Уезжал героем, а вернулся подсудимым: история силовика, который кошмарил ОПГ и был задержан под Уфой

Андрей Москвитин в суде

Поделиться

Год назад, 29 июля, в Уфу наведались силовики из Читы. Они провели обыски в МВД, а потом выяснилось, что с собой люди в форме забрали замначальника полиции Башкирии Андрея Москвитина — его заподозрили в получении взяток в те времена, когда он работал в читинской полиции. Полковник МВД внезапно для себя оказался на скамье подсудимых, а потом и в заключении. UFA1.RU рассказывает историю Андрея Москвитина — от Читы через Башкирию и обратно, только уже не в качестве грозы ОПГ, а осужденного.

Гроза ОПГ и маньяк в работе

Андрей Москвитин — уроженец города Краснокаменска, который находится в 500 километрах от Читы и всего в 100 километрах от китайского города Маньчжурия. Молодой парень в 1990-х годах пришел на службу в милицию небольшого городка с населением в 50 тысяч человек. Карьера не стояла на месте — и уже в 2000-х годах Москвитин уезжает в Читу, где начинает работать в одном из районных отделов милиции. Позднее ему доверяют всё более сложные и опасные дела — после «полицейской реформы» Москвитин берется за организованную преступность, которая широко действовала в его краях.

С 2012 года и последующие 7 лет до переезда в Уфу всю свою работу он посвятит именно борьбе с бандитами, которые похищали и убивали людей, ставили бизнесменов «на счётчик» и кошмарили всех вокруг. Например, еще в 2000-х боевое крыло «Осиновской» ОПГ убивало других криминальных авторитетов, чтобы и себя обезопасить, и влияние показать. В 2012 году силовики выяснили, что лидер «Осиновской» группировки Игорь Осинцев причастен к убийству как минимум трех человек, а через год он же заключил сделку со следствием и рассказал о 13 убийствах. В 2016 году лидер ОПГ получил 25 лет строгого режима. В 2017 году силовики накрыли профессионального киллера.

В раскрытии дел ОПГ коллеги признавали заслуги Москвитина. Его работа не осталась незамеченной: он то и дело получал новые звания, награды, пробирался вверх по карьерной лестнице. В 2017 году его наградили знаком отличия «За вклад в развитие Забайкальского края». Многие коллеги отзывались о Москвитине как о профессионале. В том числе впечатлениями от работы с ним делился Геннадий Мосякин, который тоже приехал из Забайкалья и в Башкирии до недавнего времени возглавлял управление экономической безопасности.

— Я приобрел огромный опыт руководства большим коллективом. Многому научился у своих подчиненных, оперативников краевого УМВД, от Андрея Москвитина, сотрудников МОБОП, перенял методику их работы, отношение к жизни даже. Здесь [в Чите] порой происходили такие преступления, которых в Тамбове никогда не было, — говорил он.

Об Андрее Москвитине уже после задержания высказывался его бывший коллега, в прошлом следователь Олег Клепиков. Он работал с Москвитиным 15 лет, вместе они раскрывали сложные дела против ОПГ, у которых были и силы, и деньги, чтобы помешать расследованию. Ничего из этого не сработало. Клепиков рассказывал, что лично ездил в Краснокаменск — в местном отделе полиции были удивлены новостями о задержании бывшего коллеги.

— Никто не верит, нет ни одного человека, который бы сказал, что Москвитин мог взять взятку. <...> Люди до такой степени верят в честность Москвитина и Поливина, что для них это абсолютный шок. Даже адвокаты звонили и говорили, что это какой-то беспредел. Некоторые из них сами защищали жуликов [которых Москвитин ловил], но и они возмущены, — рассказал UFA1.RU Клепиков.

Он же добавил: бандиты боялись Москвитина, но уважали. В защиту полицейского выступали и действующие сотрудники МВД Забайкалья. Следователь Роман Дроздов на допросе в качестве свидетеля заявил, что Москвитин всегда предостерегал всех от взяток. Полицейский добавил, что лично он и коллектив полиции Забайкалья считает находящегося на скамье подсудимых Москвитина честным человеком.

— Я думаю, у вас очень много врагов, многих разрабатывали, многих сломили. Люди авторитетные, со связями и деньгами, — сказал Дроздов Москвитину.

