Многие люди в современности пользуются онлайн-картами, чтобы построить нужные маршруты по городу — в том числе и по Уфе. Однако карты уже давно вышли за пределы изображения схем, снимков со спутника — теперь они показывают города воочию. Можно открыть карту и посмотреть любой крупный город России не выходя из дома. Но знали ли вы, какая это кропотливая работа? Одну только Уфу чтобы отснять, понадобится порядка двух месяцев. Как вообще устроены панорамы, кто их снимает, а главное — когда ждать обновления снимков в Уфе? На эти и другие вопросы UFA1.RU отвечает в этом материале — наш корреспондент вместе с машиной сервиса «Яндекс.Карты» отправился снимать город.
Дело не быстрое
Последнее обновление Уфы в панорамах карт было в 2020 году. С тех пор поменялось многое: прежде всего обновилась Советская площадь, которая на тот момент представляла из себя сплошную парковку. А в Кузнецовском Затоне, например, вообще не было дорог, автомобиль с камерой туда (вдоль улицы Геофизиков в сторону Испытателей) особо даже не пытался ездить. Или бульвар Ибрагимова еще не был тем, какой он сейчас. Всё это появится в новых снимках, которые уже почти сделали полностью. Как сообщили представители сервиса, в 2023 году отснято более 1222 километров улиц и 455 километров дворов в Уфе — суммарно это как из нашего города доехать до Череповца на севере России или Караганды в Казахстане.
На крышу автомобиля устанавливаются камеры, которые способны делать высококачественные снимки на скорости машины до
— Установка состоит из четырех камер, у каждой угол съемки — около 180 градусов, они перекрывают друг друга. То есть рассчитано так, чтобы получалась неразрывная панорама. Есть GPS, всё синхронизируется, то есть каждый кадр на своем месте, — рассказал Алексей, водитель панорамомобиля.
Камеры делают снимки одновременно. Если съемка идет в историческом центре, то кадры делаются каждые 15 метров, на обычных улицах — 30 метров. Чтобы всё получилось хорошо, выезжают утром, когда на дорогах мало машин. Погода при этом должна быть солнечной.
Панорамы состоят из снимков, которые делает камера высокого разрешения. Она установлена на штативе — а он в свою очередь крепится на крышу автомобиля. В зависимости от местности фотографии делаются каждые несколько метров.
— В центре улицы снимаются чаще, каждые 15 метров. Обычные — каждые 30 метров (показывает на карту). Синие — это 30 метров, зеленые — 15, розовые — это дворовые проезды, там съемка каждые
Сам он из Москвы и работает на подрядную организацию по заказу «Яндекса». В разговорах между делом признался, что за
Всё делается автоматически. Водителю остается лишь вести машину аккуратно, чтобы фотографии не были размазанными. Однако есть моменты, когда оператору приходится вмешиваться и делать снимок вручную.
— Нужно, чтобы перекресток обязательно полностью попал в панораму. У меня есть пульт, я делаю дополнительные снимки, — рассказывает Алексей.
А что именно нужно снимать — определяет сервис карт. Оператор при этом должен отснять только указанные в задании места (которые он видит на планшете в машине) и не более. А вы задумывались, сколько занимает съемка города? Как оказалось, это дело не быстрое.
— Весь процесс в Уфе занял около двух месяцев. Месяц я снимал дворы, еще месяц — дороги, — рассказал Алексей.
Кстати, важно отметить: в обновленных снимках 2023 года впервые можно будет увидеть панорамы дворов. Фишка эта не новая — в Казани снимки между домами присутствуют с прошлого года.
Еще один момент: тысяча километров по городу — это не то же самое, что по трассе.
— На тысячу съемочных километров уходит примерно три тысячи обычных, то есть соотношение 1:3, — рассказал Алексей, водитель панорамомобиля.
Это связано с тем, что в некоторых местах нужно проехать в обе стороны, а где-то и вовсе снять всё заново. Люди вокруг всегда с интересом рассматривают съемочную машину, особенно молодежь, но не всегда они попадают в итоговую панораму.
— Люди очень часто снимают, машут в камеру. Каждый день такое происходит. Бывает, они не попадают на снимок: допустим, улица тупиковая, ты едешь туда — снимаешь, они не машут, потому что пока не понимают, что это. Когда едешь обратно — уже машут, но ты не снимаешь, — говорит Алексей.
Начал с Уфы
Вообще съемка должна была стартовать с площади Салавата Юлаева, но в день встречи ее перекрыли из-за выпускников и их последнего звонка. Впрочем, на работе в целом это никак не сказалось — Алексей успел заснять локацию до закрытия.
Алексей говорит, что Уфа — первая в списке городов, чьи панорамы он начал снимать в 2023 году. Столица Башкирии, по его мнению, один из простых для съемки городов.
— Проще всего снимать маленькие города: там меньше трафик, меньше людей. Уфа, в принципе, относительно простой город. Остальные сложнее обстановкой на дороге, там больше загруженность. В выходные у вас очень просто снимать, — сказал Алексей.
Чтобы понять город, его нужно проехать просто так, изучить. На это уходит неделя. Затем Алексей выезжает в спальные кварталы и трассы, так как они более понятны. После этого — в центр. Работа эта довольно монотонная, но интересная. Алексей занимается ею уже четыре года и признаётся, что такая деятельность ему по душе, но подойдет она не каждому.
В Уфе он оказался впервые. Ранее не раз объехал Москву, а также побывал во множестве городов с севера на юг России.
— У меня пока не получалось такого, чтобы я проезжал какие-то города дважды. За год по километражу выходит примерно 60 тысяч километров, а за четыре года — 200–250 тысяч, — рассказал водитель панорамомобиля.
Просто для справки: 200 тысяч километров — это как 13 раз проехать по маршруту Уфа — Каньякумари (самая южная точка Индии) — Уфа или 11 раз Уфа — Магадан — Уфа.
Алексей уже почти закончил снимать Уфу. После нее он поедет снимать Бирск — впервые этот небольшой город на северо-западе Башкирии появится в панорамах. Водитель панорамомобиля предполагает, что на Бирск ему хватит одного дня. Будут ли другие города республики обновляться в этом году — ему неизвестно.
Напомним, сейчас можно посмотреть панорамы Нефтекамска, Октябрьского, Туймазов, Благовещенска, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Мелеуза, Кумертау, Сибая, Белорецка и Учалов. Остальные семь городов в пролете. Во всяком случае пока.
Ты не проедешь, но пройдёшь
Не везде может проехать машина. Часто это касается закрытых дворов, парков или иных местностей. Специально для этого в картах появились пешие панорамы, однако в Уфе их пока не было. В этом году их отсняли впервые. Занимается этим Игорь — он тоже из Москвы, но работает непосредственно на «Яндекс».
— В этом году мы взялись за миллионники: Уфа, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. В прошлом году мы снимали преимущественно Москву и Казань, — рассказывает Игорь.
На карте эти панорамы выглядят иначе — они там в виде точек. Передвигаться, как на машине, нельзя, но можно прокрутить вокруг — для этих целей у него за спиной стоит камера, охватывающая 360 градусов, то есть всё вокруг себя.
— Мы заходим во дворы, придомовые территории, парки, куда из-за шлагбаума на машине не попадешь. Потом они также склеиваются, — поясняет Игорь.
В парках, признаётся он, иногда возникали сложности: администрация пространства выступала против съемок и требовала прислать им официальный запрос, что компании и приходилось делать. Устройство, с помощью которого делаются снимки, состоит из нескольких частей. Первая — это пояс, на котором держится монопод (проще говоря — палка).
Вторая — собственно монопод. Третья — камера, она небольшая, умещается в ладони.
Четвертая — рюкзак, он необязательный атрибут, но очень помогает — благодаря ему камера меньше шатается.
— Город делится на полигоны (определенные районы). В одном полигоне — от 200 до 600 точек, которые нужно пройти. Если в этом районе был панорамомобиль, то их может быть меньше. Работаем мы в теплый сезон, с мая до октября, — сказал Игорь.
Чтобы кадры получили геопривязку, камеру по Bluetooth подключают к телефону, далее управление идет с помощью специального приложения, на котором указаны все точки маршрута. Рабочий день пешехода длится от 4 до 6 часов.
А кто определяет, что именно нужно заснять? Система. Она определяет интересные места — вероятно, по данным пользователей карт, куда они чаще всего ходят. В центре Уфы такими местами, например, стали общежитие БашГУ
Когда пешая панорама делается у подъезда, необходимо встать так, чтобы был виден его номер и квартиры. В тот момент, когда мы делали снимок возле общежития, мимо проходила группа школьников. Раис остановил их и рассказал, что прямо сейчас они попадут в историю, окажутся на панорамах карт. Будущее поколение встретило эту информацию с восторгом — и согласилось оказаться на снимке.
Если повезет, они увидят себя на панорамах уже в июне, а если не очень — то, вероятно, к концу лета.