Северомуйский тоннель, самый длинный в России
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Уже 50 лет «Комсомольская правда» рассказывает читателям про БАМ. Мы писали о трудовых подвигах и свадьбах на рельсах. Даже снаряжали в тайгу собственные агитпоезда — знаменитый «Красный эшелон».
А как живет и развивается БАМ сегодня? В год полувекового юбилея магистрали мы, при поддержке РЖД, отправились в путешествие через полстраны, чтобы посмотреть, что происходит с грандиозным проектом сейчас, и пообщаться с бамовцами разных эпох.
Начало — здесь:
ПОЖАРНЫЙ ПОЕЗД
В районе Северомуйска горит тайга. Небо затянуло дымкой, чувствуется запах гари. Причина пожара неизвестна. Может злой умысел, но более вероятно — случайность. К июню тайга высохла. Кто-то бездумно выбросил бычок из окна поезда. Или разбил бутылку в лесу, и осколки на солнце сработали как лупа. Ещё в этих местах бывают сухие грозы, когда дерево загорается от удара молнии. А влаги так мало, что она не может остановить огонь.
Тайга встревожена. Животные ищут безопасное место. Рядом с нашим поездом некоторое время скачет олень, потом скрывается среди деревьев.
В мистической дымке мы прибываем на станцию Окусикан. Она расположена рядом со знаменитым Северомуйским тоннелем, самым длинным в России. Здесь на станции дежурит ярко-красный пожарный поезд. Он отвечает за безопасность дороги и выезжает, если открытый огонь подбирается близко к путям.
Пожарный поезд всегда на страже тайги
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Пожары — обычное дело в тайге. И она научилась быстро затягивать раны. Уже на следующий год на месте чёрных проплешин – новая поросль. Но лесу нужно время. А человеку нужно научиться беречь тайгу.
РАБОТАЛИ НАСКВОЗЬ МОКРЫЕ
Сизую дымку немного рассеяло ветром. На встречу с журналистами приехали участники строительства Северомуйского тоннеля. Этот 15-километровый тоннель — самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе. На его завершение потребовалось долгих 26 лет. До этого поезда шли обходными путям через горы. Первый путь был построен в начале 80-х. Поезда по нему поднимались на перевал по дороге с уклоном в 20 градусов.
— Поезд расцепляли, и четыре электровоза толкали по два вагона, — вспоминает 65-летний Владимир Ульянов. — А как вы хотели? Уклон большой!
Быстро пробить тоннель не получилось, поэтому к 89-му году построили ещё один обходной путь, длиннее — 64 км с серпантинами, виадуками и парой небольших тоннелей. При этом продолжали рубить главный — Северомуйский.
Владимир Ульянов, проходчик, участник строительства Северомуйского тоннеля
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Владимир работал проходчиком в БАМтоннельстрое. Смены были ночные и дневные, организм с трудом перестраивался. Хотя в забое было темно всегда. У горы оказалась сложная геология: разломы, обжигающая термальная вода и ледяная радоновая, выделяющая радиоактивный газ. Работали в болотных сапогах и всё равно были мокрые насквозь, ведь вода лилась сверху. В тоннеле было душно и шумно, приходилось вставлять вату в уши. Бурили, взрывали, упорно шли вперёд.
Северомуйский тоннель — самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Сейчас Владимир на пенсии. У него ясные голубые глаза, – как будто он хранил небо прямо в них, работая в постоянной темноте.
— Хорошо было. Работали дружно, не глядя на национальности. Все праздники отмечали вместе, у кого какой: мусульманский новый год, бурятский, русский, — улыбается он. И добавляет: — БАМ — вся моя жизнь. И дети здесь живут. Тут и останемся.
Дорогами строителей БАМа на ремонтном мотовозе
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
ПОМЕНЯЛ ДВА БОЛТА
Наша журналистская группа едет по объездному пути на мотовозе. Это ремонтный локомотив со стрелой крана. Путь извилистый и долгий.
— Между прочим, железнодорожный километр не всегда равен тысяче метров. Он может быть как меньше, так и больше, — замечает историк железных дорог Сергей Сигачев, член нашей группы. Он ведёт блог «Блокнот Перископа» и знаменит своей эрудицией.
— Как так?! — удивляются журналисты.
