Криминальные легенды: история чеченского вора в законе, которого в 1990-е годы приняла Уфа

Омар Бекаев, он же Омар Уфимский, побывал в тюрьмах двух стран

Поделиться

UFA1.RU продолжает рубрику «Криминальные легенды». Обстановка на начало нулевых стала поспокойнее, но это был не закат, а расцвет для воров в законе. Они переждали время активной охоты за ОПГ и теперь вышли в свет. Егор Молодцов, Александр Денисенко, Ильдар Асянов, все они «работали» по Уфе в конце 90-х или начале нулевых. Их не объединяло особо ничего. Воры в законе Денис и Егор работали вместе, потому что были давно знакомы. Про Ильдара они ничего особо не знали до конфликта с ним. Однако некоторые были более сплоченными, потому что их объединяла общая историческая родина или национальная принадлежность. Диаспоры играли немалую роль в криминальном мире. В их числе и чеченская, которую в Уфе представлял Омар Уфимский. В этом выпуске мы поговорим про вора в законе, который не так давно получил новый срок за дебош на зоне.

Как всё начиналось

Омар Бекаев родился в феврале 1957 года на юге Казахстана, в Алма-Атинской области, что недалеко от границы с Кыргызстаном. Является этническим чеченцем. Мирная жизнь у него не задалась почти с самого начала. Как пишет портал «Прайм Крайм», Омар попал под военный трибунал из-за инцидента в войсковой части, где проходил службу: его осудили за тяжкие телесные и хулиганство. На тот момент Омару было 19 лет, он получил 4 года колонии.

Через 4 года снова суд — за тяжкие телесные при превышении пределов необходимой обороны. Приговор выносил суд во Львове — 1 год колонии. На следующие пять лет Омар был вне поле зрения силовиков, но в марте 1985 года он получил 4 года по статье о хулиганстве. На этот раз судили в Чечне. Не исключено, что уже в то время он имел влияние на преступный мир. В пользу этого могут говорить количество судимостей и этническая принадлежность.

Вор в законе

В начале 1990-х Омар Уфимский засветился в Уфе: в 1991 году Ленинский суд дал ему 3 года за убийство в состоянии аффекта. На этом его судимости временно заканчиваются. Во время отсидки в Уфе он уже получает влияние на преступный мир Башкирии. СМИ писали, что его диаспора держала под контролем оптовые рынки и структуры, которые торговали нефтью и алкоголем. Из-за отсидки в столице Башкирии Омар при коронации получит прозвище Уфимский.

История точно не сообщает, как именно, но Омар ввязывается в воровскую тусовку России и не абы с кем, а с будущим лидером криминала Шакро Молодым, про него мы рассказывали ранее: он свой тюремный путь начал в 17 лет и короновал двух известных уфимских воров. Были ли напрямую связаны Омар и воры Егор Уфимский и его сподвижник Денис, наверняка неизвестно, но СМИ утверждали, что последние после коронации Омара сразу признали его. В пользу этой версии может говорить и то, что у них был общий «крестник» — Шакро.

В конце 1990-х годов Омар перебирается в Москву, оставив по пути след в Саратовской области. В 1999 году происходит коронация, в которой принимают участие Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Альберт Цинцадзе (он же Михо Слепой). Последнего, к слову, в 1986 году этапировали из Тбилиси в Салават, откуда он вышел в 1989 году, успев короновать Ильдара Асянова (Ильдар Уфимский). Вероятно, вскоре Омар вернулся в Уфу, чтобы продолжить дела, но о коронации стало известно силовикам — и новоиспеченного вора берут опера из УБОП. Правда, для профилактической беседы.

В 2000-х годах Омар Уфимский проживал в Москве. Иногда он заезжал в Уфу, здесь у него была квартира на Кувыкина, чтобы выполнить какие-нибудь дела по криминальной части, либо для сбора денег в воровской общак. В это время здесь успех имели воры Егор Уфимский и Денис.

Бекаев, Москва, террористы

В ноябре 2004 года Омара в Москве задержали силовики. Его обвинили в похищении москвички и вымогательстве денег. Версия следствия строилась на том, что летом группировка хотела получить деньги от предпринимательницы из Подмосковья — занималась она цветами. Когда она отказалась, ее похитили, вывезли за город и угрожали, требовали отдать им ее квартиру на севере Москвы. Силовики узнали о похищении и направились в загородный дом, где накрыли шестерых членов банды, которым было 20–30 лет. Все они ранее судимые.

