При расчете компенсаций по ОСАГО используются две системы: с учетом износа автомобиля и без него. Разница в выплатах при этом достигает 200 тысяч рублей, и чаще всего, конечно, страховщики выплачивают суммы с учетом износа. Это позволяет им экономить на выплатах до
ОСАГО без износа
Страховые могут компенсировать ущерб двумя способами: денежной выплатой или направлением на ремонт. С 2017 года второй способ формально является основным, и у него есть важный плюс — ущерб в этом случае считается без учета износа. Но в последнее время страховщики перестали направлять автомобили на ремонт в сервис, потому что есть проблемы с доставкой запчастей, а срок ремонта ограничен 30 рабочими днями.
Получается следующее: если клиент четко не указал, что хочет получать выплату деньгами (а она снизится за счет износа), то страховая обязана направить его в сервис на ремонт. Но поскольку сделать это на практике зачастую невозможно, страховая компенсирует затраты деньгами, но уже без уменьшения суммы.
Директор компании «Автоадвокат» Наталья Усова объясняет:
— Безусловно, эта ситуация попахивает абсурдом, но размер выплаты зависит от того, какую форму компенсации человек выбрал изначально: деньгами или направлением на ремонт.
Она подчеркивает, что, даже если человек в заявлении на страховое возмещение указал денежную форму, он всё равно может оперативно написать требование следующего содержания: «Прошу направить данный автомобиль на кузовной ремонт СТО». Поскольку это приоритетная форма компенсации, страховщик должен удовлетворить требование, а если не может (что стало правилом), то выплатить всю сумму без износа.
Как считается коэффициент износа
Он рассчитывается по сложной экспоненциальной зависимости, которая учитывает марку автомобиля, пробег и возраст. Например, для годовалой Toyota с пробегом 15 тысяч километров коэффициент износа составляет
Из других примеров: трехлетний Ford с пробегом 50 тысяч километров имеет коэффициент износа
Кстати, если пробег невозможно определить по одометру или он явно скручен, используют таблицы усредненных пробегов по регионам: скажем, для частных легковушек в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и прочих городах-миллионниках он равен 18 тысячам километров в год, для малых городов — 16 тысячам, для поселков и деревень — 12 тысячам.