«Почему министру культуры наплевать?» Интервью с экс-главой Союза композиторов Башкирии, который 30 лет живет в США

Роберт Хакимович сокрушается, что присуждению званий уделяется больше внимания, чем театру

Поделиться

В период масштабных политических изменений в России и мире как будто стало не до искусства, и уж тем более не до национального. Однако, как считает композитор родом из Башкирии Роберт Газизов, даже в такие времена важно поднимать сложные вопросы, связанные с культурой. Артист, уже почти 30 лет живущий и работающий в США, продолжает болеть за республику — и решил поделиться с UFA1.RU своими мыслями о том, как поднять национальную культуру и чему нам стоило бы поучиться у теперь недружественного Запада. Мы также расспросили его об интересных параллелях нашего времени и советского и узнали мнение композитора о последних громких инцидентах в уфимской театральной среде.

Публикуем рассуждения Газизова в незначительных сокращениях.

По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», Роберт Газизов — заслуженный деятель искусств БАССР, член Союза композиторов и бывший председатель его башкирского правления. Артист, награжденный орденом «Знак Почета», в советские времена был заведующим музыкальной частью республиканского драмтеатра и преподавателем Уфимского училища искусств, автором симфоний, концертов и мюзиклов. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила 6 грампластинок с записями произведений Роберта Газизова. С 1995 года композитор живет и работает в США.

Башкирия как территориальная единица в составе СССР обладала автономией и, по сравнению с союзными республиками, имела значительно меньше политических прав. Так, например, второй секретарь обкома (практически второе лицо в административной иерархии) обязательно был человеком из Москвы — очевидно, для большего контроля. Но нельзя сказать, что центральные власти не беспокоились о башкирской национальной культуре.

В Москве готовились кадры для башкирского драмтеатра, прошла обучение в Московской консерватории группа национальных композиторов, были созданы творческие союзы. И хотя все творческие союзы считались общественными организациями, они напрямую подчинялись партийным органам. Поэтому все вопросы, касающиеся работы Союза композиторов я, будучи 14 лет его руководителем, решал исключительно в отделе культуры обкома КПСС.

Об истории создания Союза, о композиторах, которые творили в те времена, довольно подробно рассказано на его официальном сайте. Правда, иногда встречаются ошибки: например, автором музыки к балету «Журавлиная песнь» является московский композитор [Лев] Степанов, а [упоминаемый в соавторах композитор Загир] Исмагилов был просто консультантом при Степанове как специалист по башкирской народной музыке. Удивило меня также большое количество заслуженных деятелей культуры России среди членов Союза. Интересно, за что и каким образом творческие люди получают это звание.

Народный артист СССР Загир Исмагилов начинал свой путь с игры на курае

Народный артист СССР Загир Исмагилов начинал свой путь с игры на курае

Поделиться

Не буду называть фамилию одной дамы. В те не столь далекие времена в Союз композиторов СССР принимали творческих людей только с высшим образованием. Исключения делались в основном для композиторов из автономных республик. И хотя эта дама утверждает, что ей дал рекомендацию для вступления лично руководитель Союза композиторов СССР Тихон Хренников, я такой рекомендации не видел. Мы приняли эту даму, исключительно уступив настойчивым просьбам Мустая Карима, мне трудно сказать что-либо о ее творчестве. И вот она уже заслуженный деятель искусств России.

Что дает присуждение этих званий, я не знаю. Может быть, добавку к пенсии? Я не знаю ни одной страны в мире, где есть такие традиции, разве что Северная Корея. Другое дело государственные премии России. В денежном выражении они доходят до 10 миллионов рублей. Хотелось бы знать, есть ли кто-нибудь в Башкирии, кто получал государственную премию России? Наверное, мои слова многим не понравятся, но я считаю присуждение этих званий пережитком коммунистической системы. И я лично отказался от оформления документов на это звание.

О Союзе композиторов и Доме музыки в Уфе

Несколько слов о пропагандистской деятельности Союза композиторов, я имею в виду пропаганду башкирской музыки. Какие же заметные события происходили в республике по линии Союза в последние годы? Фестивали, посвященные 75-летию и 80-летию Союза композиторов республики, Всероссийский фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала в 2014 году. Последнее мероприятие мне особенно интересно, поскольку первоначально это была моя идея. Этот фестиваль должен был проходить каждый год в разных городах, столицах республик Поволжья и Урала. Судя по всему, он больше не проводится. Еще раньше проходили обменные концерты с другими союзами композиторов — не утеряна ли и эта позиция?

В Москве с 2002 года работает Дом музыки — единственный в России центр исполнительских искусств. Такой мог появиться и в Уфе

В Москве с 2002 года работает Дом музыки — единственный в России центр исполнительских искусств. Такой мог появиться и в Уфе

Поделиться

И, конечно, не дело Союзу композиторов ютиться в таком чересчур скромном помещении. Но, к сожалению, так было всегда. В годы перестройки я договорился с руководством республики о строительстве Дома музыки. Финансировать строительство гарантировал Союз композиторов СССР. В течение года в Москве была создана вся проектная документация и утверждена Советом министров Республики Башкортостан. Было намечено место для строительства. К сожалению, в том же году руководитель Башкирии, первый секретарь обкома Шакиров, был принудительно отправлен на пенсию. И всё, дело заглохло. Но ведь где-то эта документация сохранилась? Может, стоит возобновить разговор о строительстве Дома музыки с руководством республики?

О состоянии местной культуры

Я считаю, есть серьезные проблемы с национальным репертуаром в Башкирском государственном театре оперы и балета. Вот уже три года его художественным руководителем является Аскар Абдразаков — старший брат замечательного оперного певца Ильдара Абдразакова. Почему Аскар Абдразаков? Руководство республики обычно желает видеть на подобном посту не только специалиста, но также человека, известного в народе. Кроме того, Аскар успел поработать министром культуры республики. Было это в 2010 году, и был министром он всего один год, но всё равно это был бесценный опыт.

Аскар до сих пор числится солистом Мариинского оперного театра, и по этой причине его постоянное место жительство — в Санкт-Петербурге. Основное достижение Аскара Абдразакова за эти три года — это постановка оперы «Дон Кихот» композитора Жюля Массне, где он исполняет главную роль, а также выступает в качестве постановщика. Почему «Дон Кихот»? Эта опера поставлена в Мариинском театре, и, естественно, как исполнитель он хорошо знает материал.

Затем, получив разрешение от руководства республики, весь коллектив театра направился в Москву, чтобы Аскар Абдразаков на сцене Большого театра спел арию Дон Кихота. Представьте, какие деньги ушли на это мероприятие из бюджета: поездка в Москву и обратно, аренда Большого театра, проживание в гостинице, командировочные. А ведь сама по себе идея хорошая: показать, что в Башкирии нормальная творческая обстановка. Но показывать надо было оперу башкирского композитора, например «Салавата Юлаева» на русском языке. Тем более что нигде в России, кроме Уфы, эта опера и не ставилась.

Аскар Абдразаков на сцене в 2021 году

Аскар Абдразаков на сцене в 2021 году

Поделиться

Но поездка в Москву — это праздник души, а каковы будни театра? Я изучил афишу театра в период с 25 ноября 2022 года по 18 февраля 2023 года. Это 86 дней. За этот период я насчитал всего четыре мероприятия, которые хоть как-то имеют отношение к башкирской музыкальной культуре: балет «О чем молчат камни» 7 декабря 2022 года, концерт к юбилею Равиля Кучукова 10 декабря, концерт в честь 105-летия Загира Исмагилова 14 декабря и опера «Кодаса» Исмагилова 17 января 2023 года. Выводы делайте сами.

Еще одна деталь, характеризующая Аскара Абдразакова. Художественный руководитель должен великолепно знать теорию и историю музыки, быть разносторонне развитым музыкантом. Обычно на этот пост назначается главный дирижер театра. Недавно в руководстве Башоперы появилась новая должность — главный музыкальный руководитель. Этот пост занял Александр Алексеев, главный хормейстер. Это нонсенс. Художественный руководитель — это и есть музыкальный руководитель. Очевидно, Абдразаков хочет снять с себя часть ответственности в случае возможной неудачи в очередной музыкальной постановке.

О безразличии Минкульта

Несколько слов о проекте «Лаборатория современной башкирской оперы». Вопрос о создании новых башкирских опер, балетов, мюзиклов даже не обсуждается. В Союзе композиторов Башкирии 31 человек, примерно треть из них — заслуженные деятели искусств России. Заинтересуйте их — и они каждый месяц будут приносить вам по опере. Но господин Абдразаков — человек с размахом. Как говорили в советские времена комсомольцы, делать — так по большому.

«Лаборатория современной башкирской оперы» — проект Башоперы и Минкульта Башкирии, называющий своей целью «создание современной национальной оперы, основанной на событии из истории башкирского народа, биографии выдающихся исторических личностей, башкирском фольклоре».

В рамках «Лаборатории» с июля 2020 года по июнь 2021 года объявили конкурс на создание башкирской оперы. Было представлено 10 проектов, жюри выбрало 6 из них. Театр приступил или готовится приступать к постановке музыкальной детской сказки одного из финалистов «Цветок из Ямантау». Спектакль должен выйти в первой половине 2023 года. Итак, понадобилось несколько лет, чтобы поставить музыкальную сказку.

Казалось бы, какие проблемы? Есть Министерство культуры, одна из его обязанностей — контролировать репертуар театров. Амина Шафикова — первый министр культуры в истории республики, имеющий высшее музыкальное образование. К сожалению, высшее образование — это не гарантия деловых и моральных качеств.

