Даже старому доброму алкотестеру не все доверяют. Что уж говорить о предложении оценивать степень опьянения «на глазок»? Фото: Сергей БОБЫЛЕВ/ТАСС
14 июня, окраина Благовещенска. Темно-вишневый минивэн на бешеной скорости вылетел на тротуар, где шли десятки прохожих. Пять человек, среди которых дети, погибли. Как минимум столько же пострадали. А за рулем был пенсионер МВД, ныне таксист, который на суде во время своего ареста заявил: устал на работе, ничего не помнит, лишь только то, что незадолго до случившегося выпил с другом 0,7 водки.
Набор экзотических измышлений
После этого резонансного ДТП губернатор Амурской области Василий Орлов выступил с инициативой ввести систему поощрения людей, сообщающих о пьяных водителях. В некоторых регионах она уже есть – информаторам платят от двух до пяти тысяч рублей. Также среди идей Амурского заксобрания – увеличить административный штраф для нетрезвых лихачей в 10 раз (!): с 30 до 300 тысяч рублей, а максимальный срок лишения прав – с трех до пяти лет.
Впрочем, эксперты, опрошенные «Комсомолкой», считают предложенные меры спорными.
– У обычного человека нет сертифицированного прибора. Он не может точно определить степень опьянения. Разве что сообщить, что какая-то машина странно движется, выбивается из общего потока, – рассказывает автоюрист Дмитрий Славнов. – При этом я полностью за то, чтобы убрать с дороги всех пьяных водителей. Мне бы хотелось, чтобы ни я сам, ни мои близкие никогда не пострадали от таких горе-шоферов.
Оплата услуг информаторов может выйти боком, считает Славнов:
– Создается почва для вымогательства. Почему бы таким добровольным помощникам ГАИ не начать требовать мзду у севших за руль нетрезвыми автолюбителей? Нужно учесть этот момент и проработать его.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин также считает, что премирование третьих лиц «не выдерживает критики, поскольку не может быть основой государственной политики»:
– В стране есть правоохранительные органы, и именно они должны эффективно бороться с этой страшной проблемой. Нынешние же инициативы – набор экзотических измышлений.
Вместе с тем официальная статистика госавтоинспекции показывает, что каждое восьмое нарушение с участием пьяных водителей в 2023 году было пресечено по сигналу от общественности. Больше всего за доносы платят в Пермском крае (5 тысяч рублей) и Ямало-Ненецком автономном округе (4 тысячи рублей). А где-то, как, например, в Марий Эл, за помощь дают билеты в кино, зоопарк или театр. Как минимум 7 регионов России обещают присоединиться к практике оплаты неравнодушных граждан в 2024 году.
Увеличение штрафа и срока лишения прав для тех, кто впервые выехал на дорогу подшофе, тоже вызывают споры.
– На практике знаю, что полтора-два года без водительского удостоверения – серьезное наказание. Да и штраф в 30 тысяч рублей – для многих регионов тоже. У кого-то это месячная зарплата, – говорит Дмитрий Славнов.
Только цифры
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН. Перейти в Фотобанк КП
Нужны показательные процессы
Неожиданный метод борьбы предлагает депутат Госдумы Султан Хамзаев. Он считает, что пьяных водителей и вовсе надо приравнять к террористам.
– Мы и так ужесточили законодательство в отношении нетрезвых за рулем. У нас за некоторые «пьяные» ДТП с погибшими и пострадавшими дают больше, чем за умышленное убийство, – до 15 лет, – прокомментировал в эфире Радио «КП» член общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто. – Правда, есть государства, где за ДТП в нетрезвом виде полагается смертная казнь. И одного-двух казнят ежегодно. Но это говорит лишь о том, что некоторым водителям хоть кол на голове теши.
Дело Михаила Ефремова стало самым громким процессом по «пьяному» ДТП в современной России. Фото: Пресс-служба Мосгорсуда/Агентство городских новостей «Москва»
Автоэксперт Антон Шапарин тоже считает, что недопустимо сравнивать два понятия:
– Терроризм – слишком серьезное слово, чтобы им разбрасываться направо и налево.
Он уверен, что справиться с бедой поможет другое:
– Пьяные водители на дорогах это не корень проблемы, а следствие. Главное, с чем нужно бороться, – это возможность уйти от ответственности, коррупция. Если будут показательные процессы, в которых депутаты и сенаторы, полицейские и актеры, как Ефремов, например, привлекаются к ответственности, то будет толк. А сейчас все прекрасно знают, что если ты попался, то ценой вопроса будет либо несколько сотен тысяч рублей, либо «звонок другу». Пока у нас есть привилегированные участники дорожного движения, мы не сдвинемся с мертвой точки.