Первый бизнес, как первый блин, — частенько комом. Журналист UFA1.RU Марк Константинов на три месяца стал предпринимателем, открыв кафе во время экономического кризиса. Он поделился своим небольшим опытом ведения бизнеса и с какими ошибками ему пришлось столкнуться. Корреспондент рассказал, легко ли открыть свое дело без опыта, какие проблемы ждут начинающего предпринимателя и почему он в итоге прогорел. Обо всём этом подробнее читайте в его колонке от первого лица сегодня, 21 октября.
«Хотел всё бросить, пока не поздно»
В марте этого года, когда в стране объявили о спецоперации, власти заявили, что будут активно поддерживать предпринимателей, ведь многие иностранные предприятия ушли с рынка. В тот момент я покинул любимую редакцию. Тогда ко мне и пришла идея податься в бизнес. Решение было очень рискованным и волнительным. На головокружительный успех я и не рассчитывал, понимал, что любое дело требует раскручивания. Но всё же хотелось верить, что всё получится.
Я долго думал об идее, хотелось сделать что-то полезное. Я перерыл в интернете кучу сайтов с идеями для бизнеса, но ничего для себя так и не нашел. И тут мне пришла идея об общепите. На тот момент я и не представлял, как сложно будет крутиться в этой сфере. Я загорелся идеей открыть кафе, где будут проводиться банкеты. Открываться мы решили с моим хорошим другом напополам. Сам он имеет свой бизнес в гостиничной сфере. Ему эта идея тоже понравилась, поскольку он жаловался, что подустал работать в своей нынешней сфере.
Выбор пал на кафе, поскольку в Деме позакрывалось сразу несколько заведений общепита. Так, демчане лишились единственного в районе рестобара «Небо», где отжигала вся молодежь, закрылся «Чердачок», а любимое кафе «Радуга», где каждую неделю проходили банкеты и корпоративы, превратилось в забегаловку с тремя столиками, поскольку владельцы отдали часть помещения под букмекерскую контору. Жители района часто жаловались, что в Деме абсолютно негде отдохнуть или провести корпоратив.
И тут я увидел давно пустующее помещение, в котором раньше было кафе. Заведение открылось четыре года назад и проработало недолго. Владельцы открылись в ноябре 2018 года, но в пандемию закрылись. Так, и кафе пустовало целых два года. Я позвонил по номеру в объявлении, договорился о встрече. Помещение площадью 244 квадрата оказалось шикарным. Заведение сразу же покорило наши с товарищем сердца. Друг говорил: «Если откажешься, я сам буду заниматься этим». От кафе повеяло таким теплом и уютом, а в голове появилось множество идей, особенно после знакомства с владельцами.
В заведение оказалось три зала: бар, малый с темным интерьером и самое большое помещение, где мы в дальнейшем проводили банкеты. В баре было три стола, в малом зале — 16, а в большом — около 50. Интерьер каждого помещения был индивидуальным: бар напоминал пивнушку, малый зал был оформлен в темных тонах (в шутку мы его называли интимная комната), а просторный банкетный зал — в светлых оттенках.
Хозяйка оказалась очень влиятельной бизнесвумен в Уфе. В общепите она уже много лет, но в последние годы занимается кормлением больниц. Сама владелица признавалась, что идея открыть кафе в Деме ей пришла спонтанно: когда она приезжала в район, здесь негде было даже чай попить.
Хозяйка кафе сразу зарядила стоимость месячной аренды помещения в
— Будем помогать с миру по нитке, — помню ее слова, как сейчас.
В начале мая я зарегистрировался как предприниматель. Сделать это оказалось легко, для этого даже не пришлось никуда ездить. Нужно было открыть расчетный счет в любом банке, тебя сразу же регистрируют как предпринимателя. Платить госпошлину не нужно. Для всего этого мне понадобился лишь компьютер, интернет и загранпаспорт для электронной подписи документов.
