В очередной раз обнаружив жалобу на Южный автовокзал Уфы в соцсетях главы Башкирии Радия Хабирова, корреспондент нашего портала Айгиз Гильманов, который и сам там бывает очень часто, решил высказать мнение по поводу того, что творится на первой встречающей гостей города локации.
«Так гостей не встречают»
Вот уже больше 10 лет, с момента поступления в университет в Уфе, мне приходится посещать Южный автовокзал. Почему приходится? Честно сказать, находиться там — это не самое приятное времяпрепровождение. Из года в год уфимцы и гости города жалуются на не самые комфортные условия, но ничего не меняется.
В Уфе мне приходилось бывать и до 2013 года, но до этого работал Северный автовокзал, а после появились частники-перевозчики. Поэтому Южный какое-то время оставался для меня в тени. Не буду врать, я не помню, когда впервые посетил Южный. Но есть стойкое ощущение, что с тех пор немногое здесь изменилось. Здесь можете посмотреть, как выглядел вокзал в 2022 году.
Из новшеств, которые появились за последние годы, это экраны, где сообщается о прибытии и отправлении автобусов. Они появились около 5 лет назад, после частичной реконструкции здания. Тогда же появился обновленный зал ожидания с железными скамейками, платформы отгородили секционной железной сеткой, и на этом всё.
Еще переместили курилку, но и это, скорее всего, из-за строительства высотного здания в 200 метрах от автовокзала. В остальном здесь осталось всё так же, как было 10 или даже 20 лет назад. На секундочку Южный является на сегодняшний день единственным автовокзалом Уфы. То есть очень многие, кто приезжает в столицу Башкирии, оказывается первым делом здесь. В здании, которому уже 56 лет.
И это на фоне 450-летия Уфы, масштабного юбилея, о котором говорят власти почти каждый день. К этой знаковой дате в городе отстраивают новые объекты, например Дворец борьбы, обновляют брусчатку в центре города, провели VK Fest (вряд ли бы фестиваль состоялся в обычный год), а в конце лета проведут масштабный праздник, на который съедутся люди со всех уголков республики и соседних регионов.
И вот радостные гости приезжают в столицу любимой республики, чтобы отпраздновать юбилей, и что же они видят? Здание 1968 года постройки со сквозным фойе, на входе встречает старый желтый стол, потолок такого же цвета в стиле конца 70-х, обшарпанный каменный пол и с десяток рядов железных скамеек.
Мало того что это не современно, но это еще и выглядит как-то странно. Людей, впервые приехавших в город, встречает не самого свежего вида памятник советской эпохе. А если выйти и сесть в уфимский трамвай, то картина полностью сложится. Но бывает, что в автовокзале приходится ждать своего рейса.
И вот по воле судьбы необходимо переждать некоторое время в этом месте. Можно разместиться на втором этаже, как уже было сказано, зал ожидания реконструировали, и это единственная положительная сторона Южного. Из современного установлено несколько телевизоров, кофейный автомат и экраны с информацией.
Конечно же, с дороги или перед дорой, бывает, хочется перекусить. Тут выбор небольшой. На первом этаже есть несколько лавок, где продают хлебобулочные изделия и воду, понятное дело, по вокзальным ценам.
На втором есть столовая, таких в городе вроде даже не осталось. Там можно сесть за стол и поесть первое, второе, и компот тоже в меню имеется. Интерьер тот же из начала 70-х годов прошлого века.
Поели, теперь перед дорогой обязательно надо сходить в туалет. А там — кошмар. То, что он платный для всех, у кого нет билета — это еще нормально, какую-то полезную функцию это выполняет, левые граждане не будут бегать и сорить.
Находится туалет снаружи, с торца. Сначала нужно спуститься по узкой, крутой лестнице, где двум взрослым людям сложно разойтись. После открывается вид на небольшую комнату, где стоит уличная скамейка, а у стены три раковины. Там же касса, показываешь билет и идешь к новым испытаниям.
Претензий к сотрудникам автовокзала и тем более уборщицам не будем высказывать, тут больше недовольство, так скажем, от «интерьера» основной части туалета. В мужском это пять кабинок с тяжелыми железными дверьми, кафельный пол, а на полу дырки. Смыть, кстати, тоже не всегда получается, это как повезет, не все бочки, которые установлены на уровне лица, работают. Есть еще писсуары, особой популярностью не пользуются.
Закончив все дела, можно идти к своей платформе. Тут нас встречает турникет, он выполняет роль памятника истории, для чего он еще может быть нужен, неизвестно. Садимся на старые скамейки и ждем свой автобус. Еще один плюс — сотрудники автовокзала, на моей памяти не было ситуации, чтобы они не помогли.
Можно сказать, что здание свою главную функцию выполняет, людей отправляет и встречает. Вопрос: мы действительно так хотим встречать гостей? Даже юбилей? Если поискать в интернете информацию о реконструкции Южного вокзала, появляются новости аж с 2019 года, когда шел слух, что автовокзал планируют снести, на его месте построить высотки, а за городом возвести новый, красивый автовокзал. Как видим, пока ничего такого не произошло.