Прошел год, как Ратмир Мавлиев занимает пост мэра Уфы, — в феврале 2022 года он возглавил администрацию башкирской столицы (сначала как временно исполняющий обязанности, а потом уже и без этой приставки). Что мы узнали о градоначальнике за это время и чем он успел отличиться? Рассказываем о главных эпизодах в биографии политика и подводим промежуточные итоги его работы вместе с экономистом и политологом.
Происхождение
Ратмир Мавлиев родился 14 августа 1989 года в Нефтекамске в семье милиционера Рафила Мавлиева и его супруги Эльвиры Халиковой — инспектора МЧС. Его старшему брату Ильдару к этому моменту было
В девяностые отец семьи, уже успев побывать на постах начальника милиции Агидели и помощника главы МВД Башкирии Рафаила Диваева, неожиданно нашел себя в бизнесе. Рафил Мавлиев начал с того, что арендовал в 1995 году авторынок на окраине Нефтекамска и основал фирму «Автомобильный рынок», которая в дальнейшем стала торговать не только подержанными машинами, но и запчастями.
Дело развивалось стремительно: к нулевым он стал владельцем группы компаний «Абсолют», которой принадлежал не только авторынок, но и пять ТЦ Нефтекамска — «Великан», «Дуслык», «Олимп», «Солнечный» и «Урал», центральный городской парк «Гулливер», местные телеканалы, десятки тысяч гектаров охотничьих угодий в Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии.
Постепенно к бизнесу подключились родственники — и жена Эльвира, и оба сына, по данным сервиса «Контур.Фокус», в разное время выступали директорами и учредителями компаний группы. Согласно официальным биографиям, Ратмир заделался предпринимателем в 2008 году, а Ильдар — в 2009 году.
Впрочем, младший сын нефтекамского милиционера в бизнесе не задержался: в 2015 году получил пост замруководителя исполкома по инфраструктурному развитию в Ютазинском районе Татарстана, где в тот же период входящая в состав «Абсолюта» фирма «Горизонт» открыла завод по производству изделий из пластмассы. Вскоре после этого Ратмир перебрался в Альметьевск в качестве советника главы района по инвестиционному развитию.
Пока будущий мэр Уфы работал в Татарстане, его отец и брат тоже попробовали себя в политике — Ильдар и Рафил побывали депутатами в Нефтекамском совете, а глава семейства также избирался в совет родного Краснокамского района. Пытался он баллотироваться и в Госдуму, но вместо этого стал героем новостей, так как оказался самым богатым из зарегистрированных кандидатов от партии «Правое дело» с доходом более 44 миллионов рублей.
В 2017 году Мавлиев-отец оставил пост руководителя группы компаний «Абсолют» и стал директором фирмы «Урал», обслуживающей одноименный ТЦ в Нефтекамске. По данным сервиса «Контур.Фокус», эта компания стала в равных долях принадлежать ему и его новой супруге (тоже Эльвире). Бывшая жена получила его доли в компаниях группы «Абсолют». Сыновья бизнесмена также вышли из этого бизнеса. Ильдар при этом продолжил работать с отцом, став директором «Урала», а Ратмир весной 2019 года вернулся в родной Нефтекамск уже в качестве главы города.
Прошлые дела
В «северной столице Башкирии», как называл свою родину сам новоиспеченный мэр, он отличился пиар-активностью. Ратмир Мавлиев активно вел соцсети, где рассказывал о различных достижениях администрации по уборке снега и демонтажу ларьков, приглашал горожан на субботник танцевальным видео, привозил в город скандального дизайнера Артемия Лебедева, который впоследствии записал о Нефтекамске хвалебное видео, в котором заявил, что «завидует жителям».
Судя по публикациям в СМИ того периода, мэр пользовался репутацией потомственного бизнесмена. В городе был хорошо известен его отец, периодически попадавший в скандалы. В 2011 году «Коммерсант» писал о том, что Рафил Мавлиев был фигурантом уголовного дела о мошенничестве, когда его заподозрили в незаконном получении от нефтекамской администрации недвижимости (чем закончилось это дело, не сообщалось). В 2020 году по Сети распространилось видео, как он на своем вертолете пугает стадо коров.
Мавлиев-старший, судя по его соцсетям, вхож в круги творческой элиты Башкирии и соседнего Татарстана: частыми гостями в его доме являются звезда башкирской эстрады и советник Радия Хабирова певец Элвин Грей и его не менее популярные коллеги из Татарстана Салават Фатхетдинов, Фирдус Тямаев, а также другие известные и влиятельные звезды. Бизнесмен часто фотографируется в дорогих интерьерах, а недавно летал отдыхать в Дубай, о чем рассказывал своим подписчикам в сторис.
