Когда-то в определенных кругах в Уфе был хорошо известен такой человек, как Эраст Фомичев — криминальный авторитет, вхожий в самые высокие кабинеты местного МВД и знакомый с крупнейшими звездами российской эстрады. Вы едва ли найдете больше двух фото этого человека в открытом доступе, да и история его всё еще полна тайн. Однако сегодня, 25 марта, в рамках нашей рубрики «Криминальные легенды» мы решили собрать то немногое, что известно об этом человеке. Поверьте, его биография вас удивит.
Яркая жизнь
В октябре 1995 года журналистка «Вечерней Уфы» Татьяна Барабаш и фотокорреспондент Владимир Осотов караулили возле уфимского храма Симеона Верхотурского звездную чету — Аллу Пугачеву и Филиппа Киркорова. Примадонна и ее супруг принимали участие в возведении этой церкви, а потому место было особенно значимым для них. Журналистам удалось сделать фотографию звездной пары, когда они выходили из храма после молитвы. На фото рядом с Аллой Борисовной и идущим за ней Филиппом Бедросовичем видно мужчину средних лет в светлом пиджаке.
Многие сразу же узнали в человеке на фотографии Эраста Фомичева — известного в те годы бизнесмена, связанного с криминалом. Появление его вместе с Примадонной и ее мужем в храме Симеона Верхотурского вряд ли можно назвать случайным — предприниматель в девяностые активно занимался организацией выступлений звезд в Башкирии, да и, как говорили, тоже внес свой вклад в строительство данного духовного учреждения.
Биография Эраста Фомичева полна белых пятен, но даже по той обрывочной информации, который мы располагаем, можно с уверенностью говорить о том, что этот человек прожил очень яркую жизнь и достоин считаться настоящей криминальной легендой Башкирии. Известно, что он родился 29 марта 1949 года и проживал в Уфе. Согласно архивной выписке из Росреестра, до 2000 года у него был коттедж в элитном селе Зубово в пригороде башкирской столицы.
Издание «МК» писало, что в 90-е Эраст Фомичев возглавлял некий концерн «Планета» (найти информацию об этой компании в публичном доступе корреспонденту UFA1.RU не удалось). По данным газеты, визит Аллы Пугачевой в Симеоно-Верхотурский храм, о котором мы упомянули в начале, состоялся по приглашению бизнесмена, ранее он уже четыре раза привозил ее на концерты в Башкирию в 1993 году. Известно также, что Фомичев был президентом благотворительного фонда «Народный дом социальной защиты», из-за сотрудничества местного МВД с которым возник громкий коррупционный скандал. В прессе его называли не иначе как «местный криминальный авторитет».
При этом о том, как начался его преступный путь, доподлинно неизвестно. Юрист Юрий Голынец, работавший в советские времена в прокуратуре, рассказывал, что Эраст Фомичев «занимался золотишком, отмыванием денег, бандитизмом, вымогательством и ничем не брезговал». Этими воспоминаниями он поделился с журналистами издания «Пруфы.рф», которые брали у него интервью в 2015 году.
В прессе конца девяностых периодически упоминалось о связи Фомы (так, как утверждается в ряде источников, называли Фомичева в криминальных кругах) с авторитетом Глухом (Владимиром Глуховым) — владельцем скандального «А-кафе» и, по данным портала mzk1.ru, одним из из влиятельнейших представителей «легальных» ОПГ Уфы. Об их контакте, в частности, упоминал в своей статье для издания «Совершенно секретно» расследователь Иосиф Гальперин. Как писал Life, группировка Глухова состояла в основном из спортсменов, которые вели бизнес в сфере торговли нефтепродуктами, поставок продовольственных товаров и управлении развлекательными и игорными заведениями.
Собственный источник UFA1.RU, знакомый с деятельностью Глухова, рассказывал, что бизнесмен часто оформлял активы на людей из своего окружения и подставных лиц. Был ли среди его номиналов Фома, доподлинно неизвестно: главным свидетельством тесной связи между двумя авторитетами служит слитая в Сеть в начале нулевых запись телефонных разговоров (имеется в распоряжении редакции) якобы между ними и представителями тогдашнего руководства МВД республики.
Этот же компромат в те годы послужил одним из поводов для масштабной проверки в правоохранительных органах, по итогам которой лишился своего поста замминистра Николай Патрикеев, на опубликованных записях якобы требовавший от Фомичева немедленно привезти «девок и жратвы». Это неудивительно, ведь, как писал «Коммерсант», к тому моменту Эраст был уже «четырежды судимым авторитетом» и такие его контакты с верхушкой МВД, мягко говоря, настораживали. Из телефонных переговоров следует, что якобы Фома обратился к Глухову с тем, чтобы он выполнил просьбы высокопоставленного полицейского и также предоставил для поездки хороший автомобиль.
На момент проверок в МВД сам Фомичев вновь находился под следствием за «сомнительные валютные сделки» его благотворительного фонда «Народный дом социальной защиты», писал «Коммерсант». Как рассказывал в ранее упомянутой статье расследователь Иосиф Гальперин, судили Фому не за подозрительные контакты с МВД, а за приобретение с целью сбыта 150 тысяч поддельных долларов США и продажу поддельного векселя «Сбербанка» номиналом в 25 миллионов рублей.
В электронной библиотеке «Судебная система Российской Федерации» можно найти кассационное определение Верховного суда РФ по делу, фабула которого довольно точно повторяет описанный журналистом случай. В документе скрыты имена подсудимых, однако номер этого определения выпадает при поиске по полному ФИО Фомичева в открытых базах судебных решений, также совпадают обстоятельства преступления и инкриминируемые статьи: судя по всему, это и есть дело Фомы.
