Татарская сеть автозаправок «Ирбис» при поддержке местной власти набирает обороты в Башкирии, становясь таким образом фактически конкурентом «Башнефти». Буквально на днях, 5 августа, правительство республики объявило о том, что «Ирбис» намеревается до 2024 года открыть в регионе 12 объектов придорожного сервиса и автозаправок, инвестировав в это 1,5 миллиарда рублей. Будущие АЗС расположатся преимущественно в пределах Уфимского района, две из них — в черте города. Одно из конкурентных преимуществ татар на данный момент — более низкая цена топлива, в чём убедились корреспонденты UFA1.RU, сопоставив расценки на бензин нескольких крупных игроков на уфимском рынке. Сегодня, 9 августа, мы расскажем подробнее о новой сети заправок и о том, кто за ней стоит.
От ремонта кондиционеров к сети заправок
Сетью АЗС «Ирбис» управляет группа компаний «ТранзитСити», временем появления которой пресса называет ноябрь 2001 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», компаниями группы владеют и управляют несколько предпринимателей, но главной фигурой является Ринат Гаптельхаков — татарстанский бизнесмен, который начал интересоваться нефтяным бизнесом еще в девяностых. Судя по информации на странице предпринимателя в соцсети, он родился 19 августа 1961 в Казани, где в 1988 году окончил Казанский государственный энергетический университет по специальности «Промышленная теплоэнергетика»
Как он сам рассказывал в интервью «Бизнес Online», идея возникла в период работы на Казанском моторостроительном производственном объединении, где он был обычным теплотехником со скромной зарплатой. Тогда бизнесмен подрабатывал ремонтом кондиционеров и установкой металлических дверей — как-то раз, устанавливая дверь своему знакомому, он получил от него предложение сменить работу и возглавить новое бензиновое направление в компании «Акос». С 1994 по 1998 годы он занимался этим, пока не решил стать самостоятельным игроком. Несмотря на дефолт и давление «братков», постепенно развить свой бизнес, рассказывает Гаптельхаков, и в 2006 году у него уже появилась своя первая нефтебаза. В дальнейшем в период кризиса структура владения компанией менялась, однако сейчас предприниматель вновь занимает пост ее руководителя.
Сегодня «ТранзитСити» — крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана, управляющий десятками точек в регионе. Основными поставщиками компании, согласно информации на ее официальном сайте, являются «Газпромнефть», «Роснефть» и принадлежащая ей «Башнефть». У последней в Башкирии и других регионах есть своя сеть автозаправок. В 2020 году, как писал «Коммерсантъ», по решению антимонопольщиков компании пришлось выставить на продажу 210 своих АЗС. В тот же период в Башкирии была принята концепция развития придорожного сервиса на 2020–2024 годы, согласно которой за четыре года в регионе запланировали построить 1000 новых придорожных комплексов. Соответствующие инвестпроекты стали попадать в перечень приоритетных. На этом фоне уже в 2021 году «ТранзитСити» зашел в республику.
Поддержка от правительства и главы республики
Татарская компания пришла с амбициозным проектом, почти сразу анонсировав крупные инвестиции. Пять планируемых к постройке АЗС в регионе включили в перечень приоритетных проектов, под них начали выделять землю без торгов. Например, под АЗС «Ирбис» выделили площадку возле трансформаторного завода под Уфой, там в мае 2022 года открыли первую в регионе заправку «ТранзитСити», которую посетил сам глава Башкирии.
Для работы в Башкирии, как следует из данных «Контур.Фокуса», еще в октябре 2020 года была учреждена компания «Ирбис-РБ» под руководством Андрея Лукоянова — бывшего директора нефтяной компании «Татойл», прежде руководившего также пензенскими и чувашским компаниям группы «ТранзитСити» (все они на данный момент ликвидированы). «Ирбис-РБ» помимо продажи топлива занимается также торговлей продуктами и напитками и за первый год своего существования показала 3,3 миллиона рублей убытков.
Пока непонятно, насколько серьезную конкуренцию «Ирбис» сможет составить другим игрокам на рынке и все ли воспринимают сеть как своего конкурента. Корреспонденты UFA1.RU днем 8 августа побывали на трех уфимских АЗС и посмотрели цены от татарской компании и двух крупных нефтетрейдеров — «Башнефти» и «Лукойла». На момент сравнения наиболее выгодно заправляться оказалось на новенькой заправке «Ирбис», посмотрите сами:
UFA1.RU обратился в компанию «Башнефть» с просьбой прокомментировать, как она оценивает перспективы нового игрока на рынке, можно ли называть его ее конкурентом, учитывая то, что сама «Башнефть» является одним из поставщиков «ТранзитСити», а также что в компании думают о масштабных мерах поддержки татарского нефтетрейдера со стороны властей. Представитель «Башнефти» Кирилл Кукош от комментариев отказался. Мы также направили запрос в «ТранзитСити».
Ранее мы рассказывали о том, как политики, экс-полицейский и москвичи поделили парковочный бизнес в аэропорту Уфы — читайте наше расследование по ссылке. Также вам может понравиться статья о том, какие еще предприятия расхваливал глава Башкирии, кому они принадлежат и в каком состоянии находятся сейчас.