Для открытия бизнеса мне пришлось взять кредит. Каких-то крупных вложений мы не делали, мы заплатили за аренду сразу за два месяца, программу для работы в общепите iiko, гостевой Wi-Fi, интернет, ТВ, а также докупили оборудование. Были еще мелкие расходы. Решиться было сложно, посещали различные мысли, что не получится ничего. Я раз 100 хотел просто всё бросить и уйти, пока не поздно. Но назад дороги уже не было.
Дефицит поваров
На подготовку к открытию у нас было чуть меньше двух недель. За это время мы должны были решить вопрос с поставщиками, подготовить залы, докупить оборудование и набрать персонал. Администратора, официантов и кухонных работников мы нашли сразу, другое дело — повара. Мне всегда казалось, что найти кулинара легко и просто, как же я тогда ошибался. Уже в дальнейшем я понял, какой, оказывается, дефицит поваров на рынке труда. Хозяйка помещения кафе «подогнала» нам свою бывшую сотрудницу Ксению (все имена бывших сотрудников кафе в тексте были изменены. — Прим. ред.), которая работала у нее на предприятии поваром и готовила для больниц. Она хвалилась, что является специалистом своего дела и тут же запросила большую зарплату. Я сразу понял, что мы ее не потянем, и отказал. Да и характер у нее оказался тяжелым.
Позже мне позвонила повар по имени Гульназ, нашедшая нас по объявлению в соцсетях. Она была очень приятной и вежливой. Нам она сразу же понравилась, и мы ее приняли, начали разрабатывать меню. Но тут возникла загвоздка: Гульназ в основном работала в столовых, соответственно, и мышление у нее было «столовское». Готовить интересные и сложные блюда она не умела. Она, вероятно, поняла, что не потянет кухню, и на следующий день написала мне: «Извините, мне предложили другое место».
Меня снова охватила паника: до открытия оставалось всё меньше дней, а повара мы так и не нашли. Помимо поисков поваров, мне предстоял еще ряд задач: нужно было установить программу для ресторанов и кафе iiko, заключить договоры на вывоз отходов, услуги дезинфекции помещения, интернет и Wi-Fi, а также получить доступ к сервису «Меркурий», так как мы работали с мясом и молочной продукцией. Мы поделили обязанности с партнером: я решал документационные вопросы, а он привлекал народ, активно нас рекламировал всем.
С этими вопросами я разобрался, проблема с поваром всё еще была нерешенной. И тут к нам пришла Айгиза, словно мои молитвы были услышаны. Она была в возрасте, работала в «Народной столовой». В разговоре она признавалась, что устала от столовских блюд и готова перейти на новый уровень. Тут хозяева помещения «подогнали» нам еще одного повара Илью. Мы договорились, что оба они будут готовить на открытии, поскольку мы надеялись, что народ повалит.
День открытия
Настал тот самый долгожданный день открытия. С самого утра мы активно готовились. Была пятница, решили, что открываться будет разумнее вечером. Закупили шарики, подготовили музыкальное оборудование, украсили зал. Айгиза пришла рано утром, начала готовить, а вот Илья в смену не вышел, придумав какую-то отмазку. Мы попросили абсолютно спокойно Айгизу поставить тесто для хлеба. Ей же показалось, что тон был требовательным. Через минут 15 ко мне подбегает администратор Оксана с криком:
— А где повар? На кухне никого нет!
Я, абсолютно ничего не подозревая, отвечаю, что «наверное, она вышла». Запаниковавшая Оксана стала утверждать, что Айгиза всё бросила и сбежала. Мы прошли на кухню, осмотрели комнату для персонала и убедились, что ее вещей там нет. При этом плита была включенной, на ней варилась курица для бульона. Сказать, что я был в шоке, — ничего не сказать. В голове не укладывалось, как взрослый человек может взять всё и так просто бросить. Это в дальнейшем я осознал, что в мире общепита это абсолютно нормально. Сотрудники живут по принципу: «захотел — вышел, не захотел — не вышел».
