В последнее время в политических кругах Башкирии то и дело говорят о том, как будут укреплять экономические отношения с Беларусью. Пока очертания такого сотрудничества выглядят довольно туманно: глава республики Радий Хабиров периодически навещает соседнюю страну, но привозит оттуда лишь абстрактные обещания «наращивать взаимодействие», «реализовать большие совместные проекты». На этом фоне наиболее конкретным направлением работы внезапно выглядит разведение в Башкирии белорусских зубров, на что, по оценкам экспертов, может потребоваться десятилетие.
В то же время бизнес проявляет большую активность — в условиях санкций интерес к нашему региону проявил и Минский автозавод, и машиностроительный холдинг «Амкодор» приближенного к Лукашенко бизнесмена Александра Шакутина. UFA1.RU пообщался с экономистами (в том числе белорусскими), чтобы разобраться, какие перспективы взаимодействия они видят, что Башкирия может предложить соседям, а они — нам.
«Задачи в должной степени не выполняются»
За последние два года делегации из Башкирии несколько раз побывали в Беларуси, да и оттуда в наш регион приезжали различные гости. Как рассказывали UFA1.RU в Министерстве внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности республики, только в 2022 году состоялось 6 визитов официальных и деловых делегаций и 14 приемов делегаций из соседней страны в Башкирию.
Радий Хабиров с коллегами побывал в Беларуси и в начале 2023 года. В профильных министерствах тогда рассказали о предприятиях, которые уже ведут совместные проекты, а также проанонсировали укрепление сотрудничества в разных сферах. Наиболее конкретные из озвученных итогов переговоров: летом запланировали провести в Уфе совместный форум регионов, презентовать опытный образец троллейбуса совместного производства, привезти в Башкирию зубров.
Для оценки значимости экономических связей Башкирии и Беларуси экономист Рустем Шайахметов приводит цифры. В 2022 году при внешнеторговом обороте нашего региона в 5,1 миллиарда долларов (из которых 4,1 миллиарда — экспорт) товарооборот с Беларусью составил 327 миллионов долларов, что составляет около 6% от внешнеторгового оборота Башкирии. По сравнению с 2020 годом, отмечает эксперт, его доля снизилась на 1,2%, что свидетельствует о снижении роли Беларуси во внешней торговле региона.
При этом объем экспорта из Башкирии в дружественную страну за 2022 год увеличился на 10,2% по сравнению с 2021 годом, а импорт увеличился на 14,8%. Более высокие темпы роста импорта, считает Шайахметов, обусловлены замещением белорусскими товарами импорта из стран Запада, а также более эффективной экспортной политикой самой Беларуси.
В 2022 году основные товары, идущие на экспорт из Башкирии, — это нефть, нефтепродукты, сжиженные нефтяные газы и химическая продукция (75%), товары машиностроения (9%), металлы и изделия из них (7%). Структура импорта из Беларуси следующая: продукты химии (40%), машиностроительная продукция (около трети), продовольствие (10–12%).
— С учетом ухода западных компаний из России, у Беларуси появились дополнительные возможности, которые она успешно использует, о чем свидетельствуют опережающие темпы роста экспорта Беларуси по сравнению с импортом. Так, в 2022 году темпы роста импорта из Беларуси в Башкортостан были в 1,4 раза выше прироста экспорта Башкирии в эту страну, — отмечает экономист.
По словам Шайахметова, для Беларуси наиболее перспективными направлениями выглядят поставки строительных и дорожных машин, коммунальной техники, оборудования для лесотехнического комплекса холдинга «Амкодор», сельхозтехники холдинга «Гомсельмаш», тракторов МТЗ, IT-услуг и продовольственных товаров. А вот Башкирии без изменения структуры экспортных товаров ожидать значительного роста физического объема экспорта не приходится.
— Нефть, нефтепродукты, на которые приходится около половины нашего экспорта в Беларусь, используется для реэкспортных операций в Европу, — отмечает он. — А с учетом санкций, потребность в них будет снижаться.
По мнению Шайахметова, существует необходимость в исследовании рынков Беларуси для понимания того, какие товары и услуги башкирских производителей востребованы в этой стране, а самое главное — в каком объеме и по каким ценам, с определением тенденций их потребления.
— Не менее важная часть — логистическая составляющая, — дополняет он. — На основе этих исследований можно будет уже взаимодействовать с нашими предприятиями по развитию экспортных поставок. Это задача республиканского правительства, которая в должной степени не выполняется.
Шайахметов указывает на то, что одной пропаганды развития экономических связей даже с дружественной страной нельзя построить долговременные торговые отношения.
— Здесь действует только расчет и экономическая выгода, — резюмирует он. — Именно так действуют Китай, Беларусь, Турция.
«Опять показуха»
Схожим образом ситуацию описывает и экономист Всеволод Спивак, который отмечает, что в связи с санкциями на региональном и федеральном уровнях неизбежно расширение сотрудничества со странами, которые готовы с нами работать, и с которыми есть хоть какая-то логистика.
— Поэтому экономическое взаимодействие с Беларусью будет расширяться, но, думаю, более медленными темпами, чем сотрудничество с Китаем или Ираном, — считает он. — Хочу отметить, что руководители всех регионов, включая и руководство нашей республики, связывают рост товарооборота с «дружественными» странами со своей работой, но в большинстве случаев это результат естественного поиска бизнесом новых партнеров.