— Вот так. Сначала на магистрали расставляют таблички с расстоянием от первого километра дороги до последнего. Но со временем путь могут срезать за счёт нового туннеля или моста, либо наоборот соорудить объезд. Не менять же из-за этого тысячи табличек и графики движения! Поэтому отрезок пути меняется, но число километровых столбов на нём оставляют прежнее. А каждый километр становится длиннее или короче.
Мотовоз постоянно поворачивает, стальные колёса со скрежетом трутся об рельсы. Из-за трения колеса быстро изнашиваются, стачиваются как дешевая автомобильная резина — приходится менять каждый год.
Чёртов мост всегда был овеян мистикой
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Горные пейзажи впечатляют. Вид немного портит смог, снова наползающий на небо. Но когда мы подъезжаем к Чёртову мосту, загадочная дымка кажется уместной. Мост ввели в эксплуатацию в 89-м году. У него особая репутация. Рассказывают, что раньше машинисты грузовых поездов крестились, подъезжая к нему.
На самом деле мост — уникальный. В России таких больше нет. Он стоит на лёгких двухъярусных опорах над горной рекой Итыкит и кажется парящим в воздухе. Его высота — 35 метров, а длина — 356. В этих местах высокая сейсмоактивность. Чтобы мост не пострадал в случае землетрясения, конструкция позволяет ему колебаться без риска обрушения. Если едешь на поезде, это не ощущается. Но когда стоишь на мосту во время движения тяжелого поезда — с непривычки эта тряска пугает.
На Чёртовом мосту, как на каждом железнодорожном, между рельсов уложен контруголок. Он выглядит примерно как ещё одна пара рельсов, смыкающаяся за пределами моста. Если случится авария и поезд сойдёт с рельсов, контруголок задержит колёса и не позволит составу слететь с моста, упасть в пропасть.
Контруголок при аварии не даст поезду упасть в пропасть
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Сейчас мост редко используется, как и обходной путь. Ходят только рабочие мотовозы вроде нашего. Поток поездов по Чёртову пускают только когда в Северомуйском тоннеле идут плановые ремонтные работы.
— Очень надежный мост, — говорит мостовой мастер Баир Бадмаев. Он постоянно дежурит возле уникального сооружения, следит за его сохранностью, осматривает опоры. — Рассчитан на 100 лет. С гарантией! Выдержит землетрясение в 9 баллов, но такого у нас никогда не было, максимум — 5.
Один из пожилых рабочих добавляет, что за 31 год работы поменял на мосту лишь 2 болта. Чёртов мост вообще не ломается. А недавно прошел плановое обновление — вместо устаревших деревянных шпал положили бетонные.
Чёртов мост — уникален, таких в России больше нет. В случае землетрясения конструкция позволяет ему колебаться без риска обрушения
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
УЧАСТОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
Станция Итыкит находится недалеко от Северомуйского тоннеля. Здесь досматривают проходящие поезда – дело важное и необходимое. Но и на другие дела время остается. Два местных таланта рядом с платформой построили макет родного участка железной дороги. Здесь и Чертов мост, и въезд в Северомуйский тоннель, и станция с зоной транспортной безопасности, на которой сотрудники изучают поезд.
Местные таланты создали макет местного участка железной дороги
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Здесь множество мелких деталей — шлагбаумы, семафоры, здания, вывески. Всё это сделано из бытового сора — обрезков проволоки, пенопласта, кусков коробок, старых детских игрушек. Но сделано с большой любовью и тщательностью. Вертятся лопасти ветряка, высоко над станцией летит самолёт (точнее — укреплён на металлическом штыре). На гору выполз медведь. Фигурки охранников и сотрудников железной дороги вылеплены из пластилина и имеют живых прототипов. По краям макет заботливо обложен кусками таёжного мха.
Каждая деталь макета сделана с любовью
Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП
Нужно быть влюбленным в эти места и в железную дорогу, чтобы потратить свободное время именно так. Охранники в шутку называют макет участком психологической разгрузки. Скорее всего он не переживёт зиму. Но до осени будет радовать каждого, кто попадёт на станцию.
Вот и нам повезло увидеть. А теперь — едем дальше, на восток.
Реклама ОАО “РЖД” ИНН 7708503727 erid: LjN8K4Jtf