Старая Уфа славится не только своей архитектурной красотой, но и многообразием аварийных полуразрушенных домов. Один из таких находится на улице Павлуновского, прямо за Первой соборной мечетью. В старенькой деревянной двухэтажке под
Согласно информации из Росреестра, здание построили во времена Октябрьской революции — в 1917 году. Его оснащение соответствовало времени: ни горячей воды, ни нормального отопления, туалет на улице. В таком же состоянии дом дожил и до наших времен, но за одним исключением: деревянные конструкции никто капитально не ремонтировал, из-за чего 24 июля 2020 года жилище признали аварийным, а местных пообещали оперативно расселить.
Выглядит дом не ахти: древесина чуть ли не полностью прогнила и отсырела, из-за чего внешний фасад окрасился практически в черный. Местами видны покосы, ставшие спонсором сквозивших окон. Сзади на втором этаже и вовсе выбита входная дверь, правда, куда она ведет, непонятно, ведь сразу за ней — козырек соседей.
В такой атмосфере в квартире № 3 в основании фундамента уже более 40 лет живет пожилая пара. Хозяйка Нурзиля Гандалифовна разговаривает преимущественно на башкирском, из-за чего в ее русской речи слышен сильный акцент. Ее муж под старость лет начал страдать от болезни Паркинсона, из-за чего частично утратил способности передвигаться, говорить и ясно мыслить.
Их квартирка небольшая: прихожая, совмещенная с кухней, едва ли больше туалета в захудалой кафешке, а единственная спальная комната едва вмещает телевизор и кровать. Хотят ли они переселиться из этого места? Вопрос на самом деле риторический.
— Ну а как же, у нас по старости сил нет, есть только газовое отопление, воду сами провели, туалет на улице, дед Паркинсоном болеет, — перечисляет хозяйка. — Дали бы пожить нормально хотя бы на склоне лет.
Официально квартира пенсионеров находится под основными подпорками дома, то есть непосредственно в его основании. Из-за этого потолки в помещениях сильно низкие, что, со слов Нурзили, много раз приводило к различным травмам. Глава пожилой пары добавил, что множество проблем приходит с зимой, например, подобраться к туалету на улице почти невозможно — его быстро заметает, а чистить снег сил нет ни у него, ни у соседей.
— Хотя бы немножко увидеть, как люди живут, а не вот так. Нам всё обещают, но ничего нет, — устало говорит глава семейства.
В этом доме Нурзиля с мужем прожили практически всю сознательную жизнь. Там же они вырастили детей, которые до сих пор периодически привозят им продукты, но этого не хватает: с каждым днем ментальное и физическое здоровье хозяина становится всё хуже, а газовой горелки не хватает, чтобы перебороть редкие уфимские морозы.
— Нам предлагали деньги, чтобы мы переселились, но что за них купишь? Мы столько вложили в дом, а они с 2014 года обещают всё. Ни разу ремонт нам не делали, как так можно? — вопрошает пенсионерка.
В первый половине 2010-х дом начал активно разваливаться, а пожилая пара вместе с соседями забили тревогу. Они начали жаловаться во все ведомства, включая прокуратуру. У Нурзили первые ответы правоохранителей датируются 2016 годом — аварийным жилье признали лишь спустя 4 года.
— В мэрии вышло постановление, что нас планируют расселить в срок до 2026 года, мы снова пожаловались в Верховный суд, — рассказывает пенсионерка.
Со слов Нурзили, суд обязал администрацию решить вопрос с расселением в этом году. Параллельно с этим соседи пенсионерки начали активно освещать свою проблему в соцсетях, что привлекло внимание главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Тот поручил и. о. руководителя следственного управления республики Игорю Пашнину провести процессуальную проверку.
Сами соседи вне интернета оказались менее сговорчивыми. Жительница квартиры № 1 вовсе отказалась общаться, сославшись на то, что ее не интересуют разговоры с тем, кто не знает историю этого дома. В двух оставшихся квартирах вовсе никто дверь так и не открывал на протяжении двух дней.
Как рассказали UFA1.RU в пресс-службе администрации Уфы, чиновники действительно занимаются решением вопроса о расселении дома, однако всё же имеются определенный трудности.
— В настоящее время в Уфе жилые дома расселяются по адресным региональным программам, признанные аварийными до
Напомним, что с аналогичной проблемой вот уже более 10 лет борются жители дома № 22 на улице Черниковской. Молодая мама Ольга Нурисламова всячески пытается узнать, когда до них дойдет очередь на переселение из аварийной двухэтажки, однако вместо чиновников на проблему обратил внимание Бастрыкин, который поручил разобраться в вопросе своим региональным представителям.