Мы с Оксаной сразу стали обзванивать всех знакомых, кто может помочь. Конечно, это оказалось нереальным. Тут я вспомнил про ту самую Ксюшу, которую нам предлагала взять хозяйка. Я позвонил ей, и она сразу же ринулась к нам в кафе на такси. Тут еще мой бизнес-партнер позвал знакомых женщин, которые делали заготовки. Ксюша, словно шеф-повар, дала поручения всем. Девочки работали не покладая рук. Я благодарил в тот момент бога, что мы выкрутились, несмотря на сложности.
Настал тот самый момент открытия. Мы перерезали красную ленточку, послышались радостные крики и раздались аплодисменты. Мы не прогадали: народу было много. Не сказать, что зал был полностью переполнен, но выручку в тот день мы сделали хорошую. Завершили мы вечер шампанским и мыслями об успешном открытии. Во второй день работа снова кипела: люди стали приходить и договариваться о проведении банкетов, отбоя от которых не было. В этот же день мы провели первый мини-банкет. Одна из жительниц отметила у нас день рождения. В тот день я снова переживал, что всё пойдет не так, однако мы вновь справились на ура.
«Домой приходил только ночевать»
Поначалу всё шло хорошо, нам удалось создать слаженный коллектив, но вскоре Ксюша стала портить со всеми отношения. Сначала она поругалась с Оксаной, после — с моим компаньоном. Ксюшу мне постоянно приходилось контролировать, несмотря на то что она меня почти вдвое старше. Она постоянно выбегала на улицу разговаривать по телефону, а доготавливать блюда приходилось кухонной работнице Алле. Что ж скрывать, мне самому пришлось стоять возле Ксюши и следить, чтобы ничего не подгорело. Ей это не нравилось, мол, тут командует мальчишка. Желания у нее работать не было, тут я еще узнал, что она клянчила деньги у моего партнера, просила одолжить ей до зарплаты.
Мой компаньон, долго не церемонясь, ее выгнал. Она в ответ устроила скандал, грозилась полицией, угрожала, что добьется закрытия кафе. Мы вновь вернулись к поискам повара. На это время его обязанности взяла на себя Алла. Это на вид хрупкая пожилая женщина не боялась никакой работы. Бралась, даже если не умела.
Распрощаться вскоре пришлось и с Оксаной. Работу она выполняла хорошо, за всё время привлекла несколько клиентов, которые отметили у нас корпоративы. Но позже я понял, что Оксана пытается взять на себя обязанности директора. Тут еще в один из дней в кассе была недостача
Вскоре от нас ушли и девочки-официантки. Особо мы и не расстроились. За всё время работы они проявили себя только с негативной стороны. Плюс ко всему они постоянно отпрашивались курить, втихаря отсиживались без дела. Мы поняли, что избавились от всех токсичных людей, работа пошла в гору. Замену официанткам нашли быстро, а вот администратора искать я не стал. Решил взять эти обязанности на себя. Помимо этого на мне лежала работа бухгалтера, закуп продуктов у поставщиков, куча документационной работы.
Заявки на банкеты мне приходилось принимать самому, будучи вообще без какого-либо опыта. Зато теперь я знаю, сколько салатов и горячих блюд должно быть на столе и как красиво его сервировать.
С людьми оказалось сложно, ведь все хотели сэкономить, просили что-то принести с собой, приходилось быть жестче. В этом кафе я научился многому: мне приходилось стоять за кассой, забивать заказы, разливать пиво, заполнять алкогольную декларацию. На банкеты мы приглашали опытного шеф-повара, который заявлял, что готовил для самого Хабирова. Обходился он нам очень дорого, но зато гости всегда были довольны, как вкусом, так и сервировкой блюд.
