В Уфе состоялся суд над женой бывшего начальника отделения военкомата Калининского района Константина Выропаева. Его супруга проходила как посредник во взяточничестве — ее приговорили к трем годам условно и штрафу 510 тысяч рублей. Над самим ним судебное разбирательство еще идет, но он уже признал вину и, как выяснилось на последнем заседании, готов рассказать обо всех своих заказчиках. UFA1.RU рассказывает историю взяточного скандала с самого начала.
Как всё начиналось
Уголовное дело стало достоянием общественности, когда в Уфе прямо на парковке хоккейного стадиона арестовали бизнесмена Фарита Самигуллина, который там собирался провести сделку по выдаче военных билетов для двух студентов. Согласно данным из «Контур.Фокуса», он был учредителем в двух ООО — «Иностранный гражданин» и «Спрос и предложение». Первое вело деятельность в области права, а второе занималось розничной торговлей. Оба уже не существуют. Но есть еще строительная «АФ-групп», учрежденная Фаритом Самигуллиным в ноябре 2021 года. Ее баланс за 2021 год составил всего 22 тысячи рублей. В июле 2022 года, находясь уже под домашним арестом, Самигуллин создал ИП, основной вид деятельности которого — строительство жилых и нежилых зданий.
Но Фарит был не просто бизнесменом. Он был человеком с интересными знакомствами: например, несколько раз в соцсетях он выкладывал снимок с Динаром Гильмутдиновым — в то время он занимал пост главы ГИБДД Башкирии. Его Фарит Самигуллин называл «старшим товарищем», тогда они еще были подписаны друг на друга в соцсетях (позже Самигуллин был удален из списка друзей на аккаунте депутата). На момент ареста бизнесмена Гильмутдинов уже заседал в Государственной думе как депутат. Его помощник в разговоре с UFA1.RU сказал, что «не припомнит» такого человека — Фарита Самигуллина.
Кроме того, Самигуллин знал нескольких хоккеистов из Башкирии, в том числе воспитанников «Салавата Юлаева», а также футболиста из молодежного ФК «Уфа». В обоих клубах UFA1.RU ничего существенного не ответили. Футболисты сказали, что не знают такого человека, а в «СЮ» от комментариев отказались. Примечательно, что тогдашний пресс-секретарь клуба и Самигуллин тоже были друзьями в соцсетях.
В апреле 2022 года суд арестовал Самигуллина по обвинению в посредничестве во взятке. По данным следствия, Самигуллин помог нескольким студентам получить военные билеты без прохождения службы в армии. За это он мог получить более полумиллиона рублей.
Билетик не в кино
Допрашивая Самигуллина, следствие вышло на первых фигурантов — бывших хоккеистов «СЮ» Анвара Сулейманова, Владислава Лукина и Михаила Воробьева, а также на бывшего футболиста ФК «Уфа» Дмитрия Белозёрова. Как рассказывал на суде последний, прийти с повинной ему посоветовал сам Самигуллин.
Первым под суд пошел Анвар Сулейманов. Прокурор просил назначить ему штраф в 3 миллиона рублей за дачу взятки Константину Выропаеву через Самигуллина. В этом деле последний шел как свидетель. Спортсмен передал бизнесмену новенький iPhone и двое умных часов Apple Watch, что было эквивалентно 158 тысячам рублей. Кстати, часы, по всей видимости, он отдавал в семью — потому что их изъяли у жены. Поскольку Сулейманов не жил в Калининском районе, ему сделали там фиктивную прописку за 12,6 тысячи рублей. Хоккеист получил 4 года условно и теперь в армию может не идти.
Вторым был Владислав Лукин. На заседании он много не говорил, показания не давал, но стала известна цена его военника — 159 тысяч рублей. Кроме того, выяснилось, что хоккеист замешан в коррупционном скандале ГИБДД — в 2019 году он через Самигуллина получил водительские права. Подразделение, которое занимается такими вопросами, тогда возглавлял «золотой гаишник» Ильдус Шайбаков. На момент суда он уже сидел в СИЗО, но прежде полтора года провел в бегах. Про взятки в ГИБДД мы рассказываем в отдельном сюжете.
Свидетелями по делу Лукина прошли сотрудники МРЭО ГИБДД, которые принимают экзамены и выдают права. Все в один голос утверждали, что Лукина не знают и не помнят, но точно знают, что он сдавал экзамен в ГИБДД и сидел за рулем. Как он сдал — не помнят, но даже если бы плохо, то всё равно поставили бы ему нужную оценку, потому что так попросили коллеги. Кто именно — они не помнят, но не исключают, что это был Шайбаков. Все свидетели уверяли, что денег за свои действия не получали.
