Второму Северомуйскому — быть: самый длинный железнодорожный тоннель в России получит подкрепление

Северомуйский тоннель — самый длинный тоннель России, его строили 26 лет

Северомуйский тоннель — самый длинный тоннель России, его строили 26 лет

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Уже 50 лет «Комсомольская правда» рассказывает читателям про БАМ. Мы писали о трудовых подвигах и свадьбах на рельсах. Даже снаряжали в тайгу собственные агитпоезда — знаменитый «Красный эшелон».

А как живет и развивается БАМ сегодня? В год полувекового юбилея магистрали мы, при поддержке РЖД, отправились в путешествие через полстраны, чтобы посмотреть, что происходит с грандиозным проектом сейчас, и пообщаться с бамовцами разных эпох.

Начало — здесь:

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

КУВЫРКАЛО МНОГОТОННУЮ ТЕХНИКУ

Рассказ о Северомуйском тоннеле начался еще в прошлом материале. Но его рекордная длина — 15 с лишним километров — заслуживает того, чтобы мы задержались в нем подольше. Напомню, это не только самый протяженный железнодорожный тоннель страны, но и самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе. На его завершение потребовалось долгих 26 лет.

Северомуйский тоннель строили как однопутный. Но получился он сложным и разветвленным. Его длина — 15 км, а со всеми выработками, ответвлениями, штольнями, техническими помещениями — около 45. Целый город в тоннеле. Ходят слухи: когда внутри сломался горнопроходческий комплекс, его не стали эвакуировать, а просто замуровали в стене.

Алексей Овсянников — машинист подземного дизелевоза. 30 лет назад переехал из Казахстана и остался жить в Сибири. Он уже на пенсии, но продолжает работать. Вместе с отцом на обслуживании тоннеля трудится сын — «коренной бамовец», он родился уже в этих местах.

Алексей Овсянников, машинист подземного дизелевоза

Алексей Овсянников, машинист подземного дизелевоза

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

На строительство Северомуйского тоннеля Алексей потратил 6 лет. Доставлял людей на смену, вывозил породу, подвозил бетон для заливки пустот. Вспоминает, как по сервисной штольне вдоль тоннеля пустили электровоз. Но дистанция с каждым месяцем увеличивалась, аккумуляторов стало не хватать. Тогда закупили дизелевозы с барботажными баками. В баках — вода, проходя через нее, дым от использования топлива очищается и превращается в пар. Весь путь, от одного края штольни до другого, на неторопливом дизелевозе занимал 1,5 часа.

Работа была опасной.

— Там плывуны. Нестабильная порода и сильное давление воды, — рассказывает Алексей. — Когда случались вывалы, технику тащило черт знает куда! Кувыркало многотонную технику, а это ведь не коробок спичек!

Вывал — это когда порода неожиданно выламывается из массива горы. Несущуюся по тоннелю лавину из камней и воды невозможно остановить. Однажды во время такого вывала рабочая смена погибла полностью.

Сейчас многое изменилось. В современном проходческом комплексе машинист защищен. Он находится вроде как в большой консервной банке. Породу видит только тогда, когда нужно на щите поменять шарошки (бурильные диски). Работать стало легче и безопаснее.

Алексей внезапно прекращает рассказ и оборачивается к одному из слушающих его корреспондентов — моих соратников по бамовскому туру:

— Зря вы так! И без того тайга горит.

Смущенный корреспондент подбирает с обочины брошенный по рассеянности окурок, аккуратно тушит и прячет его.

О людях, которые отдали свои жизни при строительстве тоннеля, будут помнить всегда

О людях, которые отдали свои жизни при строительстве тоннеля, будут помнить всегда

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

НЕ ПРОСТО ДЫРА В ГОРЕ

На въезде в Северомуйский тоннель стоит обелиск в честь завершения строительства. А чуть поодаль — тяжелый серый камень в память о погибших проходчиках.

Начальник участка производства Виктор Бирюков рассказал легенду. По ночам рабочие в тоннеле встречают призраков погибших строителей, они ходят и светят фонарями. Виктор сам видел такого. Но лишь один раз. Могло и показаться.

Виктор Бирюков, начальник участка производства

Виктор Бирюков, начальник участка производства

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

В тоннель иногда заскакивают животные, приходится их ловить и выгонять. То собака заблудится и воет, пугая рабочих. Однажды заскочила дикая коза. А недавно на 4-й ствол пришёл медведь и разворотил ограждения.

Несмотря на легенды и байки, Северомуйский тоннель — серьёзный инженерный объект.

— Это не просто дыра в горе, с проложенными рельсами, как думают некоторые! — восклицает 73-летний Юрий Пыхтеев, бывший старший инженер тоннеля, а сейчас заслуженный пенсионер. — Здесь своя система вентиляции, сложная дренажная система, системы оповещения и освещения, радиационная служба. Калориферы, пожарные насосы, датчики температуры, уровня воды и содержания углекислого газа. А ещё автоматизированная система управления технологическими процессами.

Юрий Пыхтеев, бывший старший инженер тоннеля

Юрий Пыхтеев, бывший старший инженер тоннеля

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

В сутки по тоннелю проходит 16 пар поездов. Пара — это по одному поезду в обе стороны, то есть всего 32. Летом однопутный тоннель может пропустить и больше. Но зимой сложнее. Пропитанная водой гора начинает замерзать. Оставь тоннель без присмотра — и он зарастёт ледяными сталактитами — ни один поезд не проедет.

