Управляющие компании злоупотребляют мораторием на проверки юридических лиц, который был объявлен в марте прошлого года, — с таким тревожным сообщением обратился в нашу редакцию уфимский ЖКХ-активист Леонид Бирюков. По его словам, ограничение контроля и отсутствие угрозы наказания развязали руки недобросовестным коммунальщикам и теперь они без зазрения совести и оглядки на закон могут, например, одномоментно поднять тариф на содержание и ремонт недвижимости сразу в два раза. Пример этот не абстрактный, именно так и произошло в Уфе в прошлом августе с домом
«Бумажку на коленке слепил»
До августа 2022 года на содержание и ремонт в доме
Конфликт начался с того, что УК предложила увеличить платеж лишь до 20,5 рубля за «квадрат», объявила собрание, и тех, кто на него явился, оказалось недостаточно для кворума. То есть по факту жильцы отказались от первого предложения своей «управляшки».
— После этого директор компании обвинил совет дома, что ему не помогли нормально организовать собрание, и объявил, что установит муниципальный тариф (имеются в виду суммы, предписанные муниципалитетом для МКД без коммерческого управления. — Прим. ред.). И уже следующая платежка пришла с суммами в два раза выше, — поведал Бирюков. — Когда мы запросили обоснование, он нам на коленке какую-то бумажку слепил, затраты вообще с потолка нарисовал.
Бороться с такой наглостью люди решили через надзорные органы и заявили на управляющего своего дома в Госжилстройнадзор. Но всё, что на тот момент смогли сделать инспекторы — выдать руководителю УК предостережение о недопустимости нарушений, оно было направлено адресату в начале октября.
Спустя полгода
Общественник пояснил, что со своей стороны жильцы все-таки провели собрание, убедились в необходимости и согласовали повышение тарифа до 20,5 рубля. С ноября претензий к расчетам стоимости услуг УК у собственников недвижимости нет. А вот добиться перерасчета за те месяцы, когда суммы начислялись с нарушением, не удалось до сих пор. Предостережение ГЖСН управляющий дома проигнорировал.
При других обстоятельствах инспекторы могли бы ответить предписанием (более строгий акт, его неисполнение является уже административным правонарушением, в то время как неисполнение предостережения финансовыми рисками не грозит. — Прим. ред.), но не в этот раз. Руки контролирующим органам связал мораторий.
— Предписание об устранении выявленных нарушений могло быть выдано исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, — прокомментировали UFA1.RU в Госжилстройнадзоре, ссылаясь на нормы постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 годы, принятого в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях антироссийских санкций.
Инспекторы жилнадзора оставались в силах лишь обратиться в суд. Правда исковое заявление готовили почти полгода, в Октябрьском райсуде его зарегистрировали 30 марта, первое заседание состоялось 29 мая, следующее назначено на 13 июня.
Заговор?
Ирония в том, что ограничения на предостережения отменили еще 17 марта. Но произошло это в рамках общего продления моратория на проверки аж до 2030 года, и информация осталась вне пределов широкого внимания, в том числе и собственников жилья в
— Уверенные, что мораторий всё еще действует в прежнем виде, мы попросту перестали жаловаться. Словно заговор какой-то, неужто нельзя было нормально оповестить граждан, — недоумевает Бирюков.
В надзорном органе редакции объяснили, что не имели полномочий для дополнительных, более строгих мер, именно по той причине, что жалоба поступила еще в период действия наиболее строгих ограничений, а при повторном обращении жильцов, уже после 17 марта, ситуация развивалась бы по другому сценарию.
Однако предписание, как и предостережение, не гарантирует своевременного исполнения, а штраф, наложенный в случае отказа от добровольного устранения нарушений, вполне вероятно придется оплачивать, пусть и косвенным путем, самим же жильцам. В то же время, как пояснили в ГЖСН, за время действия моратория у них сложилась вполне успешная практика решения подобных вопросов через суд.