Адвокат Владислава Лукина указывал на то, что у хоккеиста был сложный выбор в жизни: пойти в армию и «убить в себе спортсмена» либо отмазаться и сделать карьеру. Правда, теперь она вряд ли будет: в августе с ним расторгли контракт в ХК «Адмирал». Лукина приговорили к штрафу 2,2 миллиона рублей — прокурор запрашивал 3 миллиона. Позднее Верховный суд исключил явку с повинной как смягчающее обстоятельство, но сумму штрафа не изменил.
Михаил Воробьев за военник заплатил 200 тысяч, но заветную красную книжечку так и не получил. Отделался штрафом в 2 миллиона рублей. Сейчас продолжает играть в петербургском «СКА», куда перешел в 2021 году. То есть ему повезло больше остальных — он хотя бы сохранил работу.
Важная деталь: в конечном счете Сулейманов, Лукин, Воробьев получили приговоры как «покушение на дачу взятки», потому что своих документов они так и не увидели. Все они свою вину признали.
А вот Дмитрий Белозёров, когда-то игравший в молодежке ФК «Уфа», получил штраф 400 тысяч рублей. За услуги по военнику он заплатил 175 тысяч, а еще смартфоном и часами. Самигуллин выступал посредником. Именно в этом деле впервые упомянули Константина Выропаева как человека, к которому вместе ходили Самигуллин и спортсмен.
— Осенью 2019 года после начала призывной кампании я пришел в военкомат для прохождения призывной комиссии. По результатам обследования я получил категорию А1, то есть был годен. Мне сообщили, что я поеду в спецназ ГРУ и буду служить в части на территории Санкт-Петербурга. <...> Самигуллин сказал мне, что лучше не идти в армию, — следовало из показаний Дмитрия Белозёрова
Он тоже полностью пошел в «сознанку» и сотрудничал со следствием. Прокурор запросил для него наказание почти как для Лукина, покупавшего еще и права, — 2,6 миллиона рублей. В итоге обошлись 400 тысячами.
Суд над военкомом и его женой
Дело Анжелики Выропаевой насчитывало три эпизода. При этом ее дело уложилось в 3 тома, а ее мужа — в 15. Супруг Выропаевой Константин занимал должность начальника отдела призыва в военкомате Орджоникидзевского и Калининского районов Уфы, звание — подполковник. Когда суды над спортсменами закончились, силовики взялись за военного. 5 октября его отправили в СИЗО — это произошло всего через несколько дней после его дня рождения.
Но пришли к Выропаеву силовики еще летом 2022 года, а в сентябре у него дома и, видимо, на работе прошли выемки и обыски. В изоляторе Выропаев просидел недолго — в конце ноября его освободили под домашний арест. Та же мера была избрана и для его жены.
Первое заседание по делу Анжелики состоялось в начале февраля. Свое лицо она скрывала медицинской маской, с журналистами не общалась. Тогда рассмотрение отложили, потому что адвокат не успела ознакомиться с делом. На следующее заседание подсудимая — женщина средних лет со светлыми, стриженными под каре волосами — пришла вся в черном.
В начале заседания адвокат попросила приобщить к делу справки об обучении детей — старшая учится в университете, младшая училась в школе, но, после того как история с уголовным делом получила огласку, ей, по словам адвоката Выропаевой, стало совсем плохо. Она и до того ходила к психологу, так как переживала из-за предстоящих выпускных экзаменов, а после возбуждения дела совершенно не могла находиться в школе — потому что ее начали травить. Об этом заявляла и сама Анжелика, и адвокат ее мужа. Дочери пришлось уйти из этой школы, перевестись в другую и уйти там на домашнее обучение.
В чем обвиняют жену военкома
Как установило следствие, несколько лет назад к Выропаевой обратилась ее одноклассница. Это случилось на похоронах сына их общей знакомой. Та попросила ей помочь освободить сына от армии, так как он был единственным ребенком и она очень боялась за его дальнейшую судьбу. Выропаева сказала, что обсудит это с мужем — и тем же вечером рассказала ему об этой просьбе. Тот ответил, что узнает на работе, возможно ли такое провернуть, но якобы отметил: «Если он пригоден к военной службе, то я ничем помочь не смогу».