Другой коллега полицейского, Алексей Попов, сказал UFA1.RU, что если бы тот брал взятки, то никакие ОПГ закрыть не получилось бы. Высказались не только полицейские — в суде выступил руководитель следственного отдела по расследованию особо важных дел СК Забайкалья Сергей Хомутов. Он сказал, что работает в органах 20 лет и впервые видит таких людей, как Москвитин, которые «не боятся и прут». Следователь назвал его «маньяком в работе».

За полицейским числился внедорожник с красивыми номерами

За полицейским числился внедорожник с красивыми номерами

Поделиться

Увезли в Читу

Москвитина задержали 29 июля. Днем сотрудники ФСБ нагрянули к нему в загородный дом, после чего увезли на следственные действия. С тех пор он домой не возвращался.

Следователи ФСБ подозревали Андрея Москвитина и его бывшего начальника Михаила Поливина в получении взятки в виде квартиры в Чите за крышевание местного бизнесмена. Против них возбудили два уголовных дела — за получение взятки в особо крупном размере и посредничество в ней.

Может, Москвитин и хотел вернуться когда-нибудь в места, где начинал свой путь, но явно не таким образом: в наручниках его доставили в Читу. Местный суд отправил полицейского в СИЗО на время следствия. Москвитин пытался обжаловать это, но следствие утверждало, что обвиняемый может использовать свои связи и сбежать.

В истории с Москвитиным оказались замешаны два гражданина Китая, которые в свое время уехали из родной Поднебесной в Забайкалье. Первый — Ли Цзянь Цзюнь, которого в России называли Илья. Он был учредителем фирмы, которая строила жилые дома. Она же построила дом, в котором у Москвитина была квартира — гособвинение заявило, что это жилье досталось полицейскому именно в качестве взятки. Позиция обвинения строилась на том, что Москвитин знал о дружбе его начальника Поливина и китайского предпринимателя, поэтому договорился через коллегу о бесплатной квартире. В обмен, конечно же, на «общее покровительство».

Следствие считает, что в 2012 году мать Андрея Москвитина заключила договор с упомянутой фирмой на покупку квартиры в рассрочку. Стоимость жилья оценивалась в 2,1 миллиона рублей.

Через несколько месяцев у жены Ли Цзяня угнали машину. Он связывает это со своей деятельностью — мол, преступники пытаются его запугать. Чтобы решить проблему, бизнесмен обращается к Поливину и просит помощи, тот якобы вспомнил, что Москвитин купил квартиру — и предложил ему крышевать бизнесмена в обмен на то, чтобы Ли Цзянь «простил» оставшуюся стоимость квартиры. И полицейский якобы согласился.

Поливин и Москвитин в суде

Поливин и Москвитин в суде

Поделиться

Месть преступного сообщества

Андрей Москвитин с первых дней не признавал своей вины.

— Считаю, что это уголовное дело однозначно является актом провокации, местью в отношении меня, а также моего бывшего руководителя Михаила Поливина со стороны криминальных структур, потому что во время моей службы были ликвидированы целые сети организованных преступных групп: банды, сообщества, — сказал Москвитин на заседании по мере пресечения.

Он добавил, что была проделана большая и сложная работа, которая в итоге привела к появлению недоброжелателей, которые так и мечтали отомстить ему и его коллегам. Более того, по его словам, ранее его уже пытались закрыть — якобы за превышение полномочий. Жена одного из криминальных авторитетов пожаловалась на избиение полицейскими, но в итоге выяснилось, что она сама себя побила, а свидетелей настроила против силовиков. При этом он подчеркнул, что распространяемые в СМИ сведения о его имуществе — это выдумка, которая направлена него дискредитацию. Он и его родственники в дальнейшем не раз будут «нападать» на журналистов, пытаясь указать, что те работают в пользу кого-то и не освещают всех деталей, хотя и на UFA1.RU, и у CHITA.RU, которые рассказывали о процессе, публиковались обе точки зрения — и обвинения, и самого Москвитина.

В суде полицейский каждый раз просил не закрывать его в изолятор, потому что у него имеются дети до 14 лет и жена в декрете, всех нужно содержать. Однако версия следствия о том, что бывший опер может скрыться, всегда побеждала — и суд отправлял Москвитина в СИЗО.

