Трагедия «брендового человечка»: каким получился фильм про уфимского дворника с обложки GQ — рецензия

Юра — не просто дворник и не просто «брендовый человечек»

Поделиться

«Я брендовый человечек, я лечу к звездам» — с этой повторяющейся фразы начинается фильм «Юра дворник», который 4 мая вышел в кинотеатрах России. Снял его режиссер Виталий Дудка, уроженец Уфы, и рассказывает он реальную (с небольшим приукрашиванием) историю о двух его земляках: дворнике Юрие Ветлугине и фотографе Романе Филиппове.

В роли дворника выступает актер Антон Кузнецов, а в роли фотографа — Денис Власенко. Бабушку Романа играет Татьяна Догилева, бывшего рэкетира-молчуна — Гоша Куценко, а SMMщицу Юры и отчасти его любовный интерес — Ида Галич. Звездный каст — не единственное, почему на этот фильм стоит обратить внимание.

Осторожно! В тексте несколько спойлеров. Они вряд ли испортят вам удовольствие от просмотра фильма, но, если для вас принципиально вообще ничего не знать о сюжете заранее, лучше отложить прочтение этой рецензии.

О чём фильм

Молодой амбициозный фотограф Рома живет со своей московской мечтой — по аналогии с американской мечтой. Он грезит о дорогой машине, роскошных апартаментах, брендовой одежде и тусовках, на которых будут собираться влиятельные и красивые люди. Пока же он живет в съемной однушке на окраине столицы и пытается сделать себе имя.

После конфликта на свадьбе некогда опасного рэкетира Платона Ермолаева Роме приходится покинуть Москву. В квартире бабушки, или Бабани (кстати, прототипы фильма действительно так ласково называют бабушку фотографа Филиппова), Рома встречает дворника Юру — приятеля детства, который радушно встречает его с плакатом «Добро пожаловать, Рома сосет» над дверью (конечно, имеется в виду «сосед») и, узнав о тяжелой жизни, удочке мошенников и огромном количестве кредитов Юры, начинает фотографировать его повседневную жизнь.

Юра — инвалид третьей группы, чересчур наивный и прямолинейный человек, который любит растения, пишет стихи и обожает сериал «Не родись красивой». Рома — его полная противоположность: живет он в фантазиях об успешном успехе и со стремлением его достичь. Стартовый набор для buddy movie. А потом Рома делает ту самую фотографию — шуточную обложку журнала GQ с лицом Юры.

Как мне кажется, воспринять картину можно на двух уровнях. Первый я условно назвала «Рома сосет» — добрая комедия с шутками и гэгами разного сорта и непременно счастливым финалом. Второй — «брендовый человечек». В каждом из них можно увидеть как плюсы, так и минусы. Обо всём по порядку.

Уровень «Рома сосет»

В комедийном ключе мы воспринимаем историю глазами Ромы

В комедийном ключе мы воспринимаем историю глазами Ромы

Поделиться

Первый уровень восприятия картины — более поверхностный. Мы видим интригующую экспозицию героев, где Юра предстает уже не дворником, а брендовым человечком, который переживает кризис личности — это Юра из концовки фильма.

Рома в свою очередь в своей первой сцене предстает неким мальчиком из рекламы, который проводит то ли мастер-класс по фотографии, то ли тренинг по развитию личности — сразу и не отделить одно от другого. Историю мы видим глазами молодого и амбициозного Ромы, который жаждет успеха, — она наполнена изяществом и юмором.

Юмор, правда, не всегда изящный: вы посмеетесь, когда платье невесты Ермолаева портит лошадиный навоз и когда Юра впервые пробует латте на миндальном молоке и называет его мочой. Вы ностальгически улыбнетесь, когда Бабаня говорит Роме, что он «изгваздал фуфайку», имея в виду измызганную толстовку.

Комедийность на этом уровне — это попытки Юры снять зарплату с карты раньше, чем ее успеют списать в счет долга от мошенников, и, пока дворник бежит к банкомату, его успевает слегка сбить машина. Словом, «кринжово» Рома описывает стихи Юры, но Юра не знает, что обозначает это слово.