Позднее он сказал, что сможет помочь — и для этого нужно 170 тысяч рублей. Деньги нужно было передать частями: сначала 40 тысяч аванс, а позже и остальное. Оплату услуг подсудимой передавали в подъезде, в котором она жила. Сама она никогда их не пересчитывала и сразу передавала мужу. Тот при ней их не смотрел, а всегда уходил в другую комнату. По этой теме он с ней не общался.
Через некоторое время к ней обратилась соседка и сообщила, что ее знакомая хочет освободить своего сына от армии. Когда ей обозначили сумму — она согласилась.
— Она подошла ко мне и попросила освободить от военной службы мальчика. Тоже частями принесла деньги. Сначала одну, потом я сказала: «Хорошо, пусть пройдет теперь медкомиссию». Остальную часть принесла через месяц-два, — пояснила Выропаева.
Когда документы были готовы, она также через знакомую передала, что их можно забрать.
Какую сумму нужно было запросить для этой «работы» — определял муж, Константин Выропаев. Сама женщина с каждого «заказа» брала небольшой процент: с одного 5 тысяч, с другого — 10.
Далее гособвинитель зачитал, что дама согласилась сотрудничать со следствием и обязывалась изобличить всех участников преступной схемы.
— Вы согласны с обвинением? — спрашивает судья.
— Согласна, — отвечает Выропаева.
— В полном объеме? — продолжает судья.
— В полном объеме, — не задумываясь отвечает Выропаева.
«Меня уже Бог наказал»
— Я очень сильно раскаиваюсь в том, что сделала. Очень переживаю за своих детей, особенно за младшую несовершеннолетнюю дочь, так как она подверглась натиску со стороны своих одноклассников, так как уголовное дело стало появляться в интернете, все стали читать это, а так как мы ходили к психологу из-за ЕГЭ, было очень напряженное состояние. Нам пришлось уйти из этой школы. Они [дети] получили колоссальный стресс. Это, конечно, наша вина. Мне стыдно в первую очередь перед детьми, — сказала Анжелика Выропаева в ответ на вопрос о том, как случившееся отразилось на семье.
По ее словам, старшая дочь лучше понимает происходящее, чем младшая, с ней приходится дополнительно разговаривать. Сейчас 17-летняя девочка находится на домашнем обучении.
В сентябре к Выропаевым пришла женщина, которая дала деньги для военника своему сыну.
— Ко мне домой пришла Т., ее всю трясло. Я спросила, что случилось. Она сказала, что ее сына забрали на допрос, а потом отправили на повторное обследование. Я сказала, что если ее будут спрашивать: «Молчи, ничего не рассказывай, про военный билет и деньги не говори», — следует из показаний Анжелики Выропаевой на предварительном следствии.
Оттуда также выясняется, что к военкому Выропаеву приходили на работу следователи, которые изъяли три личных дела, в том числе молодого человека по фамилии Т., для которого и был первый заказ. Таким образом, жена военкома признала, что помогла трем парням избежать призыва в армию.
Ее адвокат в судебных прениях попросила прекратить уголовное дело, как того позволяет примечание к той статье, по которой Выропаева проходит. Там говорится, что лицо освобождается от ответственности, если добровольно сообщило о преступлении и помогло его раскрыть. Представитель военной прокуратуры с этим доводом согласился частично, потому что ее явка с повинной по делу Т. на ход следствия особо не повлияла. Несмотря на это, адвокат всё равно попросила суд прекратить дело.
В последнем слове Выропаева вновь признала вину.
— Признаю свою вину в совершенных мной преступлениях и искренне раскаиваюсь. Наверное, мне нет оправдания. Я раньше никогда не преступала закон. В ходе следствия подписала явку с повинной, участвовала в раскрытии преступления. <...> Уважаемый суд, меня уже Бог наказал. Я еще раз очень сильно раскаиваюсь. У моих детей нет ни бабушек, ни дедушек, никакой поддержки для детей, кроме родителей, нет. Прошу вас учитывать мною сказанное и освободить меня от уголовной ответственности, — заключила подсудимая.
Представитель военной прокуратуры запросил для Анжелики Выропаевой штраф 1,5 миллиона рублей. Суд приговорил ее к трем годам условно и штрафу в 510 тысяч рублей, что сравнимо с тремя взятками по 170 тысяч.
Что же сам военком?
Заседание по нему состоялось в тот же день, когда и приговор его жене. Они пересечься не успели ни до суда, ни после него.