Наличие такого родственника регулярно упоминалось критиками молодого градоначальника. Наиболее заметными политическими оппонентами Ратмира Мавлиева в Нефтекамске выступали активисты, связанные с партиями «Яблоко» и КПРФ. Особенно часто негативно о нем высказывались противники строительства «завода смерти» в Камбарке — в одной из своих публикаций общественники утверждали, что в 2019 году администрация города 38 раз отказала им в разрешении на проведение митинга.
Стоит отметить, что вскоре после назначения младшего Мавлиева на пост мэра Уфы в соцсетях появились сообщения, в которых местные жители просили его вернуться. Впрочем, среди провожающих в феврале 2022 года нашелся и нефтекамский студент-медик, который вышел на пикет с просьбой к Хабирову забрать из города не только Ратмира Рафиловича, но и «весь его клан».
Переезд политика в столицу привлек к его персоне повышенное внимание журналистов, благодаря чему стали известны многие подробности его личной жизни. Впервые тогда заговорили о супруге Ратмира Мавлиева — уроженке Стерлитамака по имени Влада. У пары два сына — трехлетний Имран и полуторагодовалый Манур. Возлюбленная мэра занимается предоставлением услуг в сфере страхования и кредитования, судя по списку ее видов деятельности в «Контур.Фокусе», — в автомобильной сфере. Подробнее о ней мы рассказывали в нашем расследовании.
Итоги года у власти
По мнению экономиста Рустама Шайахметова, за год своей работы на посту мэра Ратмир Мавлиев не задал какого-то нового импульса развития Уфы.
— Очень много информационного шума, обещаний, но изменений к лучшему сейчас я не вижу. Как всё было до него, всё так же и осталось, — сказал он. — Нет системной работы по решению различных проблем. Нельзя сказать, что всё рушится, но ситуация фрагментированная — где-то кусочек улучшили, но в целом всё осталось как было.
Шайахметов не видит больших различий между деятельностью Ратмира Мавлиева и его предшественника Сергея Грекова. К слову о последнем, ушел он на фоне потока жалоб по поводу некачественной уборки города от снега зимой. Пришедший ему на смену Мавлиев сразу же дал понять, что для него очистка улиц — одна из главных задач. И хоть этой зимой без проблем тоже не обошлось, их было куда меньше, чем в прошлом году. Однако остались и другие проблемы.
Застройщики, отмечает Шайахметов, по-прежнему строят, где хотят, «как удельные князья», не создавая школ и детсадов, существует сильная привязка к региональному центру, сохраняются проблемы в сфере образования (например, отсутствие программ по работе с одаренными детьми), здравоохранения и других сферах.
— Раньше, когда были Ямалтдинов, Качкаев, Нугуманов, у города была более самостоятельная политика. Они отстаивали интересы города, у нас этого нет, — сказал экономист. — Акцент делается на пиаре, озвучивании маленьких побед. На многие большие проекты осваиваются бюджетные средства, но они не решают наших проблем.
Одним из важнейших вопросов экономист считает ситуацию на дорогах. Он отмечает, что в Уфе нет хорошего изучения транспортного спроса, что затрудняет организацию общественного транспорта. На этом фоне, например, закупка новых трамваев выглядит, по его мнению, неоднозначно.
— Они заявляют, что будут покупать новые трамваи, но для них нет транспортной инфраструктуры, — сказал он. — Отсутствие исследований не дает понять, где должны быть линии, а ведь трамвай — это очень дорогое удовольствие, чтобы он не был убыточным, нужно учитывать трафик.
Из-за плохой организации общественного транспорта в Уфе очень высокий уровень автомобилизации, при этом людям не хватает парковок, а сами дороги не справляются с нагрузкой. Ситуация дополнительно осложняется неудачной политикой в этом направлении, считает Шайахметов.
— Например, много говорят про Бельский мост, где арку поставят, старый переход отремонтируют. При этом более половины [трафика там] — это демчане, которые едут на работу, — отметил эксперт. — Если бы сделали мост, соединяющий Уфимский полуостров с Дёмой рядом с железнодорожным мостом, что напрашивается, то как минимум на треть сократилась бы загрузка Бельского моста и где-то на
Постоянные транспортные коллапсы в Уфе — прямое следствие неудачных решений предыдущих руководителей, считает Шайахметов. При Мавлиеве ситуация не стабилизировалась. Попытки пересадить людей из личных автомобилей в автобусы не увенчалась успехом, а местами даже сделали дорожную ситуацию еще хуже.