Уфа в фильме не является отдельным героем. Уфа — это просто локация, где происходят основные события фильма, собирательный образ крупного, но не центрального города. Он контрастирует с образом Москвы — столицы роскоши, гламура и рейтинговых телепередач. Элемент узнавания для уфимцев — появление корреспондентки телеканала UTV, у которой есть и своя машина, и свой микрофон (правда, почему-то в цветовой гамме другого телеканала башкирской столицы).

Мы видим в картине наивного и трогательного Юру, который не задумывается о притворстве и стереотипах, и Рому, который привык притворяться. На этом контрасте строится и дружба главных героев, и сюжетные конфликты. Чтобы полностью проникнуться к героям, не хватает общего бэкграунда Юры и Ромы. Он выражается лишь в двух фрагментах: сначала Рома говорит бабушке, что в детстве Юру боялись ребята из его двора, а потом Рома читает Юре пост в соцсетях, где рассказывает, что они знакомы с детства.

Человек, который не знает реальной истории Ветлугина, может подумать, что они и вовсе не были хорошо знакомы до первой встречи в рамках киноленты. Это могло появиться в общих воспоминаниях, в диалогах — а диалоги в картине живые, и нет ощущения, что актеры просто озвучивают друг другу выученный текст.

О портретном сходстве героев никто не говорит — это не в полном смысле байопик. Есть попадание в архетипы героев, но не без диссонансов: Юра как персонаж в первой трети фильма оказывается слегка зацикленным на деньгах: он всё время спрашивает у Ромы, сколько им уже прислали средств. У Ромы же просматривается больше корыстной мотивации, чем у его реального прототипа. Настоящий-то Филиппов в отличие от киношного, хоть и не имеет сверхпопулярности в гламурной тусовке, но и вовсе не стремится к ней примкнуть. В нем нет ни капли Роминой инфантильности — еще задолго до знаменитой фотосессии он успел себя зарекомендовать в профессиональной среде как востребованный мастер своего дела.

На этом уровне деньги служат инструментом, который проверяет истинность дружбы главных героев. Из-за них они сближаются, из-за них происходит превращение Юры в знаменитость, и из-за них же герои ссорятся в последней трети фильма.

Есть и намеки на любовную линию, но она, как и несколько других сюжетных завязок, остается лишь намеком. Юра читает Жене посвященное ей стихотворение, она с него «кринжует», и герой переживает разочарование. В этот момент зрителю становится жалко дворника.

Дополнительный нежный момент — это очки Юры, которые падают с балкона, когда он уже почти собрался «лететь к звездам», и после примирения главных героев, слёз и объятий их подбирает камео главного героя — реальный Юрий Ветлугин в образе самого себя. Эта связь с реальностью и в каком-то смысле взлом четвертой стены становятся немного грустной нотой на общем комедийном фоне.

Как и в любой хорошей комедии, Рома получает свою московскую мечту об успехе и решает, что с ней делать дальше, а Юра — свою уфимскую мечту о достойной жизни с множеством растений и хорошим ремонтом. Трогательная отсылка на сцену из начала фильма — уже плакат «Добро пожаловать, Юра сосет», специально написанный с ошибкой, а ментальные проблемы героя с лихвой компенсируются любящей семьей, хоть и приобретенной.

И, конечно, после закольцовывания истории через повторяющуюся сцену, которая открывала фильм, к Юре приходит воплощение продюсера фильма, Роксана Санкина, и предлагает Юре помочь в создании фильма о нем. Завершается картина реальными кадрами общения авторов с Ветлугиным. Так и заканчивается фильм: зрители успевают и поплакать, и посмеяться.

Некоторые считают, что фильм не разочарует, если не возлагать на него глобальных надежд. Но что есть глобальные надежды? Об этом поговорим на следующем уровне.

Уровень «брендовый человечек»

Глазами Юры Ветлугина история видится трагической

Глазами Юры Ветлугина история видится трагической

Поделиться

Хоть мы смотрим и комедию, но комедия, как издавна повелось, является самым сложным жанром. «Юра дворник» — картина, в которой можно узнать как комедию, так и трагикомедию. Она не притворяется блокбастером и не обладает напускным голливудским лоском. Но на этом уровне просмотра она уже не кажется такой смешной, как при поверхностном рассмотрении.

Отвлечемся от фильма и поговорим об аналогиях. «Брендовый человечек», как Юру называет Рома, поразительно похож на архетип маленького человека. Маленький человек — это литературный герой, не обладающий ни выдающимися талантами, ни богатством, ни сильным характером. О таком человеке рассказывали нам Александр Пушкин, Николай Гоголь, Антон Чехов и другие классики в 20–30-х годах XIX века.

Маленький человек кажется маленьким от того, что тщетно пытается изменить свою жизнь, зарабатывает психические расстройства, имеет болезненное желание возвысить себя, а также дикий страх перед собственным начальством. Есть ли всё это у Юры дворника? Не совсем. Потому что он — брендовый человечек.

Брендовый человечек, судя по картине Виталия Дудки, — это осовремененный маленький человек. Он не стремится к величию и известности сам, его желания — просты и понятны: чтобы не текла крыша, чтобы были деньги на покупку драцены и жертвоприношение для замиокулькаса (это цветы). Но брендового человечка, в отличие от маленького, окружают люди, которые как раз и хотят, чтобы он стал известным, популярным, именитым.

Этот архетип — злободневный. Юра находится в настоящей клетке из уловок мошенников, кучи кредитов, отсутствия престижной работы (хотя быть дворником Юре нравится), он сдает бутылки, чтобы купить себе пачку макарон по скидке, потому что макароны он любит, и сварить их в квартире с протекающей крышей, где живет бесплатно. Затем на Юру сваливается неожиданный успех — много лайков под его фотографиями, новостные сюжеты, рейтинговые утренние телешоу, и вот он снова становится заложником, но уже другой крайности. Крайности успешного успеха.

Успешный успех Юре чужд как концепция: он не понимает, почему «журналюги» обманом выясняют подробности его финансовой жизни, почему нельзя говорить, что ему не нравится модный напиток в кофейне, и почему нужно притвориться, что стулья в студии утреннего шоу очень удобные и что правительство региона помогло ему в создании профсоюза дворников. Юра просто принимает, что у него появляется знакомая, которая ведет его соцсети, что Рома заведует его денежными средствами.

Но он теперь — «брендовый человечек»: каждое его слово, каждое действие, каждое выступление выстраивает в глазах любого человека своего собственного Юру, который должен соответствовать требованиям. Даже Рома в начале фильма говорит, что быть собой — это худшее карьерное решение. Юрин внутренний мир и стремление быть честным, прямолинейным, открытым — конфликтуют с этим.

«Брендовый человечек» — это инвертированный маленький человек нашего времени, который благодаря везению «выбивается в люди», и вместо уборки листьев и мусора ему приходится сражаться с фальшью, неискренностью и иллюзорным Миром Успешного Успеха. Поэтому Юра из начала фильма — он же Юра из концовки — это максимально раздавленный и потерявший надежду герой. Герой, сидящий на балконе на фоне многоэтажек, поэт, чьи стихи «нормальное общество» считает «кринжовыми», обложка журнала с ментальными нарушениями, к которому телеведущие отнеслись как к клоуну, интернет-мему и объекту для скрытых насмешек, чтобы продемонстрировать свое превосходство, — они-то в Мире Успешного Успеха уже давно.

Юра обожает сериал «Не родись красивой» — вольная интерпретация истории Золушки, которая преображается внешне и остается непоколебимой внутренне — и поэтому получает всё: любимого мужчину, друзей, признание, да еще и симпатичное отражение в зеркале. У Юры неспроста стоит на звонке опенинг этого сериала: «Не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть, оставайся сама собой». Эта песня — гимн его сущности, который после всех сюжетных перипетий он не хочет предать. История Золушки заканчивается после преображения, но у Юры жизнь продолжается.

Всё это составляет трагедию брендового человека. Человека, чьи проблемы становятся либо инфоповодом, либо рычагом давления, либо инструментом пиара. Безумно больно от сцен, связанных с телевидением: Юра на федеральном телевидении и Юра на региональной передаче.

В первом случае он предстает человеком с инвалидностью, но «неявной», и становится поводом для смеха и шуток телеведущих. Они встретили кого-то, кто не похож на них, — и над этим нужно подшутить. Эти федеральные телеведущие становятся собирательным образом для всего общества, которое говорит об инклюзивности, но на деле относится к инвалиду со снисходительностью, которая делает ему больно. Юра это чувствует, но не осознаёт в полной мере.

Второй случай — региональная передача, где Юре дается установка хвалить органы власти, которые помогли ему в создании профсоюза. Да, это художественный вымысел — в реальности такого профсоюза еще нет, но за весь фильм мы ни разу не увидели других дворников не обезличенными (за исключением камео Ветлугина).

Почему? Потому что Юра, несмотря на верных друзей, представляется самым одиноким дворником в мире. Дворником в Уфе, которую частично снимали на московских улицах. Уфа здесь — не просто Уфа, а любой город, в котором могла произойти такая история. Юра — дворник из Уфы, Челябинска, Москвы, Хабаровска и даже поселка Красный Муравей. Юра — каждый дворник в России и каждый маленький человек, который становится брендовым, но счастья не обретает.

Для Юры кульминацией его внутреннего протеста становится драка в магазине, когда ему, уже-Юре-с-обложки, но обросшему и в расстроенных чувствах, хамит сосед по очереди. Он как бы говорит: «Мне всё равно, с обложки ты или нет, мне на тебя наплевать». И Юра не может придумать ничего, кроме как ударить этого человека мешком макарон — единственного, что он может себе позволить. Это — вся та обида и несогласие с мироустройством, которые он копил в себе 90 минут фильма.

Когда же Юра счастлив? Когда он со своими близкими — Ромой и Бабаней, когда он пишет стихи, когда ему не нужно выискивать скидки на макароны. В эти моменты Юра может оставаться самим собой, и целый мир освещают его глаза.

Небольшое включение из просмотра фильма в кино: все те моменты, когда Юра выражал протест, говорил, что невкусное — невкусно, неудобное — неудобно, а благодарить — некого, зрители заходились смехом. Если воспринимать это как комедию — да, смешно, как и шутки про навоз. Если заглянуть глубже — появляется еще одна мысль, которая связана с японской четырехактной системой повествования Kishtenketsu.

Kishtenketsu — классическая для Японии, Китая и Кореи структура, где вместо завязки, развития сюжета, кульминации и развязки есть четыре составляющие: знакомство с героями (экспозиция), развитие, которое предшествует повороту, основной сюжетный поворот и развязка. Мы не будем подгонять фабулу фильма под этот шаблон, потому что в нем есть более важная деталь, на которую хочется обратить внимание.

В повествовании Kishtenketsu главный герой не проходит существенного развития и не предстает в конце фильма лучшей версией себя, но меняется мышление зрителя или читателя, которые наблюдают за историей. Вспомнилось это потому, что из всех персонажей никак не изменился лишь Юра: да, он научился представляться Адольфом, когда звонят телефонные мошенники, но он остался с тем же набором ценностей, что в начале: искренность, прямолинейность и жажда свободы.

Юра, как мы сказали ранее, предстает единственным дворником в мире, которого мы видим. Но существуют и другие Юры, которым не повезло так, как ему. А если им повезет, они столкнутся с тем же миром — зацикленным на брендах, пиаре, притворстве и попытке создать хорошее впечатление. Эта история циклична, она повторяется, как в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где в начале нас ждет разрушающаяся карета, а в конце — заглохшая машина. Будущее не изменится, пока зрители продолжат смеяться.

Фильм стоит посмотреть потому, что «Юра дворник» даже после счастливого финала оставляет горькое послевкусие и осознание, что существует тысяча таких же Юр, которые рано или поздно будут сидеть на неудобных стульях и пытаться вписаться в Мир Успешного Успеха под снисходительные шутки и с огромной внутренней болью от невозможности следовать заветам опенинга «Не родись красивой».

О реальной судьбе прототипа героев фильма читайте в материале UFA1.RU.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

Глеб Панфилов не мог отойти от гроба: онлайн-репортаж из храма Христа Спасителя, где прощаются с Инной Чуриковой

Сегодня в Москве прощаются с Инной Чуриковой. Актриса «Ленкома» скончалась 14 января после продолжительной болезни. Отпевание народной артистки…