Где произошло задержание — версии разнятся. Одна гласит, что Омара взяли в зале игровых автоматов одной из гостиниц Москвы, а другая — что возле дома в Шатурском районе Подмосковья. После сотрудники УБОП рассказали на телевидении, что чеченскую группировку Омара Бекаева ликвидировали летом того же 2004 года — она, с их слов, занималась похищениями, вымогательствами и наркотиками. К чеченцам силовики относились настороженно: тогда люди еще помнили отголоски чеченской кампании, взрывы в жилых домах в Москве и Волгодонске (в них обвинили чеченских террористов), а также два теракта в московском метро в том же 2004 году (а через несколько недель после задержания Бекаева произошел еще один взрыв). Поэтому ликвидация этнической банды почти наверняка была главной целью силовиков.

Бандформирования в Чечне продолжали действовать, но уже подпольно. Оружие они покупали на чёрных рынках, а деньги брали либо с выкупов, либо с пожертвований. И в последних часто подозревали чеченскую диаспору по всей России. Был ли Бекаев связан с сепаратистами — достоверно неизвестно, но УБОП утверждал, что Омар Уфимский якобы отправлял деньги Аслану Масхадову — «президенту» непризнанного государства в Чечне.

Бекаев свою причастность к похищению отрицал, но потерпевшая его узнала. После задержания вора в законе доставили не куда-нибудь, а в знаменитый изолятор на Петровке, 38. Там же находится главное управление МВД по Москве. ИВС действует как минимум с 1969 года и принимал многих известных и влиятельных уголовников.

На Петровке Омар долго не задержался — его увезли на Матросскую тишину. В 2007 году здесь на время следствия сидел один грузинский вор, которого потом перевезли в Уфу. Изолятор в Сокольниках существует ещё со времён Петра I — и Омару там пришлось просидеть пару недель, после чего его увезли в СИЗО Лефортово — тоже ничего хорошего. Кстати, во времена Большого террора Лефортовская тюрьма использовалась НКВД для пыток, а после распада СССР она перешла к ФСБ.

Свобода была недолгой

В Лефортово Омар просидел год, после чего его увезли в Можайский район Московской области, оттуда в начале декабря 2005 года Бекаева направили в Бутырку. Там он сидит еще долгое время и даже знакомится с другими ворами, преимущественно из Грузии. В августе 2006 года Бекаев выходит на свободу под залог — 1 миллион рублей. Очень бешеные деньги по тем временам.

Впрочем, долго на свободе ему гулять не дали: в конце января 2007 года его задерживают уфимские УБОПовцы. Бекаев ехал в Уфу на машине одного бизнесмена, но его всё равно нашли, как и несколько грамм героина в авто. Через несколько дней его отправляют в СИЗО-1 на улице Достоевского в Уфе.

Весной 2007 года следствие столкнулось с неожиданной проблемой — Бекаев внезапно перестал говорить на русском и потребовал переводчика. Вот только человека, знающего нохчийн мотт, в Башкортостане не нашлось. Точнее, они были — но никто не решался встать на сторону следствия. Тем не менее, в сентябре того же года Омару вынесли приговор и отсрочили исполнение на один год. Как раз через год Бекаев оказывается в Москве, где Мещанский районный суд дал ему 7 с половиной лет строгого режима.

Ах, Одесса!

Из России Омар бежал на Украину. СМИ того времени полагали, что покинуть страну ему помог бизнесмен из Уфы, чей сын оказался в плену у чеченских боевиков — и Омар Уфимский оказывал содействие в возвращении парня на родину. Украинские силовики сложа руки не сидели и приняли гостя. Приняли — в том самом смысле. В октябре 2007 года Бекаев приехал в Одессу по поддельным документам (на имя гражданина Казахстана). Через время его задержали, а при досмотре нашли пистолет австро-венгерского производства. Даже украинские СМИ того времени утверждали, что Бекаев финансировал ваххабитов, но соответствующего приговора, который бы подтвердил это, нет. Против него возбудили дело за незаконное ношение оружия и поместили в одесский изолятор.

