В Башкирии с начала года произошло сразу несколько громких эпизодов буллинга среди подростков. Только за последнюю неделю UFA1.RU освещала два таких эпизода: травля отца одного из пятиклассников в Уфе и жесткая драка семиклассников в школе
Однако, по мнению социолога Юлии Мигуновой, тенденцией это сложно назвать: подобные случаи происходят уже довольно давно, однако именно сейчас на них начали обращать больше внимания благодаря развитию интернета. В нем же эксперт видит и основную проблему, побуждающую подростков к агрессии.
— Одними из ведущих факторов, влияющих на такое поведение, являются интернет и телевидение, где любой ребенок может в свободном доступе увидеть примеры насилия, — рассказала Юлия Мигунова.
Специалист отметила, что в последнее время дети всё чаще ориентируются не на родителей или других старших, а ищут авторитетов среди лидеров мнений, которые не всегда говорят и делают положительные вещи.
— Тут решает и социальное воспитание, — начала эксперт. — Дети могут повторять за своими родителями, а также — за лидерами мнений. Это связано и с популяризацией контркультуры и нигилизма среди подростков. Вряд ли на это как-то влияют политические факторы, на родителей — возможно, но в данном случае речь обычно идет о попустительстве в воспитании.
Также Юлия согласилась со словами детского омбудсмена Башкирии Ольгой Панчихиной о слабой культурной вовлеченности подростков.
— Им не хватает примера, а также развитости духовной культуры. В том же Советском Союзе было множество недостатков, но та культура, которая закладывалась в детей, уберегала их от популяризации насилия.
Психолог из Уфы Тимур Еникеев же считает, что винить во всём интернет не стоит, ведь он несет в себе и множество положительных моментов.
— Перекладывать вину на интернет тоже неправильно. Лидеры мнений бывают разные, кто-то, например, подает и хороший пример поведения. Эти проблемы нужно выявлять еще на этапе возникновения, — отметил эксперт.
При этом психолог считает, что искать виноватым в этом вопросе вообще не имеет смысла: у родителей и педагогов есть другие задачи, которые нужно выполнять для предотвращения подобных случаев в будущем.
— Искать виноватых в таком случае бессмысленно. Ради чего? — вопрошает собеседник. — Чтобы наказать кого-то? Мне кажется, что лучше сфокусироваться на решении проблемы, сделать выводы и не допускать такого в будущем.
По мнению эксперта, детям в таком возрасте свойственно вести себя агрессивно и причин у этого много, однако чаще всего — непонимание со стороны старших, из-за чего он не может выговориться, выплескивая всю накопившуюся энергию и эмоции по-своему.
— В таком возрасте детям свойственно совершать импульсивные, а иногда и агрессивные поступки. Это связано с взрослением, бурлящими гормонами. Папа приходит уставший с работы, мама вечно занята. Для таких случаев в школе должен быть штатный психолог или на крайний случай классный руководитель, — резюмировал Тимур Еникеев.
Бывают и случаи, когда один из подростков винит другого, выставляя себя жертвой буллинга, однако сам отчасти является зачинщиком конфликта. Например, драку в школе
— Провокатор не менее опасен, чем агрессор. Это тоже часть девиантного поведения. Тот, кто становится объектом моральных издевательств, должен систематически сообщать об этом учителям, а не опускаться до драк.
Оба эксперта сошлись в одном: сложно судить о влиянии каких-либо внешних факторов, будь то интернет или общая социальная напряженность. В таком возрасте свойственно делать поступки, привлекающие внимание, красоваться перед камерой и ставить себя противником всего общепринятого. По мнению наших собеседников, решить эту проблему можно двумя способами: активным участием в жизни ребенка, а также созданием пространств, где дети смогут выплеснуть все свои эмоции и найти себе занятие по душе, не боясь осуждений.
— Им нужно давать возможность высказываться, слушать их. Поэтому пространства, где они это могут делать, очень важны. Им просто необходимо пускать энергию в мирное русло, они заявляют о себе, проявляют свое самовыражение, поэтому важно принимать их такими, какие они есть, — подытожила детский омбудсмен Ольга Панчихина.