«Мне сейчас нужно выжить, а остальное неважно»: пенсионерка после лечения зубов случайно обнаружила у себя гепатит С

Сибирячка предполагает, что могла заразиться в стоматологии, но, по ее словам, там это отрицают

Поделиться

65-летняя жительница Новосибирска Валентина ведет вместе с мужем здоровый образ жизни, регулярно посещает профосмотры, но на одном из них внезапно выяснилось, что у нее гепатит С. У других членов семьи вируса нет. Она предполагает, что заразить ее могли в стоматологии. Подробности — в этом материале NGS.RU.

Результаты анализов на гепатит С Валентины и ее мужа имеются в распоряжении редакции, так же как и другие медицинские документы пациентки, связанные с диагностикой и лечением гепатита.

Валентина обратилась к стоматологам в июне из-за того, что у нее упал мостик. Врач на консультации сказал, что нужно удалить три зуба и сделать чистку. Валентина последовала совету и пошла на удаление:

— У меня еще такое ощущение было неприятное, когда я там находилась. Мне не нравилось, что врач был без маски и изо рта пахло. Но сама подумала: «Какая я привереда!» Зубы мне удалили и наложили швы. Потом пришла на чистку. Место после удаления еще не зажило, поэтому было больно от слюноотсоса. Потом мне поранили десну — или у меня такие десны, что кровь пошла. Ее пытались остановить. У меня начались боли, я выпила обезболивающее.

К терапевту вопросов не было, и в целом, по словам Валентины, у нее не было претензий ни к кому, она просто рассказывает свои ощущения:

— Надо было лечить порядка 16 зубов. Я подумала, что полечу, раз доктор такой приветливый и безболезненно в целом всё. Потом у меня на десне, где удаляли зубы, какой-то нарост образовался. Врач срезал фрезой и снова наложил шов. Это было с уколом, в целом терпимо. Я терпеливый человек.

Лечением зубов Валентина занялась в июне

Лечением зубов Валентина занялась в июне

Поделиться

«Подумала, что в больнице ошиблись, в сельской»

В конце августа — начале сентября Валентина стала чувствовать какой-то дискомфорт, появилась усталость. Она подумала, что это старость, потому что в целом со здоровьем всё в порядке.

Самочувствие стало ухудшаться. Как раз в этот период Валентине позвонили из страховой компании и позвали на диспансеризацию. Она предложила мужу сходить, потому что еще стало что-то мешать в подреберье. К тому же семья собиралась поехать в санаторий.

А в начале октября, после диспансеризации, врач назначил им осмотр.

Оказалось, что если норма АЛТ 31, то у Валентины было около 278 — почти в 10 раз больше нормы.

Ее срочно отправили к гастроэнтерологу, назначили таблетки и анализы на гепатиты.

— Всё равно я себя нормально чувствовала. Посмотрела норму и подумала, что, наверное, в больнице ошиблись, в сельской. Зашла в «Инвитро» и сдала снова АЛТ, но показатели были высокими, — вспоминает пациентка.

Пациентка утверждает, что других операций у нее не было

Пациентка утверждает, что других операций у нее не было

Поделиться

Валентина записалась к гастроэнтерологу, который был удивлен такому АЛТ. Оказалось, что у нее подтвердился гепатит С.

— Я говорила врачу, что не понимаю, откуда у меня всё взялось. Я человек непьющий, некурящий. Мы ни с кем не контактировали, живем вдвоем, только сын приезжает. Мне только аппендицит удаляли в 1984 году, — удивлялась Валентина.

Потом врач спросила, давно ли Валентина лечила зубы. Она ответила, что и сейчас лечит:

— Уже практически полгода, точнее четыре месяца. Врач сказала, что всё понятно, скорее всего, там подхватила. Я сказала, что в стоматологии всё стерильно, только обращала внимание, что инструменты после стерилизации несут по коридору, не накрыв салфеткой, а во время рентгена не надевали одноразовый колпачок.

Валентине назначили лечение и дали рекомендации по питанию, сказали не волноваться, ограничить физическую нагрузку. У пациентки, по ее словам, было поражение печени 3-й степени — 11,6 процента (медицинские документы, подтверждающие это, имеются в распоряжении редакции).

