Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков
Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП
Примерно 30 миллионов человек – это количество наших сограждан, проживающих за границей. Это и российские граждане, и русские по происхождению, и люди, которые оказались за границей, сами того не ожидая, в 1991 году после развала СССР.
Для многих из них важно сохранять связь с Россией. Связь может быть разной – культурной, духовной, родственной и даже материальной. Но из-за усиливающейся в некоторых странах русофобии делать это становится все сложнее. Поэтому с 1 июля откроется информационный ресурс «Родина», который должен облегчить жизнь россиянам за границей и помочь репатриантам. Впервые его представили не так давно на ПМЭФ. Подробнее о проекте создатели рассказали на пресс-конференции.
– При создании сервиса мы смотрели, в том числе, на зарубежный опыт, – отметил председатель совета директоров АО «Аналитический центр», занимающегося разработкой интерфейса карты «Родина», Илия Димитров. – Мы изучаем их, чтобы сделать сервис более практичным.
Отечественный сервис должен решить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются соотечественники за рубежом. Это сложности с осуществлением трансграничных платежей, оказанием социальной помощи, доступом к информационным и обучающим ресурсам, реализацией гражданских и даже конституционных прав (к примеру, голосования на выборах), доступом к банковским услугам и многое другое.
– Не все из этого мы можем дать сразу сейчас, но мы можем оказать помощь в участии в госпрограмме по переселению, получению образования, государственных услуг, – уверяет руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. – Тем, кто имеет российское гражданство, сможем оформить цифровую подпись, что делает их полноправными участниками всех юридических и экономических процессов. Раньше это нужно было делать в МФЦ. Сейчас мы боремся за то, чтобы сделать четыре центра в дружественных странах.
Работа сервиса также будет во многом направлена на репатриацию. Это, в первую очередь, объясняется острыми проблемами, связанными с отношением к россиянам за пределами собственной страны.
– В прошлом году мы говорили сначала о тысяче людей, которых должны депортировать, потом о трех тысячах, сейчас мы говорим уже о 5-6 тысячах, – приводит статистику руководитель Центра содействия добровольному переселению «Путь домой» Анатолий Бублик. – Не могу сказать, что все 30 миллионов будут выдворены оттуда, но мы должны готовиться. Потому что волна людей, которая когда-то окажется у наших границ, если мы не подготовимся, заполонит нас. Очень не хотелось бы оказаться в той ситуации, в которой мы оказались два года назад, когда наши соседи хлынули к нам миллионами, и все пункты временного размещения, все отели и гостиницы были забиты семьями с баулами. Эту ситуацию нам надо предупредить.
Вероятно, карта «Родина» станет первым шагом к решению этой задачи. Подразумевается, что с ее помощью из механизма взаимодействия граждан и государства получится убрать посредника, то есть чиновников.
– Почему Госуслуги являются настолько востребованными? Потому что именно это звено между гражданином и государством было устранено. Человек может сделать все, если он умеет читать и писать, без участия посредника. Также с картой «Родина», – говорит Анатолий Бублик.
С 1 июля запустится сайт, а в будущем планируется создать еще и приложение для удобства пользователей. Сам интерфейс также будет расти.
– Помимо интеграции с государственными сервисами мы подразумеваем интеграцию и с различными коммерческими сервисами, которые есть в стране для доступа к торговле, логистике, каким-то туристическим вещам. Здесь мы готовы сотрудничать с различными организациями, которые в этом заинтересованы, – объясняет Илия Димитров. – Но в первую очередь сервис будет разработан для физических лиц, а потом уже и для юридических. Подразумевается информационная интеграция и между бизнесами. Так как большинство компаний заинтересованы вести бизнес с Россией.