— Автобусные пробки, которые сейчас существуют, автобусные эти гонки — это зона ответственности города, — сказал эксперт. — Город разорвал трамвайное сообщение города, а вместо того, чтобы решать проблему, закупает автобусы. Ну их мы покупаем с 2018 года, а улучшения нет, даже наоборот.
Помимо этого в Уфе существуют и серьезные проблемы в сфере ЖКХ, отмечает Шайахметов. Одной из главных болевых точек в этой сфере является отопление, а точнее, цены на него — неспроста уфимцы так часто жалуются на платежки.
— Теплоснабжение у нас одно из самых дорогих в России, это зависит от той схемы, которую утверждает город. И когда у нас транспортировка тепла [идет от]
По мнению экономиста, в Уфе зачастую бюджетные средства тратятся на проекты, которые сулят сплошные убытки. Например, дорогостоящий Восточный выезд подразумевает расходы на содержание тоннеля, однако заявленная запланированная нагрузка в 20 тысяч автомобилей в день видится Шайахметову нереальной. Отражается этот подход и в том, как организованы уфимские общественные пространства.
— У нас они генерируют убытки, в успешных городах — доходы, потому что там власти всё считают и сразу продумывают, — полагает эксперт. — Как та же набережная — у Татарстана это хорошая зона доходности, у нас — суперзона убыточности. Проблемы нашей набережной начинаются с того, что там нет нормальной доступности, без этого она не будет развиваться, там нет автобусных остановок, потому что это тупиковая ветка для транспорта. Должна быть хорошая инфраструктура отдыха, а что у нас на набережной? Прогуляться, походить, и всё. На Казанской набережной — куча развлечений, доходных вещей, которые и позволяют зарабатывать.
В целом малый и средний бизнес в Уфе развиваются очень плохо, поскольку нет понятной системы повышения доходности, считает Шайахметов. Он отмечает, что экономия на налогах, различные льготы — это для небольших предпринимателей вторично.
— Система поддержки предпринимательства у нас строится на грантах, то есть мы бегаем за какими-то инвесторами, которые изъявят желание у нас вкладываться, но совершенно не создаем институциональные условия для развития бизнеса, — считает эксперт. — В Татарстане развивается проект, похожий на строящийся уфимский IQ-парк, очень успешный и дающий хорошие результаты. Потому что там прежде всего думают о предпринимателях, смотрят, что им нужно для стартапа. Там не идеально, по сравнению, допустим, со Штатами, но они тем не менее создали определенные экосистемы развития. А у нас под Центр предпринимательства отдали здание, предпринимательству это как-то по барабану. Лет 25 назад, когда проблемы с помещениями были, это, наверное, было бы для многих спасением, но сейчас другое время.
Политолог Дмитрий Михайличенко полагает, что Мавлиев «шел не туда, куда пришел», поскольку обстоятельства в стране вскоре после его назначения резко изменились, а у него и его близких были свои интересы.
— Его подготовка и, собственно, назначение произошли до СВО, экономическая конъюнктура в стране совершенно другая была, у него свои были интересы, планы, — считает он. — Тем не менее его назначили — на мой взгляд, здесь велика роль федеральных лоббистов татарстанского происхождения.
Политолог отмечает, что, на его взгляд, у молодого мэра Уфы недостаточно личных и профессиональных качеств, чтобы руководить таким городским хозяйством, как в Уфе.
— В плане профессионализма он до [экс-мэра Уфы Ирека] Ялалова не дотягивает, а с коммуникациями у Качкаева было намного лучше. Даже [другой бывший глава города Ульфат] Мустафин старался ни с кем не ссориться, и в этом он был мудр. С Грековым его сравнивать, наверное, не надо, потому что эта работа была вообще не его, — сказал Михайличенко. — Мавлиев начал с того, что испортил отношения с журналистским сообществом, показал, что он такой вот хозяин в плохом смысле этого слова. Больших достижений за год у него нет.
Высказался эксперт и по поводу активно обсуждавшейся в политических Telegram-каналах Башкирии версии о том, что между новым мэром и главой республики Радием Хабировым существует негласный конфликт.
— Конфликт — это, наверное, неправильное слово, — считает политолог. — Но он проявляет ненужную самостоятельность и идет кое-где вразрез [с действиями республиканского центра]. Будет обострять — это ему выйдет боком, там люди более профессиональные и более сильные. Плюс он обязан им подчиняться по нынешней иерархии.