Война с бараками и каменными двухэтажками в Уфе идет полным ходом. Накануне в мэрии сообщили, что под снос на улице Интернациональной пойдут пять домов, включая признанное аварийным общежитие. Корреспондент UFA1.RU отправился в гости к жителям зданий из «черного списка» и узнал, как на самом деле проходит расселение, а также почему многие из местных не верят в скорейшее решение их проблем.
Согласно распоряжению городской мэрии, под снос идут 5 аварийных домов по улице Интернациональной: 53, 55, 57, 65, 67 (общежитие). Все они представляют собой до боли знакомые многим горожанам двухэтажные деревянные бараки, фасад которых бережно обложили бетоном. В них активно царит жизнь — нет ни забитых окон, ни выбитых дверей. Тем не менее назвать их целыми сложно: где-то скололась крыша, где-то вовсе трещина пошла по всей стене и выглядит как потенциальный корень будущих проблем.
Изнутри они все похожи друг на друга, что в центре города, что в Черниковке — всё одинаково: деревянный пол, местами проседающий под ногами, старенькие облупившиеся бетонные стены и хрупкая лестница, ведущая на второй этаж. Контингент, обитающий там, скажем прямо, неприветливый. Многие не желают рассказывать об их отношении к будущему расселению, ссылаясь на отсутствие эффекта от этих разговоров.
— Без комментариев. Жизнь покажет, с нашим мнением всё равно никто не считается, — говорит одна из жительниц дома
В том же доме живет Арсен — доброволец-контрактник, который на время вернулся в Уфу со спецоперации, чтобы залечить ранение. Он считает, что большая часть жильцов останется недовольной предложенным жильем, поэтому будет судиться с мэрией, если та возьмется за их расселение.
— Если мэрия, то хреново. Я здесь живу уже 17 лет, сам буду судиться. У меня здесь 101 квадратный метр, если все оценят по рыночной стоимости, то что я за эти деньги куплю? — вопрошает военный.
Тем не менее жить ему в этом доме сложно: полы покосились, так как часть здания просела, стена потрескалась, проводка местами барахлит. Аналогичная ситуация и у соседей из дома
— Мы на суде были, сказали, что до конца 2023 года расселят, — в спешке до машины говорит он.
Большинство жителей расселяемых домов смотрит на ситуацию довольно просто: переезжать они не торопятся, ведь в их квартирах всё не так критично, а если скажут, то попытаются извлечь максимальную выгоду. Совершенно обратная ситуация у жильцов Интернациональной, 67 — общежития с более чем 30 квартирами, где царит настоящий ужас.
Уже внешне дом выглядит больше как заброшка, на что намекает выбитая рама на втором этаже в коридоре. Из нее периодически кто-то выкидывает строительный (и не только) мусор, а по его свежести видно, что кто-то там все-таки живет. Изнутри дом еще сильнее напоминает объект любви для очередного диггера: облупленные стены, дырявые полы, полуразрушенные конструкции, многочисленные подтеки.
При этом дом практически полностью заселен, а контингент там разный: от пенсионеров, детей и случайно заблудших молодых арендаторов и до алкоголиков, наркоманов и прочих девиантных личностей. Больше всего об истории борьбы за судьбу дома знает местная долгожительница Гузель Кашапова — пенсионерка, которая получила комнату еще во время работы на местном заводе.
— Здесь жить невозможно. С 2007 года мы пытаемся бороться за дом. Раньше общежитие было в собственности у завода, было всё прекрасно, даже елку ставили в холле, а после закрытия здание передали городу. С тех пор всё начало стремительно разрушаться, — говорит женщина.
Условия проживания в общежитии приближены к спартанским: на целое здание из всех благ есть только одна раковина, два туалета и одна душевая. Остальные сломаны, а чинить их некому — «управляшка» не берется, а жильцы не могут прийти к консенсусу в финансовом вопросе. Газа, как и кухни, в здании нет — сначала ресурс отключили по решению МЧС, так как бездомные часто захаживали туда и забывали выключить конфорки, а потом единственную комнату для готовки и вовсе переделали в жилую.
— Раковина и два туалета на всех — это нормально? Тут есть дети, пенсионеры, в такой антисанитарии просто невозможно находиться, а все разные — кто-то за собой убирает, а кто-то нет, — рассказывает Кашапова.
Со слов Кашаповой, она вместе с заинтересованными жителями не раз обращалась к властям с просьбой заняться расселением признанного аварийным дома. Ответа не было. Они даже направляли жалобу в администрацию президента России, однако ни к какому ощутимому эффекту это не привело. Верховный суд Башкирии постановил расселить этот дом в соответствии с указаниями мэрии Уфы, однако точных сроков жильцам пока не называли.
— У нас регулярно заливает подвал, а оттуда идут испарения. Всё это привело к вспышке туберкулеза, — утверждает активистка.
Подтверждает это и переболевший житель дома, параллельно закидывающийся насваем. К слову, маргинальность некоторых владельцев комнат значительно мешает решать проблемы дома. Они просто не могут прийти к консенсусу, а всех несогласных с позицией либо избивают, либо просто ставят в аутсайдеры. Даже пока Гузель рассказывает о всех бедах, некоторые из присутствующих устроили словесную перепалку, сдобренную матом. Кто-то попытался «урегулировать» конфликт с помощью агрессии.
— В подобных условиях люди дичают и спиваются, многие уже перестали платить за счета, из-за чего у дома скопилось долгов на миллион с лишним. Как это будет выплачиваться, неизвестно, — говорит Кашапова.
Большая часть жильцов надеется, что их все-таки смогут переселить из этого ада — сами они попросту не могут бросить то, что наживали десятилетиями. Чинить дом некому: так, местами заделывают двери, окна и дырки в полу и потолке. Мастера пытались отремонтировать крышу, однако это привело к печальным последствиям. Что будет дальше — неизвестно, ведь местным не называли точных сроков сноса объекта. Пока что они надеются, что здание не успеет рухнуть раньше, чем их спасут.
— Каждый раз, когда проезжает электричка рядом, дом весь трясется. Страшно, что в один день всё сложится как карточный домик, — заканчивает активистка.
Напомним, что после одного из материалов UFA1.RU прокуроры и следователи возбудили уголовное дело по факту несвоевременного расселения жителей квартала бараков в Черниковке. Местные жители долгое время просили мэрию снести аварийные дома, однако обещания всё время переносились.