«Другим всё, себе — ничего». Вероятно, так можно охарактеризовать деятельность Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (он же УТТЗ). Да, в Уфе есть собственное производство электротранспорта — правда, пока речь идет о троллейбусах. Он существует уже несколько лет, но сколько машин он выпустил за это время и почему их почти нет в самой Уфе? UFA1.RU рассказывает о непростой судьбе УТТЗ.
В Уфе и правда есть такой завод?
Да, есть. И работает он с 2015 года. Точнее, свою работу завод по производству троллейбусов в Башкирии (БТЗ) начал в 1964 году, но в 2017-м его закрыли — убытки. О том, что городу нужно развивать сеть электротранспорта, речь зашла как минимум в 2012 году — тогдашний мэр Уфы Ирек Ялалов поехал в Минск.
— Главной целью визита стала проработка вопроса о возможности сотрудничества с данным предприятием (речь про «Белкоммунмаш». — Прим. ред.) в сфере развития городского электротранспорта, — гордо сообщала тогда пресс-служба администрации Уфы.
Переговоры, конечно, были удачные — делегации из Башкирии показали завод и рассказали, что его техника используется не только в Белоруссии и России, но и в Аргентине и Колумбии. Вы представьте только — везти троллейбусы из Восточной Европы в Южную Америку, это 10–13 тысяч километров, в 7 раз дальше Уфы.
Ситуацию с транспортом, кстати, уже тогда назвали «проблемой». Ялалов говорил о планах города построить новые линии скоростного трамвая и некоего метробуса. Минск предложением о сотрудничестве заинтересовался. И где это всё теперь?
В 2015 году Ялалов посетил открывшийся в Уфе завод по производству электротранспорта. Там же была представлена схема развития: к 2025 году трамвай должен был поехать… в аэропорт! Пока не поехал, но есть еще два года.
Судя по схеме, к 2018 году от Госцирка планировали запустить трамвай до улицы Трамвайной. Далее по существующим путям он ехал в Черниковку. Звучит прекрасно. На деле же сейчас линия кончается на Госцирке, а чтобы попасть в Черниковку, нужно пересесть на другой транспорт, либо пешком дойти до ГДК, а оттуда уже по Трамвайной доехать до Черниковки.
Еще при Ялалове появился новый трамвай — ну как новый… его построили в 2001 году и спустя 14 лет отремонтировали. Судя по данным сайта Transphoto, который собирает информацию об электротранспорте в России и за рубежом, трамвай на линию не вышел. Его отставили от работы и по сей день он грустит в депо возле ГДК. Впрочем, в мэрии UFA1.RU сообщили, что вагон на самом деле на линию выходил, но в конце 2015 года сломался. Насовсем.
— В конце 2015 года в связи с выходом из строя системы управления тяговыми двигателями трамвайного вагона руководством МУЭТ было принято решение снять данный трамвай с линии и не восстанавливать его по причине тяжелого финансового положения предприятия. Это был единственный экспериментальный вагон модели 71–402 «СПЕКТР», производства «Уралвагонзавода», эксплуатирующийся в городе и подвергшийся восстановительному ремонту, — рассказали в администрации Уфы.
В работе упомянутого завода был один важный нюанс: на 2015 год он сильно зависел от Латвии и городов России. Директор тогдашнего МУЭТ Аскар Фазлыев говорил:
— Дочернее предприятие мы организовали совместно с Башкирским троллейбусным и Рижским вагоностроительным заводами. Детали и комплектующие для трамваев будут поставляться из Латвии, а также от российских производителей, — рассказывал Фазлыев.
Но Ялалов остался доволен, сказали в мэрии. Директора в МУЭТ тем временем менялись быстро. В следующем после приезда мэра месяце предприятие возглавил как раз Аскар Фазлыев. Он выражал беспокойство, что «немалую часть парка» составляют чешские трамваи Tatra T3, — и обещал, что они изменят облик, станут лучше. Здесь хочется отметить, что «Татры» — неубиваемые машины, они ездят по 40 лет без проблем, если своевременно проводить обслуживание. И вновь шла речь о воссоединении Севера и Юга города.
— Совсем скоро — новые ветки во многих районах города, и в том числе — в Черниковке. Эти меры будут способствовать улучшению транспортного сообщения между северной и южной частями столицы, — говорили в мэрии.
Здесь уже речь о сроках не шла. В 2017 году аппетиты поубавились, и в МУЭТ говорили только о развитии троллейбусной сети. Про единство Севера и Юга никто не говорил, один лишь Аскар Фазлыев не терял оптимизма. Если почитать новости на сайте администрации Уфы про УТТЗ, то везде будет выделяться фраза про сотрудничество с НЕФАЗом.
В том же году Ялалов поехал знакомиться с чешскими трамваями в Прагу. Зачем-то туда поехал и Водоканал Уфы. Хотя если учесть, что после дождей трамвайные пути затапливает, то дело верное. Тогда чехи заинтересовались возможностью начать строить транспорт в Уфе — таким образом, мы могли бы наблюдать состязательность транспорта из Белоруссии и Чехии.
— В 90-х годах прошлого века, к сожалению, не были спрогнозированы современные тенденции развития транспортной отрасли, что тормозит сейчас развитие электротранспорта в Уфе. В результате в 90-е годы трамвай и троллейбус начали терять свои позиции. Объем перевозки пассажиров стал сокращаться. Кроме того, в городе была демонтирована часть трамвайных путей, что серьезно повлияло на конкурентоспособность электротранспорта. Ирек Ялалов подчеркнул, что необходимо наверстывать упущенное, — говорила администрация Уфы.
Кажется, что Ирек Ишмухаметович действительно хотел сделать что-то хорошее, но у него в итоге ничего не вышло. В 2018 году он ушел в Совет Федерации, а в 2022 году — под санкции Европейского Союза, чьим членом является Чехия. Новых трамваев оттуда мы, по всей видимости, не встретим.
После Ялалова завод не упоминался или упоминался вскользь. Единственное серьезное событие случилось в конце 2019 года, когда туда приехал премьер Башкирии Андрей Назаров. Тогда он обсуждал с руководством завода выпуск машин, которые нужны Уфе и Стерлитамаку. Самое забавное, кстати, что в Уфе точно такие же троллейбусы, как и в Стерлитамаке. Такие же старые.
На 2020 год планировалось поставить в Уфу и Стерлитамак 20 новых машин, а при этом отправлять другие в Альметьевск (Татарстан), Иваново и Чебоксары.
Последнее упоминание УТТЗ на сайте мэрии датируется 2021 годом. Тогда шла речь о том, что на предприятии встретились представители города Уфы и посольства Республики Беларусь. Фигурировало утверждение, что «имеется пакет заказов» на поставку 80 троллейбусов в другие города. Другим — всё, себе — ничего. Радий Хабиров в своих публичных посланиях Госсобранию обходил стороной данный вопрос.
Получается, мы все-таки производим троллейбусы?
Все-таки производим. Это модели 6241.01 «Горожанин», которые имеют систему увеличенного автономного хода. Эта фишка позволяет машине ехать без контактной сети какое-то время, то есть не касаться проводов, просто на заряде — по некоторым данным, речь идет о 15–40 километрах. Первоначальный срок службы — 12 лет. Вмещает машина в себя порядка сотни пассажиров с учетом стоячих. Сидячих мест около 35. Развивает скорость до 75 км/ч.
Конкретно эта модель серийно выпускается с 2020 года, но были и предшественники, выпускавшиеся с 2017 года. Изначально они шли с нефтекамским кузовом, но позднее стали делать по технологии Минского автомобильного завода. Тяговое и вспомогательное оборудование поставляется, кстати, из Новосибирска. В ряде источников указывали, что батареи китайского производства, а часть электроники из Молдовы.
Сейчас эти машины активно гоняют по улицам Уфы, и они действительно, можно сказать, прекрасны — во всяком случае, относительно того, что было раньше.
— У нас есть несколько машин, которые ходят в разные города, проверяем условия эксплуатации, климат, аккумуляторы. Смотрим, какая машина лучше. Вот эта машина по автономности самая лучшая и по климатической установке самая теплая, будем смотреть, как будет работать с точки зрения энергопотребления, — цитирует гендиректора УТТЗ новосибирский департамент транспорта.
Первые образцы в столицу Сибири поступили в начале прошлого года. В сентябре было сообщено, что они выйдут на линию на условиях 60-месячного лизинга — это 5 лет.
— Преимущества какие? Эта машина позволяет использовать ту инфраструктуру, которая есть в городе. Троллейбусную контактную сеть. Проходя по контактной сети, он подзаряжается, дальше он опускает штанги и направляется в те районы, где контактной сети нет. Для региона, который хочет развивать такой вид транспорта, это оптимальное решение. То есть вложений в инфраструктуру — ноль. Нужно только обновление подвижного состава, — цитировали представителей УТТЗ наши коллеги из NGS.RU.
Кроме того, говорят, что эта модель троллейбусов дешевая, но качественная, поэтому многие города сразу захотели взять ее себе. Так, для Новосибирска эта машина стоила 20–25 миллионов рублей, а для некоторых городов — и вовсе 10 миллионов. Для сравнения: троллейбусы «Адмирал» для Омска обошлись в 20,6 миллиона рублей, а «Авангард» для Брянска — 16 миллионов, МАЗы — 16–25 миллионов.
Так чей это завод — наш или нет?
И да и нет. Согласно данным из «Контур.Фокуса», раньше в числе учредителей был АО «Рижский Вагонный Завод». Рижский завод производил не только электротранспорт, но и электропоезда — знаменитые электрички ЭР2, которые курсировали по всему СССР, были сделаны именно им. Однако он, как и БТЗ, стал жертвой краха экономики.
Кроме того, владел заводом МУЭТ (а им — администрация Уфы), где случился кризис и сейчас идет процедура банкротства. Вместе с МУЭТ почил и «Башкирский троллейбусный завод».
Сейчас владельцем УТТЗ как акционерного общества является Регистраторское общество «Статус» из Москвы. Генеральным директором АО «УТТЗ» является Денис Рассадников, который также числился участником и гендиректором в ряде компаний из регионов России. Ни одна из них не была связана с производством подвижного состава.
То есть по владельцам — это наша компания, российская, но основа для машины берется из Белоруссии.
Но, рассуждая о том, наш (в смысле, уфимский или нет) это завод или нет, надо смотреть на показатели — сколько единиц транспорта отошли столице Башкирии, а сколько другим городам.
Так, в Пензу планируется отдать 90 троллейбусов до октября 2023 года, 5 машин уедут в Братск (Иркутская область — туда вообще за 32 миллиона отдают) до июня 2023 года, Альметьевск (Татарстан) — 10, Хабаровск — 9 (в 2023 году хотят взять еще 7), в Ковров (Владимирская область), Иваново (на 2019 год) и Ростов-на-Дону — по 5 штук. Удивили Чебоксары — им планировали отправить 68 машин.
А сколько получила Уфа? Около 10. Это следует из данных сайта Transphoto. Из этого же источника мы узнаём, что в Стерлитамаке ходит всего один такой троллейбус, а в Новокузнецке (Кемеровская область) — целых 19. Еще 9 катаются по Новосибирску и 8 по Новочебоксарску (Чувашия).
Причем в Новокузнецк последние три машины приехали в январе 2023 года, а в Уфу — летом 2021 года.
Какой можно сделать вывод? Строительство троллейбусов в Уфе действительно существует — и оно успешно, чего только стоит огромный (относительно других городов) контракт с Чебоксарами. УТТЗ составляет здоровую конкуренцию другому производителю — «Транс-Альфа», троллейбусы которых гоняют, например, в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Кирове, Миассе, Вологде и других городах.
Хотелось бы задать вопрос: «А когда для Уфы»? Но это не единственная и, пожалуй, не самая главная проблема для транспортной инфраструктуры Уфы: сейчас по городу катят трамваи, которые выпустили еще при Брежневе и Горбачеве, причем первые выглядят куда бодрее вторых. Впрочем, это уже совсем другая история — и ее мы тоже расскажем.
Насчет трамвая интересная деталь: на сайте УТТЗ есть раздел с продукцией предприятия. Троллейбус имеет реальную фотографию, а трамвай — лишь макет. Если нажать на троллейбус, то мы увидим его технические характеристики и фото, а при нажатии на трамвай показываются лишь характеристики. Ни фото, ни названия модели там нет.