— Врач отметила, что по степени поражения печени прошло 3–4 месяца. Кроме стоматологии, я нигде не была, где можно было иметь дело с кровью. Врач сказала, что если бы был еще больший процент поражения печени, то сложно было бы уже что-то сделать, а так надо бороться. Слово «бороться» меня пугало. Мы и так были на правильном питании, но пришлось еще больше его изменить. Мой желудок не принимал больше двух ложек еды, поэтому приходилось есть каждые два часа, — с ужасом вспоминает Валентина.

Она пила таблетки от гепатита три месяца и пугалась от чтения статей про то, что цирроз печени не лечится.

— Было сложно, больно. Безысходность. Психологически тяжело, но это не описать. Физически тоже было тяжело. Через три месяца врач похвалила меня, что я выдержала это лечение, — говорит она.

Теперь Валентина должна периодически контролировать кровь на гепатит, чтобы убедиться в эффективности лечения

Теперь Валентина должна периодически контролировать кровь на гепатит, чтобы убедиться в эффективности лечения

Поделиться

Валентине назначили восстановительное лечение и анализы. По ее словам, поражение печени уменьшилось в процентном отношении.

— Мне это дало просто немного морально выдохнуть. Контроль анализа на гепатит С назначен на апрель, потом на июнь. Надо смотреть, чтобы вирус не сохранился, — объясняет пациентка.

Три флакона препарата для лечения обошлись Валентине в 420 тысяч, еще одно лекарство стоит 31 тысячу. Но еще были платные анализы и приемы, поэтому Валентина потратила более полумиллиона.

— Деньги, которые мы копили на пенсии, сняли. Как будет дальше, непонятно. И мне теперь на учете три года стоять. Слава богу, что я стала есть, перестала худеть, сахар остановился. Кстати, когда обнаружили гепатит, я отменила следующий прием в стоматологии, а мне сказали, что ничего страшного, с гепатитом лечатся.

Муж Валентины, по ее словам, ходил в стоматологию, чтобы попросить компенсацию какой-то части лечения, но там сказали, что у них всё стерильно и заражение произошло в другом месте.

— Я звонила своему терапевту и говорила, что не собираюсь на них в суд подавать, потому что у меня нет ни сил, ни желания, ни средств. У меня другая цель — мне сейчас нужно выжить, а всё остальное неважно. Мне остается только молиться. Я хочу, чтобы они начали обрабатывать свои инструменты лучше. Я потом уже прочитала, что гепатит С называют ласковым убийцей. Это чистая случайность, что у меня его обнаружили во время диспансеризации. Теперь я всем говорю: нужно идти на диспансерный осмотр, потому что мне он спас жизнь. Какого качества, непонятно, но спас, — радуется Валентина.

Что говорят в клинике

В стоматологическом центре, где проходила лечение Валентина, NGS.RU сказали, что у них пациентка не могла заразиться гепатитом С: стерилизация, обработка и дезинфекция инструментов проводятся строго согласно нормам СанПиН:

— Это невозможно: все инструменты обрабатывают, стерилизуют и запечатывают в стерилизационной зоне (ЦСО), приносят в кабинет в запечатанных одноразовых ПАК-пакетах. Все инструменты вскрываются при пациентах, непосредственно перед лечением. В нашем рентген-кабинете датчик для радиовизиографа оснащен одноразовыми индивидуальными пакетами, которые надеваются и выбрасываются при пациентах.

Можно ли было лечить гепатит бесплатно?

Журналисты NGS. RU задалась вопросом, можно ли было героине материала вылечить гепатит бесплатно. Ведь в стране принята программа по лечению гепатита С в рамках ОМС. Почему больной никто не предложил такого лечения и что делать другим пациентам?

Председатель правления Межрегиональной общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» Никита Коваленко говорит, что, по данным их организации, с 2016 года в Новосибирской области, как и во многих других регионах, действовала целевая региональная программа, по которой больные хроническими вирусными гепатитами могли получить терапию в специализированном центре хронических вирусных гепатитов:

— К сожалению, как и в большинстве регионов, в Новосибирской области охват был недостаточным. По нашим данным, из 15 тысяч больных гепатитом С, внесенных в региональный регистр, в 2022 году терапию получили около 120 человек. И в основном это были пациенты с тяжелыми поражениями печени. Опять-таки, это ситуация, характерная для всех регионов.

