ГТР Таганрог». Первые обновлённые трамваи вышли на линии 10 сентября 2021 года, после чего весь город начал меняться к лучшему, напомнил зампред ВЭБ.РФ. «Появились новые зелёные насаждения, торговые площадки. Даже фасады вдоль трамвайной линии перекрасили. Мы наблюдаем очень интересные и позитивные эффекты, возникающие вокруг такого масштабного обновления электротранспорта», — заметил зампред госкорпорации развития.
Комплексное развитие городской среды — не только общественного транспорта, но и парков, скверов, общественных пространств — крайне важно для человека, подчеркнул на ПМЮФ заместитель председателя ВЭБ.РФ Игорь Дроздов. По его словам, человек не сможет полноценно наслаждаться жизнью, если городская среда несовершенна.
«Традиционно мы ассоциируем качество нашей жизни с качеством того пространства, которое считаем приватным. Это наша квартира либо дом. Но на самом деле значительную часть времени мы проводим за пределами этих пространств. Мы пользуемся различными городскими услугами и образовательными сервисами, ходим на культурно-развлекательные мероприятия, отдыхаем в общественных пространствах, скверах, парках. Пользуемся общественным транспортом. В зависимости от того, насколько качественна городская инфраструктура, создаются образ и качество нашей жизни. Поэтому, на мой взгляд, роль городской экономики очень важна», — заключил Дроздов.
ХII Петербургский международный юридический форум проходит 26–28 июня. Основная тема в этом году — «Право как основа глобального равновесия».