Западнее исторической части Уфы, под боком у телецентра и мусульманского кладбища, находится микрорайон Нижегородка. Уфимцы знают это место как массив частных домов, который затапливает каждую весну, а зимой, по мнению многих, лучше вообще держаться отсюда подальше.
Недавно мы показывали, как этот район выглядит сегодня, но не все знают, каким было это место несколько сотен лет назад. Ее жители, ремесленники-старообрядцы, долго отстаивали перед властями право жить и работать в Нижегородке. О том, как появился этот старый, временами пугающий и самобытный район, читайте в нашем материале.
Откуда появилось название?
Нижегородка находится в излучине реки Белой, и район затапливает по весне как раз из-за такого соседства. С этим знакомы не только современные жители, но и люди, которые строили здесь дома еще в XVII веке. В юго-западной части современной Нижегородки тогда находилась деревня Стрешневая, которая принадлежала воеводе Стрешневу.
Тогда на территории была дорога, ведущая к Стрешневской переправе через реку Белую. Ее закрыли в начале XVIII века. Но настоящая история Нижегородки начинается чуть позже, когда на эти земли приехали люди из Нижегородской губернии.
По разным оценкам, произошло это в период с середины XVIII века до начала XIX. Сперва переселенцы хотели обосноваться на берегу реки Сутолоки, но позже заняли противоположную часть прилегающих к городу земель.
— Крестьяне графа Шереметьева из Нижнего Новгорода самовольно заселили эту местность под Уфой, — рассказывает краевед Анатолий Чечуха. — Тогда это было за чертой города. Поэтому у названия двойной смысл: с одной стороны, выходцы из Нижнего Новгорода, а с другой — нижний город.
Переселившихся было около 50 человек, среди них — Нехаевы, Кобяковы и Корниловы, которые были старообрядцами по вере и кожевниками по роду деятельности. Краевед отметил, что этот промысел начал развиваться в Нижегородке с их приездом. В справочной книге Уфимской губернии за 1883 год упоминается, что переселенцев-нижегородцев прозвали «башмачниками».
«Оставить до обветшания»
Позже к нижегородцам присоединились и другие семьи из Уфимского и Бирского уездов. Постепенно всё больше людей осваивало кожевенное ремесло, а озеро Долгое посреди поселения использовали для вымачивания шкур. Уже позже там возникли другие промыслы: в мастерских занимались изготовлением гончарных и жестяных изделий, вели плотницкое и столярное дело. Нижегородская слобода разрасталась.
В справочнике рассказывается и о тревожном периоде истории этого места. Городские власти забеспокоились, что переселенцы (которых в те времена сравнивали с цыганским табором) используют земли для выгона скота и прочих нужд. Началась тяжба между властями и нижегородцами, и дошла она до сената.
В 1842 году история района могла бы закончиться: сенат предписал Оренбургскому губернскому правлению запретить людям строить в Нижегородке новые дома, а старые «оставить до обветшания». Ремонтировать их тоже запретили. Через несколько лет генерал-губернатор Перовский наказал жителям продать свои дома в Нижегородке и купить новые, в черте Уфы. Срок ремесленникам дали в 10 лет: с 1858 по 1868 год.
Однако ремесленники так легко сдаваться не собирались. Кожевенники, лесопильщики и гончары начали биться за право жить на этих землях. Они обращались к городской думе и до и после отмены крепостного права, пока, наконец, не отстояли свое.
В 1867 году на собрании Уфимской городской думы выступили купцы и мещане.
— Нижегородская слобода не есть отдельное поселение, а составляющая часть города, и сломка всего этого селения повлечет за собой большой убыток и ущерб владельцам кожевенных и других заводов, не говоря уже о людях, работающих в основном на этих заводах, и проблемах, которые принесет им вынужденное переселение, — наказали они.
Тот день стал победой для ремесленников: им разрешили остаться в обжитых домах, но пришлось пойти и на компромисс — хозяевам увеличили поземельный сбор. Через несколько лет, в 1876 году, в ней жило более тысячи человек, а число дворов увеличилось до 242.
— С отменой крепостного права в Нижегородке обосновались крепкие хозяева. Здесь появились кожевенные заводы, кирпичный завод и даже спичечная фабрика, — рассказывает Анатолий Чечуха.
Какие исторические памятники есть в Нижегородке?
Краевед отметил, что в Нижегородке, несмотря на ее возраст, архитектурных достопримечательностей не так много, как в исторической части Уфы.
— Несмотря на зажиточность местного населения, по сравнению с Золотухой, где были одноэтажные домики, здесь памятников архитектуры почти нет, — рассказывает краевед.
В 2019 году уфимцы снесли одно из исторических зданий в Нижегородке: жилой дом с мастерской по адресу Нехаева, 110. Памятник архитектуры рубежа XVIII–XIX веков собственник сносил самовольно.