Неконтакт
Управляет
По данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», проблемы у УК начались в пандемийном, 2020 году, — фирма ушла в убыток на почти 4,8 миллиона рублей. В предыдущие периоды бухгалтерия показывала пусть небольшой, но все-таки доход, в 2019 году УК получила 280 тысяч чистой прибыли. Сократилась резко и выручка: 1,97 миллиона рублей в 2020 году против 28,73 миллиона за предыдущий период. Информация о финансовых результатах «Жилсервиса» в 2022 году не опубликована, в 2021 же при выручке чуть менее 15 миллионов предприятие смогло выйти на чистый итог 0 рублей.
Попытки редакции связаться с «Жилсервисом» вызвали к жильцам тех шести домов, которыми он управляет, настоящее сочувствие. У компании нет своего сайта, лишь страница во «ВКонтакте». Она не ведется с августа прошлого года, контакты в профиле не указаны. Номера удалось найти в Сети, однако телефон, указанный в качестве диспетчерской, оказался переключенным на факс. На звонок в приемную нам ответила женщина, представившаяся бухгалтером. Она пояснила, что работает дома, а вызовы переадресованы на ее личный телефон.
Бухгалтер, к несчастью, прояснить ситуация оказалась не в состоянии, а услышав просьбу помочь связаться с руководством, послала журналиста тем самым русским нецензурным выражением и бросила трубку. Возможно, в случае, скажем, прорыва трубы, жители домов звонят напрямую на мобильник Дюмеева, нам же связаться с ним не удалось, директор УК не ответил ни на звонки, ни на сообщения в мессенджере.
Последствия моратория?
Понимания реальных масштабов нарушений, когда УК пользуются мораторием, сейчас ни у кого нет. ГЖСН не ведет подсчет случаев, когда инспекторы вынуждены отказываться от проверок, которые проводились бы при обычных условиях. Да если бы и вел, как доказать, что предприниматель действительно замыслил беззаконие, понадеявшись на мораторий.
Наличие проблемы UFA1.RU подтвердил юрист, специализирующийся на теме ЖКХ, и основатель общественного движения «Уфасити.ми» Вадим Беляков.
— Мы действительно сталкивались несколько раз с ситуациями, когда проверки при наличии всех оснований не проводились из-за моратория, хотя в других аналогичных ситуациях проблема решалась через согласование с прокуратурой (по условиям моратория проверки согласовываются с органами прокуратуры. — Прим. ред.). Возможно, движение по жалобе зависит еще и от того, к какому инспектору она попадет, — предположил Беляков.
Массовость нарушений действительно имеет место быть, но с мораторием это никак не связано, утверждает Борис Шнейдер, который до недавнего времени был председателем товарищества собственников недвижимости «Советское» (управляло двумя жилыми домами около Советской площади в Уфе), пока его не попросили взять в управление еще с десяток домов в центре города. Уже в этом году ТСН превратилась в довольно крупную УК, взявшую под свое крыло и весьма проблемные площади.
Как объяснил Шнейдер, тариф на содержание и ремонт в 16 рублей действительно слишком занижен, но и 32 рубля — цифра нереальная. В его домах, как и в среднем по городу, жильцы платят по 21 рублю за квадрат. Предприниматель заверил, что этих денег вполне достаточно, чтобы не только содержать территорию в чистоте и порядке, но и покупать технику для уборки территории. Многое зависит, конечно, и от состояния дома, а также от намерений и возможностей жильцов.
— Управление домами — такой же бизнес, как и любой другой, а бизнесом нужно уметь управлять, одного желания получать деньги недостаточно. Нужно уметь вести переговоры с людьми, хорошо знать свое дело и не игнорировать взятые на себя обязательства, — прокомментировал предприниматель.
А вы знаете, за что платите управляющей компании? Проверьте, что вы вправе требовать от своей УК.