Я работал без выходных, кафе стало для меня чем-то вроде второго жилья, домой приходил только ночевать. Совершенно забыл, что у меня есть родные, бабушка и любимый пес, уделять которому внимание я больше не мог. Признаюсь честно, работать на себя оказалось гораздо сложнее, чем я думал. Платежей оказалось очень много: плата аренды, поставщикам, за интернет, за коммуналку. Плюс были мелкие платежи вроде платы сантехнику или электрику в случае поломки чего-то. Меня всегда мотивировало, что люди остаются в восторге от банкетов. Столько слов благодарности я за всю жизнь не слышал.
Июнь мы закончили успешно, несмотря на проблемы с персоналом. Я даже на удивление оказался в плюсе. Всё благодаря банкетам.
Находили дохлых мышей и куриные лапки
Другой проблемой было, что кафе находилось на первых этажах жилого дома, что было большим минусом. Соответственно, работать мы могли только до 23:00, а в выходные выключали музыку в 22:00. Тем не менее недовольные соседи всё равно находились. Многие мамочки постоянно звонили нам днем, мол, у них тихий час, а в кафе играет музыка. До скандалов не доходило, но в интернете они постоянно «пакостили», публикуя отзывы, что мы им мешаем.
Некоторые нам даже «мстили». Однажды утром у входа я нашел дохлую мышь, а компаньон как-то обнаружил куриную лапку. Часто было, что возле входа нам подбрасывали черные пакеты с мусором. Было понятно, чьих это рук дело.
Общепит — это сфера, где никак не обходится без жалоб и недовольств гостей. Люди всегда находят, к чему придраться. В один из дней к нам зашла пообедать семья с ребенком. На лице главы семейства уже с первых минут было написано, что он чем-то недоволен. Тут он стал придираться к супу и в итоге отказался платить. После вообще повел себя неадекватно, устроив скандал. Мужчина зачем-то стал заявлять, что он бывший директор «Макдоналдса».
— Я вас тут закрою на****, — кричал он матом. — Я на вас Мавлиева натравлю.
Другой гость, пытаясь словить халяву, заявил, что у нас прокисшее пиво, что было абсолютной неправдой. Впрочем, таких ситуаций было много за время работы.
Во время очередного банкета мои бывшие сотрудницы попытались сорвать мероприятие. В тот день вечером заявилась Оксана с двумя официантками. Они заявили, что им мало заплатили. А сама Оксана потребовала вернуть ей
Помогли ли власти?
Еще до открытия бизнеса я задумался о поддержке малого предпринимательства со стороны государства. На тот момент власти всюду твердили, что они активно помогают бизнесменам. На деле же оказалось всё куда сложнее и менее радужно. Во время открытия бизнеса я обратился в разрекламированный проект «Мой Бизнес». Там предложили поддержку в виде кредита с господдержкой и небольшой процентной ставкой. Государство выступало в качестве поручителя. Однако одобрить такой кредит, как оказалось, могут не всем. Выяснилось, что помощь направлена на предпринимателей, которые уже давно ведут свой бизнес. Плюс одним из условий был залог имущества. То есть, если человек хочет с нуля открыть свой бизнес, на поддержку рассчитывать не стоит.
Позже я узнал, что получить материальную помощь можно в центре занятости. Там были доступны два вида поддержки: для малоимущих и безработных. Первый вариант был направлен на людей, кто имеет доход меньше прожиточного минимума. По соцконтракту можно было получить
Но под второй вариант я подходил идеально. На тот момент я уволился с работы. Мне всего лишь было нужно встать на учет как безработный и сделать бизнес-план. Центр занятости готов был дать
Я встал на учет в центр занятости в апреле, сдал бизнес-план, оставалось только ждать. На бирже труда обещали провести конкурсную комиссию, однако ожидания затянулись на месяц, а ответа всё не было. Ждать уже не было времени, кафе нужно было открывать. Я не стал рассчитывать на помощь государства и снялся с учета.