Северомуйский тоннель — сложный инженерный проект, требующий постоянного технического контроля

Северомуйский тоннель — сложный инженерный проект, требующий постоянного технического контроля

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

ЛЕДЯНЫЕ СТАЛАКТИТЫ

Именно так в своё время случилось с Дуссе-Алиньским тоннелем, расположенным между Комсомольском-на-Амуре и Новым Ургалом — в восточной части БАМа. Строить его начали ещё до войны. После смерти Сталина тоннель на 20 лет был заброшен. Когда в 1974 году начались масштабные работы на БАМе, выяснилось, что тоннель со всеми своими штольнями, колодцами и помещениями забит льдом.

Сначала его кололи солдаты железнодорожных войск. Потом установили теплогенераторы, но растопить лёд и очистить тоннель не получалось из-за образовавшейся внутри водяной линзы. Внутрь отправилась группа солдат с отбойными молотками. Ползли в темноте и сырости. Когда им удалось отколоть кусок льда, на них обрушился поток ледяной воды, и они чудом выплыли из тоннеля. За время очистки 2-километрового тоннеля из него вывезли 35 тысяч кубометров льда.

Сейчас Дуссе-Алиньский тоннель успешно работает. Даже получил «дублера» — второй тоннель, чтобы пустить поезда в обе стороны. В нем сейчас завершаются отделочные работы. Но эта история показала, что человеку стоит беречь свои чудо-постройки, иначе природа заберёт их. Поневоле вспомнил Северомуйский тоннель: очистить ото льда его 15 километров было бы намного сложнее!

Северомуйский тоннель - самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе

Северомуйский тоннель – самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

К счастью, можно не беспокоиться: в наши дни в Северомуйском даже зимой поддерживают плюсовую температуру. Для этого термальную воду пустили по трубам, получилось что-то вроде центрального отопления. Кстати, в дренажной штольне тоннеля стоит термальная ванна. Точнее, обычная, бытовая — но в нее льется горячая вода из той самой отопительной системы. Рабочие иногда забираются в этот термальный «бассейн» после рабочей смены. Температура воды меняется, иногда в ванну даже не сесть — кипяток! Зато если забрался, 10-15 минут — и усталость снимает.

СПА-процедуры прямо на рабочем месте!

СПА-процедуры прямо на рабочем месте!

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Также для утепления на въезде в тоннель соорудили раздвижные ворота из пенопласта. Всякий раз, пропуская поезд, ворота открываются. Если механизм заклинит, тяжелый локомотив снесёт эту легкую преграду без ущерба для себя.

Когда поездов мало, закрытые ворота позволяют удержать тепло. Другое дело — если составы идут один за другим. Тогда ворота остаются открытыми и в тоннель проникает холод — появляется риск образования льда, который, если не уследить, может «разорвать» любой бетон. А ведь с каждым годом грузопоток на БАМе увеличивается. Поэтому сейчас планируют строить второй Северомуйский тоннель.

888 СЕВЕРОМУЙЦЕВ

В посёлке Северомуйск ломают ветхие бараки и готовят новое жильё для будущих проходчиков второго тоннеля.

Раньше жили в щитовых бараках. Сейчас строят современное общежитие на 250 человек. Всего в посёлке официально зарегистрировано 888 человек. Число удивительное, а с точки зрения живущих неподалёку китайцев — даже священное. Кто-то из журналистов пошутил, что, вероятно, в посёлок принимают нового жителя, только когда один из старых уезжает.

Среди жителей посёлка 180 детей — четверть населения. Есть школа и детский сад, кафе и магазины. Практически все взрослые работают на обслуживании тоннеля, железнодорожных путей, контактной сети.

В будущем, возможно, красоту этих мест смогут увидеть и оценить туристы

В будущем, возможно, красоту этих мест смогут увидеть и оценить туристы

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Северомуйск строился как временный посёлок, но люди остались в нём жить. Уезжать не хотят. Вокруг лес, отличная рыбалка — щука, налим, ленок, хариус. Рыбу ловят даже женщины. Красивейшие пейзажи с заснеженными горами. Если бы не удалённость посёлка от крупных городов, здесь можно было бы организовать курорт вроде Пятигорска. Может, так и будет со временем, когда туризм на БАМе станет привычным делом.

Одна беда — пожары. Иногда беспричинные, когда в сухую погоду самовозгораются торфяники. Вокруг посёлка приходится делать опашку — прокладывать минерализованную полосу шириной в 10 метров. Вроде тех, что делают на границе государства против лазутчиков. Этот посёлок — тоже своего рода островок государства, а за пределами опашки — дикая тайга с медведем-прокурором.

Северомуйск всеми силами стараются защитить от пожаров

Северомуйск всеми силами стараются защитить от пожаров

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Несмотря на удалённость от цивилизации, рабочий посёлок выстоял, сохранил население. А теперь ещё и развивается. Предстоящая работа не будет лёгкой. Придётся повторить подвиг строителей первого Северомуйского тоннеля. Но уже готова инфраструктура, пробита дренажная штольня, намного совершеннее горнопроходческая техника. Так что новое строительство пойдёт быстрее и безопаснее.

Реклама ОАО “РЖД” ИНН 7708503727 erid: LjN8JxjhH

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts