Помните про строительство студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ)? Его планируют построить на южном склоне реки Белой, в районе бывшего завода имени Кирова, однако не все так просто: для этого необходимо снести строения на 27 земельных участках. Корреспондент UFA1.RU отправился на место, чтобы узнать у местных домовладельцев, как они относятся к решению администрации города и планируют ли вообще съезжать.
Участок под строительство кампуса выбрали живописный: в небольшом отдалении виднеется река белая, памятник Салавату Юлаеву и километры заснеженного леса. В рамках проекта планируется снос домов по улицам Гоголя, Тукаева, Лины Одена и других. Там находится так называемая одноэтажная Уфа — множество частных домиков, большинство из которых деревянные, стоят уже более 70 лет. Поэтому в основном живут пенсионеры.
Внешне частный сектор мало отличается от того же на улицах Мурманской или же Армавирской, где в первом случае дома сносят из-за строительства дороги от улицы Комсомольской к туннелю Восточного выезда, а во втором из-за реконструкции улицы Пугачева — основы будущих Южных ворот. Но одно существенное отличие всё же есть — ландшафт.
Практически все дома стоят на склоне набережной, где-то наклон достигает уверенных 30–45 градусов. Строить в таких условиях высотки непросто, ибо придется попотеть над устойчивостью фундамента. Похожая ситуация приключилась и со зданием Центра управления регионами, которое также решили возводить на склоне. Источники UFA1.RU предполагали, что земля может не выдержать напора конструкции, а та рухнет, однако этого не произошло — сейчас ЦУР работает в штатном режиме.
В случае с кампусом все сложнее — с финансированием как раз проблемы. Со слов главы Башкирии, республика ждет инвестиции в размере 20 миллиардов рублей, из которых более 60% — средства из федерального бюджета. Однако даже этого не хватит на осуществление проекта в полной мере.
Большинство из жителей частного сектора уже давно съехали: здания на улице Тукаева изымают по программе ветхого и аварийного жилья, лишь владельцы дома
Чуть ниже по склону начинается улица Гоголя. В доме под номером 8 живет пожилой мужчина, который получил там долю еще в молодые годы. Его планы чиновников особо-то и не беспокоят — как он сам говорит, его время уже подходит к концу, так что если и будут переселять, то лишь бы не в Шакшу или Сипайлово.
— В прошлом году об этом услышал, — рассказывает мужчина. — Никто не приходит, тишина. Лично я не нуждаюсь в переселении, придут — ничего не поделаешь. В этой каталажке жить времени осталось мало. Я особо не верю, что власти реально будут этим заниматься. Те, у кого деньги есть, давно уже уехали отсюда.
Другие жители Гоголя солидарны с пенсионером. На земельном участке по соседству в 4 раздельных жилищах живут сразу 4 семьи, однако по документам все они числятся как один единый — дом
— Глупости не болтайте, 50 лет сносят и еще 50 будут, — выкрикивает она.
В соседней квартире живет молодая мама Зиля. Она воспитывает маленькую дочку вместе с бабушкой. Ютятся они в стареньком деревянном домике который стоит в отдалении от основных строений. Его состояние которого можно оценить на троечку: входная дверь в пристройку толком не закрывается, крыша сарая прогибается под толщей снега, а место для хранения коляски и вовсе накрыто лишь сверху.
Для них вопрос переселения как никогда актуален, ведь уже скоро малышка пойдет в детский сад, а внезапный переезд может создать кучу неудобств и стресс для ребенка.
— Разговоры ходят, но нас никто ни о чем не предупреждал. Только в интернете что-то пишут, но никто не приходит, — рассказывает молодая мама.
Больше всего Зилю возмущает подвешенное состояние, в котором они находятся последние пару лет. Она искренне не понимает, почему власти не могут грамотно и своевременно всех проинформировать, ибо сроки начала строительства подходят, а выселять всех в последний момент как-то неприлично.
— Если нормально снесут, то славно, — продолжает Зиля. — Нам же еще никаких предложений не поступало. У нас тут домовладение, всё по долям разделено, сложно, думаю, будет тут всё нормально оценить.
Из-за разговоров о сносе семье пришлось приостановить ремонт, который они планировали долгое время. Сейчас домочадцы смиренно ждут, когда власти наконец-то сообщат им дату выселения и сумму компенсации. Если будет недостаточно, то Зиля готова судиться.
— Напрягает быть в подвешенном состоянии. Строительство начнут в 2024 году, а вокруг всё глухо. Тут все старые дома, сейчас вкладываться в них невыгодно, — говорит женщина.
На улице Лины Одена настроения у местных еще более упаднические. Во-первых, большинство домов уже долгое время пустеют, некоторые и вовсе выглядят заброшенными. Среди уцелевших и вполне жилых домов особенно сильно выделяются два: трехэтажный кирпичный гигант (
Она плохо понимает на русском, поэтому предпочитает вести диалог на башкирском. Благо, в доме оказался еще один житель, который решил стать переводчиком. Со слов пенсионерки, дом достался в подарок ее сыну, который в 2019 году скоропостижно скончался. Сейчас она живет одна, но иногда заезжает ее родственник Руслан, который не прочь рассказать о ситуации подробнее.
— Нормально никто нас не информировал, узнаем обо всём по слухам. Мое детство прошло в этом доме, а это начало 70-х годов! Еще тогда ходили разговоры о сносе района, тогда еще завод Кирова функционировал. В принципе, я отношусь к ситуации положительно, ветхие дома никакой исторической памяти не несут. Давно пора облагораживать, — делится мнением Руслан.
Ниже по улице идти бесполезно: там одни тупики, а домовладельцы уже давно съехали. Тем не менее журналистский интерес выше всяких предубеждений. Действительно, некоторые дома теперь больше походят на тренировочную базу для руферов и настоящий клондайк для воришек — кто-то из местных бросил дом еще на этапе строительства, что лишь добавляет нотку разрухи к увиденной картине. Там же встретилась и стая голодных собак, от которой пришлось отбиваться.
В воздухе, помимо бодрящего мороза, завис один вопрос: так когда начнется расселение и строительство кампуса? Наша редакция обратились за комментарием в пресс-службу городской мэрии, с их ответом мы обязательно ознакомим в ближайшее время.
Напомним, студенческий кампус станет первым проектом подобного типа в Башкирии. Там разместят общежитие для студентов и преподавателей, лаборатории, конгресс-центр, спортивные зоны и фуд-корты. Среди всех зданий особенно сильно будут выделяться семь высоток-общежитий на радиальном стилобате, внутри которого расположатся рекреационные пространства. Со слов советника главы Башкирии по науке Руслана Казыханова, основное строительство планируется на 2023–2025 годы в три этапа.