Корейский автопроизводитель Hyundai близок к продаже питерского завода, пишет «Российская газета», и заморозка предприятия уже началась. Шаг является знаковым для российского автопрома, потому что Hyundai-Kia был крупнейшим иностранным производителем России. И если американские и европейские марки столкнулись с санкциями и политическим давлением, то азиатские бренды декларировали желание остаться. Возможный уход такого гиганта, как Hyundai-Kia, рискует стать точкой невозврата, за которой восстановление прежнего автопрома, каким мы знали его 20 лет, становится невозможным.
В последние годы ритм российскому автопрому задавали три крупных альянса: помимо Hyundai-Kia, тут можно упомянуть Renault и Nissan, а также Volkswagen и близкий ему бренд Skoda. Каждый имел минимум по две производственные площадки и завод по производству моторов: в случае с Hyundai и Kia он был запущен недавно, год назад.
Три модели корейский альянс выпускал под Питером — это Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, причем все они регулярно входили в топ-5 самых востребованных моделей России. Даже в тяжелом 2021 году, когда бушевал микропроцессорный кризис, завод выпустил 234 тысячи автомобилей и стал лидером промышленной сборки иномарок. Другим производственным хабом компании был калининградский «Автотор», где собирали ассортимент более дорогих моделей, включая новый Kia Sportage и Hyundai Tucson. А планов было много: так, в 2020 году Hyundai выкупил бывший завод General Motors под Питером, чтобы перенести туда производство ряда моделей и увеличить их локализацию.
Заводы Hyundai-Kia были остановлены в начале марта 2022 года, но, в отличие от европейских производителей, корейский альянс воздерживался от резких шагов и заявлений. Летом возобновилось производство ряда моделей на «Автоторе», включая новый Kia Sportage, однако речь шла о досборке машин из ограниченной партии деталей, застрявших на таможнях весной 2022 года и разблокированных к лету.
Но, по данным издания «Тона Ильбо», окно возможностей корейской компании сокращается: переводы денег между головным и российским офисами затруднены, расходы на содержание сотрудников и инфраструктуры высокие, а производства нет. Газета называет продажу завода наиболее вероятным вариантом.
Hyundai и Kia считались главными претендентами на то, чтобы составить конкуренцию китайским и российским маркам, доминирование которых на рынке к середине осени стало подавляющим. Сокращение присутствия корейцев подытоживает крах прежней концепции промышленной сборки машин, которая началась двадцать лет назад и позволила России практически полностью пересесть на автомобили местного производства.
Хронология коллапса
Первым об уходе из России в марте 2022 года заявил концерн General Motors, но шаг был скорее символическим, поскольку две его марки, Chevrolet и Cadillac, присутствовали на рынке очень ограниченно. Большей проблемой стала невозможность поставки в Россию недорогих моделей Chevrolet казахской и киргизской сборки.
По-настоящему сильным ударом стал уход Renault в апреле 2022 года. Компания была одним из главных инвесторов российского автопрома, имела собственный завод в Москве и владела АВТОВАЗом, включая предприятия в Тольятти и Ижевске. Renault была одной из немногих фирм, которая организовала инженерный центр в России, и модели Kaptur и Arkana были спроектированы специально для нашего рынка.
К лету 2022 года наступило затишье и громких объявлений никто не делал: большая часть компаний заняла выжидательную позицию. Однако под завесой молчания происходили деструктивные процессы, о чём свидетельствуют, например, планы Volkswagen продать завод в Калуге, притом что с нижегородской площадки концерн и его марка Skoda ушли еще раньше. Изучает возможность продажи завода в Подмосковье Mercedes, а от своего питерского актива может избавиться и Toyota — еще один крайне важный для России бренд. Компания «Соллерс Авто» планирует перепрофилировать дальневосточный завод, которым владела на паях с Mazda, на выпуск машин другой марки.
Пока эти намерения не обрели официальный статус. А вот сворачивание производства Nissan в России уже подтверждено, и вкупе с нынешними планами Hyundai и Kia, а также Toyota это означает смерть питерского автокластера. Когда-то помимо перечисленных марок здесь собирались также Ford, Opel и Chevrolet.
В списке марок, хранящих гордое молчание, остался лишь калужский кластер, состоящий из не самых значимых для легкового рынка брендов: Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi. Производство остановлено еще весной, но новостей нет. Впрочем, наиболее востребованный из этих брендов, Mitsubishi, по итогам 2021 года занял лишь 14-е место, так что стоит ли овчинка выделки — вопрос.
Кто остается и кто приходит
Наибольшую активность в России предсказуемо проявляет АВТОВАЗ, доля которого в сентябре приблизилась к невиданным 40%, причем достичь этого удалось с помощью трех моделей: упрощенной Lada Granta, Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. До конца года завод планирует возобновить выпуск Lada Vesta, но ее сборку перенесли из Ижевска в Тольятти. Хетчбэк XRAY окончательно снят с производства, а Lada Largus могут реанимировать, в том числе в виде электромобиля.
Но если Lada заняла весь лоукост-сегмент, то в ценовой нише от 2 млн рублей безраздельно властвуют китайские бренды, среди которых выделяется троица Haval, Chery и Geely. В сентябре доля чайнабрендов подобралась к 30%, тогда как еще пару лет назад не превышала 4–5%. При этом, например, доля корейских марок упала ниже 13%, да и то за счет остатков машин. Единственным иностранным автосборщиком в России остается Haval, тогда как Chery ввозит автомобили напрямую из Китая, а Geely собирает их в Беларуси.