Спивак отмечает, что Беларусь является крупным поставщиком молочной продукции (сыров, масла, творога), также может поставлять сельхозоборудование и грузовые автомобили.
— Раньше Беларусь характеризовалась развитой IT-сферой, но после протестов в Минске, кажется, IT утратили свою динамику, — дополняет он. — Башкирия взамен может предложить, в первую очередь, продукцию нефтехимии и нефтепереработки.
Экономист резюмирует, что сотрудничество, конечно, реально происходит и в перспективе будет расширяться, однако потенциал этого расширения сейчас ограничен, поскольку, по большому счету, никаких существенно отличающихся от имеющихся в Башкирии технологий и продуктов в Беларуси нет.
Известный российский эконом-географ Наталья Зубаревич считает, что видимых результатов от деятельности регионального руководства в этом направлении ждать пока не приходится.
— Опять показуха, — считает она. — Контакты устанавливает бизнес, а не ваше начальство.
Директор Института экономики Национальной академии наук (НАН) Беларуси Денис Муха отмечает, что на данный момент существует не так много исследований рынков российских регионов. Страна в основном ориентируется на сотрудничество с приграничными регионами — Смоленской, Брянской областями и так далее.
— В основном происходит взаимодействие с теми регионами, что до Урала, с Москвой, Санкт-Петербургом, — отметил он. — С теми, что дальше, сложнее налаживать сотрудничество. Башкортостан, вроде как, перспективный и актуальный, но пока что мы находимся в процессе поиска, нащупывания направлений, где бы могло быть сотрудничество.
Муха отметил, что представители НАН принимают участие в мероприятиях в Башкирии, в том числе делегация от академии посещала регион для обсуждения совместных проектов в аграрном секторе.
«Власти действуют в рамках генеральной линии»
Директор Центра международных исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета Олег Лешенюк считает, что Форум регионов Беларуси и России, который пройдет в этом году, станет площадкой, которая позволит усилить и активизировать имеющиеся контакты между республиками.
— Башкортостан заинтересован в белорусском опыте в области развития транспорта и дорожного хозяйства, придорожной инфраструктуры, строительства и особенно сельского хозяйства, — поясняет он. — Одним из перспективных направлений сотрудничества является промышленная кооперация, в частности обмен технологиями производства сельскохозяйственной продукции.
Он отметил, что созданное в 2022 году предприятие «Амкодор-Уфа» по производству зерносушильных комплексов имеет огромное значение для Башкирии.
— На базе предприятия будет производиться и сервисное обслуживание техники, — говорит эксперт. — Открыт дилерский центр «МАЗ» по соглашению с компанией «Уралмаш» в целях реализации грузовой и специальной техники в Республике Башкортостан.
По мнению Лешенюка, для белорусских предпринимателей привлекательна и свободная экономическая зона на территории Уфы.
— Белорусская сторона готова развивать дальнейшее сотрудничество по всем направлениям, представляющим взаимный интерес. В свою очередь официальный Минск заинтересован в продукции глубокой переработки нефти и газа, каустической соды, высокотехнологичных станках, комплектующих для предприятий автопрома, — объясняет он. — Кроме того, в рамках программы импортозамещения будут созданы высокотехнологичные предприятия.
Активизацию связи официальных Минска и Уфы эксперт также связывает с нарастающим санкционным давлением со стороны западных стран.
— По оценкам экспертов, такая плотная интеграция и кооперация в рамках Союзного государства позволит увеличить взаимный товарооборот в два раза, — комментирует он. — Расстояние между партнерами довольно большое, однако запуск прямого рейса «Минск — Уфа» в 2023 году позволит приблизить эти города-побратимы и рассмотреть новые перспективные грани взаимного сотрудничества.
Аналитик Дмитрий Михайличенко считает, что на сотрудничество российских регионов, в том числе Башкирии, с Беларусью нужно смотреть с точки зрения политики.
— А политически все просто: Россия кормит Белоруссию уже много лет, и в качестве одной из компенсационных мер выбран вариант усиления сотрудничества по линии Минск — российские регионы, — считает он. — За последние два года Лукашенко встретился с несколькими десятками глав регионов. Соответственно, здесь российские регионы, в том числе и Башкирия, отрабатывают генеральную линию и пытаются максимально результативно посотрудничать.
Политолог полагает, что сейчас, по сути, идет дальнейшая интеграция белорусской экономики в российскую, а региональные власти и бизнес «действуют в рамках этой генеральной линии, которая определена сверху».
— Поэтому контакты руководства Башкирии с Белоруссией и отработку различных экономических вопросов я бы воспринимал в этом аспекте: как необходимость выполнения задания, которое получено сверху, — заключает он.
Напомним, встреча президента Беларуси Александра Лукашенко и главы Башкирии Радия Хабирова состоялась в декабре 2021 года. Тогда стороны в качестве ориентира приняли восстановление товарооборота между республиками до уровня в 700 миллионов (а то и миллиарда) долларов в год. Пока, судя по оценкам экономистов, эти результаты достигнуты не были.