Квартиры, дома, машины

Об имуществе семьи Москвитиных много известно вне уголовного дела. Полицейского задержали в частном доме, расположенном в селе Нагаево под Уфой. Он был записан на его мать. Источник UFA1.RU говорил, что Москвитин, еще когда работал в Чите, покупал недвижимость и регистрировал ее на родственников. Приехав в Уфу, он действовал по той же схеме.

Так, с 1995-го по 2018 год семья Москвитиных в Забайкалье владела 19 квартирами и земельным участком. Всё это, по данным источника UFA1.RU, стоило более 20 миллионов рублей. В Уфе же у семьи в собственности находилось пять квартир и загородный дом с примерно такой же стоимостью. Родители при этом, по словам собеседника, живут на пенсию. Ну вот, казалось бы, всё понятно: факт остается фактом. Однако бывший коллега Москвитина считает иначе: всё дело в том, что разброс времени большой, за это время что-то действительно могли купить и продать.

— То, где и как жил Андрей и в Краснокаменске и Чите, мне известно. Непонятно, почему при переводе в Читу, пока Андрей не продал свою квартиру в Краснокаменске, он вместе с семьей (а у него два ребенка) снимал квартиру, жил в служебной, если у него столько квартир? Очень хотелось бы посмотреть на документы. Я не могу поверить в предательство Андрея и информации, что «у Москвитина 26 квартир», — сказал Олег Клепиков UFA1.RU.

Нам удалось выяснить, что родители Москвитина с 2001-го по 2003 год купили четыре квартиры в Краснокаменске, в 2014 году они были проданы.

Дом Москвитина в Нагаево

Дом Москвитина в Нагаево

Поделиться

Важный свидетель

24 октября, всего через три месяца после задержания, дело против полицейских пришло в суд. В ноябре начались заседания, в ходе которых допросили множество свидетелей с обеих сторон. Выступил и отец Андрея Москвитина — на стороне сына. Он рассказал суду, как семья получила ту квартиру, которую следствие считает взяточной. По его словам, квартиры в Чите в те времена продавал другий китайский бизнесмен — Линь Чжун Цин. Через него-то и взяли это жилище. Об этом человеке они узнали через знакомую — она рекомендовала к нему обратиться (сама женщина на суде не выступала, так как скончалась в 2020 году).

Как квартиры переходили к Линь Чжуну? Москвитин-старший утверждает, что гражданин Китая получил несколько квартир от своего бизнес-партнера и предлагал их по выгодной рассрочке. От такого предложения семья отказываться не стала, а потому взяла сразу две квартиры. Деньги за жилье, как утверждает отец полицейского, отдавали Линь Чжуну, а тот уже собирался сам рассчитаться с застройщиком — тем самым Ли Цзянем, который строил жилища. Тесные связи с земляками в чужой стране — обычное явление, никто и представить не мог, что что-то пойдет не так.

Откуда деньги сразу на две квартиры? Родители полицейского продали имущество в родном городке и собрали 4,5 миллиона рублей. В конце 2013 года Андрей Москвитин отдал 2 миллиона Линь Чжуну, через полгода передал остаток. Вроде как по результатам сделки все оказались довольны. Все договоренности были оформлены документально, но при переезде в Уфу, по словам Москвитина-старшего, эти бумаги уничтожили. Никто же не знал, что они пригодятся хоть когда-то.

На заседании выступала и жена Андрея Москвитина. Она тоже была сотрудником Читинской полиции. Познакомилась с будущим мужем на работе. Женщина убеждала суд: она всегда работала, а если бы была женой коррупционера — то могла и не работать. Жена добавила, что от решения суда зависит судьба ее и их детей.

Ли Цзянь, который занимался строительством, оказался важным свидетелем для обвинения, так как дал «изобличающие показания». Он сказал, что денег от Москвитина, Поливина и других людей за упомянутые квартиры ему не поступало. При этом он подтвердил, что обращался к Поливину за помощью, а тот якобы попросил Ли поблагодарить Москвитина за помощь. И в то же время Ли заявил: Москвитин вел дела с Линь Чжуном в Краснокаменске и помогал ему там «решать вопросы».