Однако есть и «живые» памятники. Например, земская школа на Нехаева, 94.
— Бывшая
Также на территории Нижегородки находится железная дорога — ее начали строить в 1885 году, а уже в
— Если бы их не покрыли булыжником, они бы не были проезжими, — отмечает краевед.
Но наиболее заметный исторический объект в Нижегородке — это Крестовоздвиженский храм. Его история начинается еще во времена переселенцев-старообрядцев, и он немногим моложе Нижегородской слободы.
Когда рабочие-нижегородцы только укрепились на этих землях, никакого храма еще не было. А в конце XIX века купец Трофим Козлов предложил построить в Нижегородке церковь на свои собственные средства.
— Он был родом из крестьян Гжельской волости Московской губернии. У него был в Нижегородке завод глиняных изделий. Большую часть нажитого состояния он тратил на благотворительность и был ревностным христианином, — пишет в очерке краевед Ирина Ентальцева.
Краеведы и современники купца предполагали, что сам Козлов был выходцем из старообрядцев, поэтому с большим желанием выделил деньги на строительство церкви. Крестовоздвиженский храм заложили в 1892 году, и в этом событии участвовал епископ Дионисий (Хитров).
Не остались в стороне от строительства и сами местные жители. По воспоминаниям современников, они старались помочь кто чем мог.
— [Помогал] кто деньгами, кто вещами, кто иконами. Один из участников торжества освящения сказал: «Я не знаю ни одного храма, который бы так скоро был выстроен», — писал в «Уфимских епархиальных ведомостях» протоиерей Евграф Еварестов.
Выстроили храм действительно быстро: уже в 1893 году епископ Дионисий его освятил и сказал, что «нет ни одного храма, который бы так нужен был, как сей новоосвященный храм».
Крестовоздвиженский храм, который сейчас зачастую называют просто Воздвиженским, — это деревянное шестиглавое здание, построенное в русском стиле. Кресты на куполах были сделаны из зеркального стекла, от чего местные жители воспринимали их как хрустальные.
Внутреннее убранство храма было таким, чтобы старообрядцы тоже могли его принять: иконы были не живописные, а сделанные по образцу древневизантийских. На некоторых из них даже было изображено старообрядческое двуперстие.
— Старообрядцы стали заходить в Крестовоздвиженский храм. С ними там проводили собеседования о вере. Вскоре после начала служб в новой церкви сам отец Евграф Еварестов, опытный миссионер, провел в ней несколько бесед со старообрядцами, — пишет Ентальцева.
Церковь функционирует и по сей день. При ней было и училище глухонемых — его открыли в начале XX века. В 1902–1903 годах в нем жили и учились 20 детей.
— Цель открытия училища — обучить лишенных слуха и языка детей грамоте и ремеслам, дать им возможность к самостоятельной трудовой жизни, дабы не быть в тягость себе и окружающим, — писал в «Епархиальных ведомостях» отец Николай Котельников, ставший его попечителем и директором.
Ребят учили читать по губам и разговаривать, адаптироваться к живому общению, а также давали навыки для ремесел. Дети изучали живопись, резьбу по дереву, столярное искусство и традиционное для Нижегородки сапожное ремесло.
Девочкам тоже давали классические на тот момент знания: шитье, кройка, вязание и вышивание. Кроме того, все вместе дети учились вести домашнее и садовое хозяйство. Заниматься этим было где — в саду при училище было 35 яблонь, кусты малины, смородины, вишни и несколько разных пород деревьев.
В училище работали целые поколения учителей, а в годы Первой мировой войны оно помогало раненым солдатам, прямо внутри открыли лазарет на 94 койки, но учебное заведение действовать не перестало. Мастерские перевели в помещение, где был склад леса, а женское отделение и квартира директора переехали в соседний дом священника.
— В здании училища глухонемых во время гражданской войны сделали тифоотделение
Школа
Нижегородка сегодня
Сегодняшняя Нижегородка сохранила свою самобытность: деревянный мост через озеро Долгое, названия улиц, напоминающие о ремеслах, которые здесь развивались, и необычные виды на Уфу снизу вверх. Многие любят прогуливаться по мощенным булыжником улицам, но дальше, к сожалению, мало кто может зайти.
Район выглядит пестро: здесь и современные коттеджи, и покосившиеся постройки. Кое-где здания вовсе разрушились или сгорели до состояния угольков.
— Эх, Нижегородка наша. Нужно тут жить, чтобы всё понять, тем, кто родился в городе, сложно представить, думают, что мы дикари из подгорья. Да и пусть так думают, нам-то от этого спокойнее, — рассказал местный житель по имени Азат.
Ранее мы рассказывали вам об истории другого самобытного района — Черниковки. О том, как из рабочего поселка вырос самостоятельный город и как архитектор Маргарита Куприянова делала его особенным, читайте в нашем предыдущем материале.