После этого я решил обратиться к бизнес-шерифу Демского района. Власти заявляют, что так называемые помощники предпринимателя — это глаза и уши, которые видят и слышат проблемы бизнесменов, это руки и ноги, которые помогают им в решении вопросов. Они содействуют в получении мер поддержки, консультируют по вопросам открытия бизнеса, подбирают помещения, информируют о нововведениях, касающихся бизнеса. На деле всё оказалось иначе. Бизнес-шериф дала мне кое-какие советы, но какой-то значительной помощи я опять же не получил.
Надеждой для меня стал грант
В итоге о подаче заявок на грант власти Башкирии заявили только в августе. Я заполнил анкету. Условием конкурса было обязательное прохождение обучения предпринимательству и решение различных задач. Уроки проходили в онлайн-формате по вечерам, обучение проводили спикеры, которые имели опыт в предпринимательстве. Не сказать, что эти уроки мне как-то помогли, но некоторые советы мне показались весьма полезными. Обучение длилось две недели, один урок составлял примерно два часа. Я в надежде получить деньги честно выполнял все задания и каждый день слушал эти курсы, но к концу обучения понял, что это лишь формальность. Сертификаты в итоге давали всем, кто подал заявку, даже если человек не решал тесты и не подключался к курсам.
И вот настал день выдачи сертификатов. Нас собрали в офисе «Мой бизнес», некоторые показали презентации своих проектов. У многих уже был действующий бизнес. И тут выяснилось, что власти не всем дают
Почему я закрыл в итоге кафе?
Август стал третьим месяцем моей работы в кафе. Он оказался самым тяжелым. Проходимость сильно упала, многие уехали в сады или готовили детей в школу. Мы пытались завлечь народ чем-то новым. Добавили в ассортимент выпечку, наняли для этого пекаря, но приучить людей не получалось из-за соседствующей «Эко-Пышки», хотя цены мы делали значительно ниже. Я не то чтобы рассчитывал на прибыль, а просто хотел добыть денег на аренду. Но всё было безуспешно. Я стал подумывать о закрытии бизнеса. Мои работники расстроились, ведь мы по сути не проработали и полгода, но влезать в очередные долги мне не хотелось.
Я встретился с хозяйкой помещения, она, конечно, пыталась меня убедить, что август, как и само лето, тяжелое время для общепита. Она заявляла, что осенью дело пойдет, народ попрет и всё окупится. Владелица предлагала даже сделать скидку. Но, посчитав все расходы, я понял, что денег у меня не хватит. Нужно было заплатить поставщикам, платежи которым я уже и так задержал, несмотря на отсрочку, за коммуналку требовалось 20 тысяч рублей (это притом что было лето, когда нет отопления), плюс никто не отменял зарплаты сотрудникам.
Кафе требовало огромных затрат, сил и времени, которых у меня уже не было. Я работал по 13 часов в день, без выходных, а отдачи не было никакой. В тот момент я просто выгорел. Я признал поражение и принял решение о закрытии кафе в конце августа. Конечно, размышляя сейчас, я понимаю, что многих ошибок можно было избежать. Количество спасающих меня банкетов тогда резко сократилось. За последний месяц мы провели юбилей, свадьбу и четверо поминок.
Распрощаться с кафе оказалось сложно, ведь за месяцы работы я привык к нему, для меня оно стало вторым домом. Мы провели последний банкет, организовали с сотрудниками прощальный ужин, обменялись теплыми воспоминаниями. Подводя итог, я хочу сказать, что ни о чем не жалею. Для человека, который никогда не имел опыта в общепите, я считаю, что справился неплохо. Банкеты мы проводили на ура. Однако я убедился, что общепит — дело неприбыльное, на плаву можно удержаться за счет проведения корпоративов.
Сейчас я вернулся на прежнее место работы. Я почувствовал некую свободу: мне больше не приходится переживать, где взять деньги на аренду помещения и как заплатить поставщикам, оплатить коммуналку. Когда-нибудь я бы снова хотел вернуться к бизнесу, но буду делать это уже, избегая всех ошибок.