По утверждению стороны защиты, ситуацию мог прояснить сам Линь Чжун Цин. Только одна загвоздка: он уже не в России, приехать в нее из Китая он по каким-то причинам не может. На вызове Линь Чжуна в суд настаивал и сам Москвитин. Суд, однако, заявил, мол, если хочет — пусть сам приезжает, никаких ограничений на въезд нет. Тогда полицейский пошел другим путем: он рассказал, что гражданина Китая можно вызвать на пограничный пункт пропуска и допросить его там. Тем более что точно такой же трюк он проворачивал в 2014 году, когда занимался делами бандитов. Москвитин рассказал, что тогда судья допросил десятерых граждан Китая, лично выехав на границу. Линь Чжун был готов дать показания, но только не в России. Это тоже не сработало. Тогда защита попросила приобщить к делу показания свидетеля, которые он дал Международной уголовной полиции (Интерполу). В них он как раз и говорил, что деньги за квартиру получал и отдавал их своему земляку. Но и это не помогло.

Таким образом, у стороны защиты не осталось больше «козырей», а обвинение строилось на показаниях человека, который в суде внезапно забыл русский язык и разговаривал с помощью переводчика.

Китайский бизнесмен — главный свидетель обвинения

Китайский бизнесмен — главный свидетель обвинения

Поделиться

«Мне просто мстят»

Процесс над Москвитиным прошел, на наш взгляд, максимально быстро — прошло всего три месяца от первого заседания до речи прокурора, где он запрашивал для полицейского наказание.

Государственный обвинитель посчитал, что исправление именно Москвитина невозможно без изоляции, а потому его нужно приговорить к 13 годам строгого режима, лишить его звания полковника полиции и забрать медаль, которую ему вручали за борьбу с ОПГ. Вместе с тем прокурор считал необходимым конфисковать имущество — две квартиры в Чите общей стоимостью около 7 миллионов рублей. Гособвинитель в принципе «топил» полицейского — он говорил, что преступление подорвало авторитет полиции, а с переездом в Башкирию он стал шиковать: продал старую машину и купил внедорожник, а также недвижимость «в элитном поселке» (хотя, как мы помним, домик был небольшим и с виду скромным).

— Но всё изменилось, когда Москвитин переехал в Башкирию. Он продал 15-летнюю «Короллу», стал владельцем внедорожника «Лексус» и жилья в элитном поселке. Проверили семью — невозможно было приобрести принадлежащую им недвижимость на официальные доходы, — добавил прокурор.

Поэтому — еще раз — 13 лет с конфискацией двух квартир, лишением звания и медали.

По словам прокурора, Поливин якобы осознал, что ошибался в том, какое имущественное положение у Москвитина, хотя он ничего об этом на заседаниях не говорил. Зато Поливин утверждал, что свидетеля обвинения запугали, ночью возили на допросы, поэтому тот и стал говорить против полицейских, к тому же, он боялся за свое российское гражданство и бизнес. Прокурор отметил, что реального срока Поливин не заслуживает, поскольку он будет для него пожизненным с учетом возраста и заболеваний, поэтому запросил штраф — 2 миллиона рублей.

Последнее слово Москвитина было долгим: на нем он говорил, что показания Ли Цзяня, свидетеля обвинения, не имеют права на жизнь, а также что лично он не крышевал этого бизнесмена. По его словам, все в Чите знали, что он пришел в полицию не зарабатывать деньги, а работать.

— Я занимался раскрытием преступлений профессиональным и честным образом. Все эти проблемы, которые есть с криминальными структурами, это именно связано с моей профессиональной деятельностью, так же, как вся эта история с этой взяткой. Мне просто мстят, — заявил Москвитин.

Он добавил, что никогда не поменяет свою позицию и будет утверждать, что невиновен.

Суду оказалось достаточно показаний бизнесмена и доводов государственного обвинителя: Москвитин получил 11 лет строгого режима, а Поливин — 2 миллиона рублей штрафа. Они не согласились с приговором и в настоящее время обжалуют его в Верховном суде Забайкальского края. Роман Деев, который и позвал Москвитина в Уфу, через несколько месяцев после приговора покинул пост министра.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts