Накануне госперевозчик «Башавтотранс» опубликовал финансовые отчеты за прошлый год. Как оказалось, предприятие вновь понесло убытки — 942,5 миллиона рублей. Мы спросили у транспортного эксперта из Уфы Олега Арефьева, что это может означать для жителей Башкирии, а также чего стоит ожидать в будущем. Публикуем его мнение.
Начнем с того, что такой убыток «Башавтотранса» не является какой-либо сенсацией, он к нему шел давно. Первые убытки начали появляться уже в конце правления [экс-главы Башкирии Муртазы] Рахимова, даже несмотря на то, что работе предприятия уделялось особое внимание. И с того момента убыток фиксировался каждый год, просто его умудрялись держать в определенных рамках, не выходя за них.
С приходом Радия Хабирова [на пост главы республики в 2018 году] и начала им так называемой транспортной реформы над экономикой предприятия, по сути, потеряли контроль, и убыток начал стремительно расти. При этом его резкое снижение в 2021 году скорее было определено ловкостью рук, чем реальным улучшением состояния дел. Именно поэтому почти миллиардный убыток по факту скорее закономерное развитие ситуации, чем сенсация.
Проблема в том, что перед самим «Башавтотрансом» сегодня даже не стоит задача быть эффективным предприятием. Да, у них много других заданий, но в основном это имитация бурной деятельности и успехов «транспортной реформы», а при таком подходе сложно ждать результативности. В случае реальной транспортной реформы и перевода работы «Башавтотранса» на контрактную систему цифры могли бы довольно существенно измениться по причине иного принципа учета.
Простейший пример: в канале, освещающем реализацию национального проекта «Безопасные и качественные дороги», есть информация про то, что полученные по этой программе 35 автобусов в Уфе за четыре месяца перевезли полтора миллиона пассажиров. Если посчитать, то в среднем чуть больше 350 пассажиров в день, притом что при правильно настроенной работе такая техника должна везти как минимум в два раза больше. О какой экономике и снижении убытка можно говорить, когда новые автобусы стоят или возят воздух?
Отдельно хочется отметить, что «Башавтотранс» — это не только Уфа, это еще и филиалы в других городах региона, которые добавляют свой вклад в формирование убытков. При этом при сегодняшней организации работы предприятия у них нет никакого смысла стараться исправить ситуацию. Просто потому что если они покажут прибыль, то это мало кто оценит, все заберут по сути. А если будет убыток, то можно просить помощи у всех. Кто-нибудь ее да окажет.
Собственно, возвращаясь к началу, задача транспортной реформы как раз и была в том, чтобы сделать работу самой системы эффективной. В частности, работу «Башавтотранса», который является частью этой системы. Но реформы у нас так и не случилось, поэтому — почти миллиард убытка. Катастрофа это или нет? Сказать, что это совсем катастрофа, сложно, тем более без изучения работы предприятия и понимания природы этих убытков.
В любом случае, оправдывая глубокие организационные проблемы на предприятии, да и в отрасли в целом, сегодня у «Башавтотранса» даже особой задачи не стоит из этих убытков выходить. Да и до 2025 года организация, как и все унитарные предприятия, согласно № 485 Федеральному закону, должно быть или ликвидировано, или реорганизовано.
Возможно, увеличение убытка предприятия — это подготовка к его приватизации (реорганизации). Сейчас однозначно ответить сложно, тем более объяснить действия людей, которые сами плохо понимают то, что они делают. А на сегодня мы имеем почти шесть миллиардов на обновление подвижного состава и почти миллиард убытка по итогам года на предприятии, занимающем не самую большую долю на общем рынке перевозок в республике.
Также вы можете ознакомиться с другой колонкой Олега Арефьева, посвященной кризису уфимских трамваев. Как отреагировали уфимцы на финансовые показатели «Башавтотранса» и как комментируют в самом предприятии, читайте в предыдущем материале UFA1.RU.