Согласно материалам этого определения, авторитет сначала был оправдан за недоказанностью его участия в совершении преступлений, однако в кассации приговор нижестоящей инстанции был отменен, а дело перенаправлено на повторное рассмотрение при ином составе судей. Впрочем, суды и приговоры будут позднее, а в девяностых Фомичев находился на пике своей карьеры и проявлял амбиции.
В частности, как мы уже упоминали, занимался организацией концертов звезд российской эстрады. В публикации газеты «Труд» от 2013 года сказано, что он привозил в Башкирию, например, певицу Софию Ротару, которая любила останавливаться на даче министерства лесного хозяйства в Зеленой Роще. В 70-х она посадила там саженец березы и застала его превращение в «большое красивое дерево».
— Он с артистами действительно имел дело — организовывал им концерты в Уфе. Особая дружба у него была с Пугачевой: он устраивал грандиозные пьянки, Алла это дело очень любила, — рассказывал в интервью юрист Юрий Голынец. — Однажды катались с ней на катере по Белой, я тоже был в той компании — пили водку, пели песни. Напротив Мелькомбината Алла вылезла на нос катера и на мелководье нечаянно упала в воду. Потом мы ее поднимали на борт.
Отметим, что в 2011 году на концерте в уфимском ДК «Нефтяник» и известный певец Филипп Киркоров, бывший муж Аллы Борисовны, поделился с поклонниками воспоминаниями о Фомичеве, назвав его «мой друг Эрик». Об этом писала тогда «Комсомольская правда».
— При «друге Эрике» выступления Филиппа посмотрели не меньше десяти тысяч уфимцев (концерт проходил на открытой сцене перед «Нефтяником»), причем бесплатно. А сейчас Киркоров выступал в зале, вмещающем всего-то 650 человек! — писала в статье светская обозревательница Мила Киян. — Жаль, не нашлось в Уфе бескорыстного мецената, который догадался бы поставить перед «Нефтяником» большой экран и транслировать концерт на улицу. Пусть бы у горожан был настоящий праздник. Но, увы, «друга Эрика» у Филиппа больше нет.
Загадочная смерть
В ноябре 1995 года кандидатуру Эраста Фомичева в депутаты Госдумы выдвинуло избирательное объединение «Федерально-демократическое движение», упоминается в книге социолога и историка Фаиля Сафина «Из хроники этнической мобилизации». В тот же период известная уфимская журналистка Светлана Гафурова брала интервью у «авторитета» — с помощью публикации в СМИ он хотел создать себе имидж.
Гафурова сообщила корреспонденту UFA1.RU, что Фомичев не стал рассказывать ей о своем прошлом, происхождении и семье, но активно делился планами, анонсировал некий большой социальный проект, который он хочет реализовать.
— Я с ним общалась в его офисе, он находился в здании около [улиц] Тукаева и Цюрупа, напротив мечети, он там сидел на втором этаже, — вспоминает журналистка. — На тот момент он был самым богатым человеком в Башкирии. Я запомнила, что его капитал был как четыре бюджета республики. Каким образом он его заработал, он, конечно, не рассказывал. Ну, конечно, я знала, что он бандит, ходили такие слухи.
По словам Гафуровой, в тот момент он открыл социальный магазин в Уфе и планировал новые проекты. Фомичев запомнился журналистке как полный человек с круглым лицом, общался он доброжелательно и спокойно. В ходе интервью, вспоминает она, бизнесмен внезапно попросил ее обязательно упомянуть в тексте, что тогдашний президент Башкирии Муртаза Рахимов не дает ему получить некую лицензию на переработку зерна для производства алкоголя.
— Видимо, тогда у него зарождался конфликт с властью, — предполагает Гафурова. — Конфликт, который закончился его смертью. Если мне не изменяет память, он покончил с собой в тюрьме в начале нулевых.
Журналистка вспомнила еще одну деталь, которая ей хорошо запомнилась в период, когда она делала статью про криминального авторитета. В подготовке материала принимал участие ее супруг, тоже корреспондент. Он приходил к Фомичеву домой, где они беседовали. В ходе этого разговора произошел любопытный инцидент.
— Они сидели у него, а в комнате была тумбочка, на которой что-то лежало, прикрытое салфеткой, — рассказала Гафурова. — И во время разговора то ли вентилятор включился, то ли ветер подул, салфетка эта упала — и под ней оказалось оружие, пистолет или карабин, сейчас точно не вспомню. Видимо, Эраст опасался за свою жизнь и всегда держал оружие под рукой.
Об обстоятельствах смерти Фомичева ничего не известно. Нам удалось найти фотографию могилы авторитета на Мусульманском кладбище Уфы. ФИО и дата рождения совпадают с данными нашего героя. На памятнике выгравирована и дата смерти Фомы — 24 декабря 2004 года. В качестве эпитафии выбрана надпись «Спасибо, что ты был с нами».
Корреспонденту UFA1.RU не удалось дозвониться до юриста Юрия Голынца по телефону, указанному на его странице в соцсетях, на момент публикации материала он не ответил на вопросы о Фомичеве в личных сообщениях. Мы также обратились с просьбой рассказать побольше о герое этой статьи к журналистам Иосифу Гальперину и Миле Киян. Корреспондент UFA1.RU попросил представителей Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова поделиться воспоминаниями артистов о Фомичеве. Как только мы получим ответы на все эти запросы, обязательно опубликуем их на страницах сайта.
Читайте также историю чеченского вора в законе Омара Бекаева, которого в 1990-е годы приняла Уфа.