Через год Омара Бекаева ГУВД Москвы объявило в международный розыск. В мае 2010 года суд в Одессе освободил Омара Уфимского из-под стражи, тот воспользовался случаем и умчал в Киев. Силовики упустили этот момент, но вовремя спохватились. В том же месяце его поймали в столице Украины. После этого его депортировали, сообщали СМИ. К тому времени возраст Омара перевалил за 50 лет.

В апреле 2011 года Бекаев засветился в Крыму и был принят там украинскими силовиками. Местные СМИ писали, что во время заседания по мере пресечения у Омара случился сердечный приступ, но, как полагают силовики, он его симулировал. Тем не менее суд в Феодосии арестовал к тому времени уже гражданина России на срок до 40 суток, пока Генпрокуратура Украины не решит, выдавать его России или нет. В сентябре 2011 года суд в Одессе дал два года условно Омару Уфимскому за незаконное хранение оружия — на том и разошлись.

Бекаев продолжал жить на курорте и вполне неплохо, ровно до одного момента. В 2012 году его подстрелили в Одессе и доставили в больницу. Судя по всему, он не сразу обратился за помощью, потому что возникло воспаление вследствие ранения. После его поправки украинские силовики отработали запрос России на экстрадицию Омара — и тот вместо Черного моря увидел приуральские пейзажи зимнего Кирова. Но прежде его перебросили из Одессы в Харьков, оттуда в Белгород, оттуда в Бутырку.

Всё это произошло буквально за одну январскую неделю 2013 года. В марте того же года Омара увезли в Киров. Позднее он попадет в лечебное учреждение под Кировом, а затем его переведут в колонию в Омутнинске — город на пути из Кирова в Пермь. Украинские СМИ утверждали, что перед экстрадицией в Россию Бекаева избили сотрудники колонии в Харькове. Зона, куда он попал, была полностью подчинена силовикам, воры никакой властью не обладали.

Дом, не милый дом

В декабре 2013 года суд в Кирове дал Омару Бекаеву 3 года тюрьмы (именно тюрьмы, а не колонии). Новый год он встретил в Кирове, а потом уехал по этапу в Нижний Новгород. Так Бекаев добрался до Саратовской области, где и отбыл свой срок. В 2017 году Бекаев упоминался полицией Украины как один из воров, который пытается управлять Одессой. Впрочем, его влияние называли незначительным.

После освобождения в 2017 году Бекаев, видимо, уехал в Москву. В апреле 2018 года его задерживают в подмосковных Химках за хранение героина. Если в прошлый раз было 1,67 грамма, то в этот раз у него нашли 4,76 грамма. Суд состоялся через год — дали два года. Отбывать срок его отправили в Удмуртскую Республику, в колонию возле Ижевска. Здесь отсидка не задалась. Хотя, как посмотреть: как позже установит Верховный суд Удмуртии, Бекаев дезорганизовал работу колонии и занял высшее положение в преступной иерархии. Фемида была готова простить хранение оружия, 4 грамма наркотиков, но не дебош на зоне — в 2021 году вор в законе Омар Уфимский получил 11 лет и 2 месяца строгого режима.

Под «дебошем» и «дезорганизацией работы» следует понимать предъявленное обвинение, а именно нападение на одного из оперуполномоченных УФСИН Удмуртии. Сторона защиты утверждала, что драки не было — был только словесный конфликт. Суд принял, понятное дело, сторону силовиков. Под «высшим положением» силовики понимали то, что Бекаев собирал деньги с заключённых, обеспечивал доставку в ИК неких продуктов, решал споры между другими зеками, назначал смотрящих.

Сторона защиты просила не заключать Бекаева под стражу, оперируя тем, что он слепой и может заразиться коронавирусом в СИЗО (на дворе был апрель 2020-го). На момент приговора в Удмуртии Бекаеву было 64 года. По невероятному стечению обстоятельств отбывать 11-летний срок Бекаева отправили в пригород Грозного, столицы Чечни. Однако СМИ утверждают, что Омар Бекаев был освобожден в июне 2022 года в связи со своей болезнью.

Таким образом получается, что 65-летний вор в законе Омар Уфимский сейчас находится на свободе. К настоящему моменту у него имеется 10 судимостей — в общей сложности он провел за решеткой около 25 лет.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts