Верховный суд Башкирии подтвердил, что глава группы компаний «Башмилк» Александр Никитин не виновен в мошенничестве. Однако бизнесмена осудили за невыплату зарплат, злостное уклонение от погашения долгов и сокрытие денег от налоговой. Ему грозили
Интересовал «стабильный бизнес»
Всё началось с того, что в 2003 году Александр Никитин запустил производство мясных полуфабрикатов, а позже — хлебобулочных изделий. В дальнейшем Никитин решил перейти на молочную продукцию. Он говорил в интервью Dairy News, что его интересовал «стабильный бизнес», не зависящий от внешних факторов.
В 2010 году предприниматель приобрел Чекмагушевский молочный завод. Предприятие, образованное еще в 1964 году, перешло к новому владельцу в изношенном виде. Бизнесмену пришлось два года реконструировать его. Как писал в своей книге «Из истории Чекмагушевского района» краевед Илдус Габдуллин, в
Александр Никитин также купил Дюртюлинский комбинат молочных продуктов в селе Иванаево Дюртюлинского района. Завод основан в 1977 году, его не раз отмечали государственными наградами. В конце
«Молочный король» развивал производство. Молочная продукция на предприятиях выпускалась под брендами «Честное коровье», «Край курая», «Две коровки». Также на заводах делали сыр под торговой маркой «Сабинский». Александр Никитин отмечал, что его площадки имеют европейское оборудование, в частности, для изготовления упаковки TetraPak.
Особняк и иномарки
Александр Никитин, судя по его имуществу тех лет, не бедствовал. Он имел роскошный особняк в Бирске, который они с женой Дианой (в
По данным базы Российского союза автостраховщиков, в разное время бизнесмену принадлежали помимо грузовиков дорогие иномарки, например, Toyota Land Cruiser 120 с красивым госномером 003. Вероятно, бизнесмену нравилась эта цифра: в автопарке Чекмагушевского молзавода имелся Lexus LX с номером 003.
«Остались без оборотных средств»
В бизнесе Никитин прибегал к заемным деньгам. Это и стало причиной его краха, ведь в дальнейшем отношения с кредиторами были испорчены. Так, в 2017 году глава «Башмилка» рассказывал «Коммерсанту», что Россельхозбанк, который был его главным кредитором, закрыл кредитный лимит, потому что предприниматель купил Сабинский молкомбинат без согласования.
— Позиция Россельхозбанка спровоцировала требования других банков досрочно погасить кредиты. В итоге в течение года мы вынуждены были выплатить банкам более 500 миллионов рублей и остались без оборотных средств, — заявлял тогда Никитин.
При этом участники рынка говорили прессе, что крупные федеральные игроки предлагали Никитину помочь решить проблемы с банками, но руководитель холдинга не хотел отказываться от самостоятельности. Вместо этого в 2018 году глава «Башмилка» взял в долг под 15% 100 миллионов рублей у уфимского нефтяника Олега Макаренко, который, к слову, является братом бывшего мужа главы Центризбиркома Башкирии Илоны Макаренко. Бизнесмен известен как владелец фирмы «Аквамак-процессинг», а также роскошных дач на озере Акманай и в элитном поселке «Дуслык» в Акбердино.
В середине 2019 года Чекмагушевский молочный завод остановил производство и отправил работников в отпуск за свой счет. В течение полугода у ГК «Башмилк» появились долги по оплате труда сотрудникам. В том же году предприятие посетил глава Башкирии. Тогда он обсудил с Никитиным вопросы поддержки и возобновления работы. Предполагалось, что будут привлечены средства республиканского стратегического инвестора «Региональный фонд».
Банкротство
Но спасти холдинг не удалось. В 2020 году кредиторы начали банкротить «Башмилк» и его заводы (все три признаны банкротом в 2020–2022 годах). К 2022 году общая сумма долга составляла свыше двух миллиардов рублей, сообщала «Правда ПФО». Из них более половины ГК должна была Россельхозбанку и 170 миллионов рублей — Сбербанку. Начали распродавать активы «Башмилка», в том числе три завода Никитина (их оценили в 2,5 миллиарда рублей). Имущество бизнесмена на 80 миллионов рублей арестовали, а сам он оказался под следствием. Ему предъявили обвинения по четырем статьям — о невыплате зарплаты, мошенничестве в особо крупном размере, уклонении от погашения долгов и сокрытии денег от налоговой.
По версии следствия, с июля 2019 года по январь 2020 года Никитин не выплачивал зарплату работникам «Башмилка». Кроме того, он создал формальный документооборот между своими организациями. Денежные средства, предназначенные для Дюртюлинского молкомбината, фактически поступали в ООО «Ньюмилк». В результате помимо долга по зарплате появилась налоговая задолженность на сумму 2,7 миллиона рублей.
При этом у бизнесмена были деньги, чтобы погасить долг перед кредиторами в 104 миллиона рублей, но бизнесмен «уклонился от уплаты». Ранее в Следственном комитете Башкирии сообщали, что для этого «молочный король» переводил деньги родственникам и близким.
В январе 2023 года Советский райсуд Уфы признал Александра Никитина виновным в преступлениях только по трем статьям. По обвинению в мошенничестве он был оправдан. Гособвинитель — прокуратура республики — запрашивал для бизнесмена восемь лет колонии общего режима, но наказание оказалось значительно мягче — штраф в 1,1 миллиона рублей. Суд зачел срок нахождения под стражей и домашним арестом, кроме того, истек срок давности уголовного преследования, поэтому за решетку «молочный король» не попал.
Прокуратура не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу. Но Верховный суд республики оставил тот же приговор. Помимо этого, на Александра Никитина подавал в суд Олег Макаренко, потому что глава «Башмилка» так и не вернул ему те самые 100 миллионов рублей. Орджоникидзевский райсуд Уфы вынес решение в пользу Макаренко. Также претензии были и у бывшей жены Никитина — в 2020 году она заявляла, что экс-супруг задолжал ей 25 миллионов рублей алиментов. Однако суд отказал в исковом требовании женщины, потому что это могло бы противоречить интересам остальных кредиторов должника.
Отметим, что в прошлом году работники обанкротившегося холдинга сообщали, что зарплаты им так и не выплатили. Тем временем в Минсельхозе Башкирии сообщили, что Дюртюлинский молкомбинат возобновил работу. В него вложился инвестор.
Ранее UFA1.RU рассказывал о громком банкротстве олигарха Марселя Юсупова. Он владел предприятием, выпускающим продукцию известного бренда «Индюшкин», построил ТРК «Иремель», а также гостиницы «Парк-Сити».