К главе Минкульта Шафиковой у Газизова много замечаний

К главе Минкульта Шафиковой у Газизова много замечаний

Поделиться

Очень ярко характеризует госпожу Шафикову одна история. [Бывший художественный руководитель и главный дирижер Национального симфонического оркестра Башкирии] Рустем Сулейманов в 2019 году выступил с критикой министерства по поводу затянувшегося ремонта здания филармонии в городе Сибае. Как ответила Шафикова? Она подала в суд на Сулейманова. В суд за критику! К счастью, министр процесс проиграла.

Расскажу свою историю. Ко мне обратился мой хороший знакомый, писатель, с предложением написать мюзикл на башкирском языке про современную молодежь. Увы, нет ничего подобного в оперном театре. Идея меня заинтересовала. Я накидал сюжет мюзикла и отправил два письма. Одно — Шафиковой, другое — Абдразакову. Абдразаков, естественно, не ответил. Но не ответила мне и Шафикова, хотя это прямая обязанность министра — отвечать на письма, посланные в ее адрес. Логика здесь проста: нет человека — нет проблемы. Признаюсь, меня это очень оскорбило, и я направил жалобу на Шафикову главе Башкирии Радию Хабирову.

Я получил ответ на следующий день после того, как письмо пришло в администрацию Хабирова. Мне сообщили, что обязали Шафикову ответить в самый короткий срок. И вот вопрос: почему администрация Хабирова четко работает, а министру культуры наплевать на ее обязанности?

Но Амина Ивниевна крепкий орешек, ее так просто не сломаешь. Не хочу отвечать и не буду! Через две недели после получения указания ответить мне Шафикова едет в командировку в Будапешт, а я получаю письмо за подписью исполняющей обязанности министра культуры [Натальи] Лапшиной, где она поблагодарила меня за интерес к музыкальной культуре республики и пригласила принять участие в конкурсе на грант от главы Башкирии.

Я расцениваю это как издевательство, поскольку участвовать в этом конкурсе могут только люди, проживающие в Башкирии, и госпожа Лапшина прекрасно это знает. В заключение скажу, что проработать 10 лет министром культуры не так просто. Кому-то становится тяжело нести груз ответственности, кто-то хочет новых впечатлений. Может, и Амине Шафиковой нужно что-то изменить в жизни.

О театральных скандалах и политике

По поводу скандала с уволенными сотрудниками Башоперы — эту историю я знаю, правда довольно поверхностно. Естественно, мои симпатии на стороне уволенных музыкантов. Я думаю, что основная задача администрации театра — усиление своей власти. Всё это, конечно, скажется на музыкантах. Безусловно, нельзя сравнивать права композиторов, которые, как правило, имеют постоянное место работы где-нибудь в образовательной сфере, и музыкантов оперного театра, работающих по договору.

Спектакль «Зулейха открывает глаза» был невероятно популярен, но его сняли из-за политической позиции автора романа-первоисточника

Спектакль «Зулейха открывает глаза» был невероятно популярен, но его сняли из-за политической позиции автора романа-первоисточника

Поделиться

Я не знаком с произведениями Яхиной (популярный спектакль по ее роману «Зулейха открывает глаза» ранее сняли с репертуара Башдрамтеатра из-за позиции писательницы по спецоперации. — Прим. ред.). Но один довольно прогрессивный башкирский писатель, с которым я поддерживаю связь, отозвался о ее основном произведении довольно критично, не связывая свое мнение с высказыванием Яхиной о спецоперации.

О том, как всё устроено на Западе

В Нью-Йорке одновременно проходит 50 мюзиклов, так пишут. В мегаполис приезжают миллионы туристов. Передо мной небольшая книжка, прекрасно оформленная, на 36 страниц, которую вручают всем зрителям мюзикла [Стивена Шварца] Wicked. В ней перечислены все, кто имеет какое-то отношение к этому зрелищу, даже врачи. И, конечно, названы фамилии всех оркестрантов.

Создание мюзиклов здесь — это исключительно частное мероприятие. Государство не вкладывает в это ни цента. И если симфонические оркестры существуют в основном за счет пожертвований, то у продюсеров мюзиклов спонсоров не бывает. Это бизнес. В Нью-Йорке есть отдел культуры, который выделяет неплохие суммы отдельным музыкантам. Но под определенные условия, и попасть в эту орбиту очень трудно.

Мне было интересно, есть ли в США государственные театры, существующие исключительно на бюджетные деньги. Google мне эту ситуацию не прояснил. И случаи, подобные [упомянутой выше истории в Башопере], мне в США неизвестны, хотя что-то подобное наверняка происходит.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

«За 150 тысяч обещают всё». Балерина рассказала, почему у Большого театра дикие очереди за билетами на «Щелкунчик» и работе перекупщиков

Table of Contents Hide Показать паспорт и свидетельство о бракеСписки против живой очередиСхемы перекупщиков и цены Спонсорские билеты…