Хотя, замечает он, в 2022 году у врачей еще была возможность предоставить терапию мотивированному на лечение пациенту без серьезных поражений печени.

— С 2023 года гепатит С включен в базовую программу государственных гарантий. Это значит, что любой житель страны, даже не гражданин РФ, имеющий полис ОМС, может получить лечение гепатита С в регионе своего фактического проживания. С 2023 года каждый регион обязан лечить гепатит С в рамках ОМС, — поясняет Никита Коваленко.

Никита Коваленко говорит, что хотя в Новосибирской области действовала целевая региональная программа, а в рамках ОМС гепатит С не лечили.

Проблема заключается, по словам эксперта, в том, что в критериях оказания медицинской помощи больным гепатитом С в рамках базовой программы госгарантий, обсуждение которых только что закончилось, предоставление терапии по сути ограничено только пациентами с циррозом F3-F4 (степень фиброза печени. — Прим. ред.):

— К сожалению, Минздрав РФ отверг предложения нашей организации и профильных специалистов предоставить регионам, вылечившим всех пациентов с тяжелыми поражениями печени, возможность расширить охват на пациентов с F2, а то и F1. Но, по нашим данным, до 19% больных хроническим вирусным гепатитом С уже имеют фиброз F3 и выше. Это значительное количество. Например, в Новосибирской области — приблизительно 3 тысячи. Будет великолепно, если их всех вылечат в ближайшее время.

По крайней мере, отмечает Никита Коваленко, у всех них теперь появились законные основания потребовать лечения:

— И это нужно делать обязательно, так как у врачей просто нет возможности разыскивать пациентов, нуждающихся в лечении: терапию получит тот, кто обратится. В ответе на наше обращение Минздрав РФ написал, что у регионов есть возможность лечить пациентов с фиброзом ниже F3 в рамках целевых региональных программ. Мы очень надеемся, что целевую программу переориентируют как раз на легких пациентов. И это сократит количество людей, использующих для лечения незарегистрированные препараты, потому что никто не хочет сидеть и ждать, пока болезнь разрушит печень до состояния, попадающего под критерии начала терапии, установленные федеральным Минздравом.

Не надо «пороть горячку»

Что касается конкретного случая с героиней публикации, Никита Коваленко сказал следующее:

— В большинстве случаев нет оснований пороть горячку с лечением гепатита С. Не нужно пугать людей. Вопрос «выживания» стоит при циррозе, но это комплексное заболевание, которое часто выявляют до диагноза «хронический вирусный гепатит». Для формирования фиброза 3-й степени нужны годы, а не месяцы! Согласно действующим клиническим рекомендациям, диагноз «хронический вирусный гепатит» ставится не раньше чем через полгода после впервые выявленных маркеров гепатита. В первые полгода организм может самостоятельно справиться с вирусом как гепатита В, так и гепатита С. И это не единичные случаи. А вот если через полгода вирус всё еще выявляется, ставится диагноз «хронический вирусный гепатит» и требуется лечение. Жаль, что врачи не учли, что при высоких показателях трансаминаз (АСТ/АЛТ) показания эластометрии недостоверны — у пациентки, может, и нет никакого F3.

Куда обращаться за помощью?

— ОМС устроена так, что всех распределяет терапевт. Он дает направления на скрининг (можно пройти в поликлинике бесплатно), потом направляет к инфекционисту, а если нет — сразу в центр гепатитов. Если прийти сразу в центр гепатитов, то примут либо платно, либо не примут вообще. Так что начало бесплатного лечения в любом случае у терапевта в поликлинике по месту жительства, — говорит Никита Коваленко.

В любой сомнительной ситуации, если не направляют к врачу, говорят, что нет лечения, платные анализы и пр., правильно будет позвонить страховому консультанту в свою страховую, телефон есть на полисе.

Ранее мы рассказывали о Нобелевской премии за открытие гепатита С — какое отношение к исследованию имеют новосибирские вирусологи.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

«Он скрипел зубами от боли, начал кусать себя». Почему разваливаются дела о смерти детей после письма Бастрыкина

Table of Contents Hide Хроника трагедииУголовное дело заранее обречено?Не работает принцип неотвратимости наказания Юлиана потеряла сына летом этого…