Константин Выропаев — высокий мужчина старших лет, тоже был одет во всё черное. Без военной формы его не сразу узнаешь. Он зашел в зал уверенно. Суд начался с установления его личности. Оттуда мы узнаём, что он родился в одном из городов Башкирии, прописан по одному адресу, а живет по другому (где жена принимала деньги). Военнообязанный, ранее не судимый, образование высшее, женат, двое детей, в том числе несовершеннолетняя дочь. Временно неработающий.
Константин Выропаев проходит по четырем эпизодам получения взятки, один из них связан с крупным размером — более 150 тысяч рублей. По всей видимости, сотруднику военкомата от сделки перепадало меньше этой суммы. Спортсмены за все услуги платили от 150 до 200 тысяч рублей. За это ему может грозить большой срок: до 8 лет за каждый из трех эпизодов и еще до 12 лет за четвертый.
У него появился новый адвокат — они заключили договор только сегодня, и тот еще не успел ознакомиться с делом. Поэтому защитник попросил две недели, чтобы изучить 15 томов уголовного дела. Вторая его просьба касалась журналистов — он указывает, что в деле содержатся сведения, которые при огласке могут ему навредить, а также они же будут являться угрозой безопасности семьи Выропаевых. Возможно, речь может идти о том, на кого именно дал показания уже бывший сотрудник военкомата — на Самигуллина, хоккеистов, случайных людей… или не случайных? Это пока загадка. Адвокат прямо попросил судью убрать СМИ из процесса и сделать его закрытым. В этом случае мы лишь узнаем результат дела, а его подробности — нет.
— При исследовании материалов дела судом исследуется <...> вся информация, которая разглашалась во время следствия, в том числе по иным лицам, действия которых выявлены <...> при таких данных указанные сведения в случае их огласки до конца расследования по делам, которые имеются в производстве, могут поставить под угрозу безопасность моего подзащитного и его семьи, — заявил адвокат.
Будет процесс закрытым или нет — узнаем во время следующего заседания.
Что известно про Константина Выропаева?
В соцсетях никакой активности он не вел, чего не скажешь о его старшей дочери. Впрочем, даже это дало нам совсем немного информации. Итак, Константину 54 года, у него есть жена, две дочери, старшая вышла замуж — и он, отец, вел ее к алтарю, исполнял танец отца и дочери. Семья была примерной, судя по фотографиям, и счастливой. Все они были радостные и наслаждались жизнью, но теперь над семьей нависло уголовное дело. Причем затронуло оно не только самих фигурантов дела, но, как говорилось ранее, и их детей.
Более интересно о Константине писала администрация Уфы. По долгу своей службы он отвечал за призыв в Калининском и Орджоникидзевском районах города, поэтому любые мероприятия — он тут как тут.
В 2014 году он рассуждал о тех, кто в свои 27 лет (текущий потолок призывного возраста) ни разу не служил в армии. Он их не отчитал, но высказался с точки зрения закона: ребята всё равно получают военник, но там делается отметка: «не проходил военную службу, не имея на то законных оснований». Человек был свободен, но на гражданке его могли ждать проблемы.
— Большинство работодателей видят в военном билете потенциального работника запись и делают соответствующие выводы: если человек однажды уже преступил закон, что помешает ему нарушить его снова? — сказал Выропаев.
В 2015 году он рассказывал, что из республики отправляют 7,5 тысячи человек, а с его комиссариата — 448 человек, уклонистов при этом всего около 20. Их личные дела Константин обещал отправить силовикам. По его мнению, у призывников со здоровьем сейчас не очень, а всему виной — компьютеры.
— Сейчас призываются ребята, родившиеся в тяжелые постперестроечные времена и выросшие во времена бурного развития компьютерной техники. Всё это сказалось на их здоровье. Если раньше дети после школы выходили на улицу поиграть в футбол, хоккей, то потом ситуация в корне изменилась. Отсюда проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — говорил он.
Военная служба, по его мнению, является «школой жизни» для молодых мужчин.
— Армия — это, конечно, школа мужества, здесь в человеке появляется стержень. Мужской коллектив, дисциплина, порядок, командиры, выполнения приказов — всё это в совокупности меняет человека, — рассказывал Константин Выропаев.
Ну а сейчас уже бывший сотрудник военкомата находится дома под арестом. Жилище он не может покинуть, если того не разрешит следователь, пользоваться интернетом тоже нельзя. За каждые из трех эпизодов ему грозит от 3 до 8 лет колонии, а по четвертому — от 7 до 12 лет. UFA1.RU продолжит следить за этой историей.