Есть в Башкирии города, которые совершенно не похожи на своих собратьев по всей стране. Если взять обычный спальный квартал Уфы типа Сипайлово, он будет похож на любой другой город. А если взять Октябрьский, что в 200 километрах от столицы Башкирии, то тут в ряде мест замечаешь сильные отличия. Корреспондент UFA1.RU отправился на самый запад Башкирии, к границе с Татарстаном, и рассказывает про необычный город.
Нефть как повод жить
Территория Октябрьского была заселена тюркскими племенами еще многие тысячелетия назад, от них потом выделились татары, башкиры и другие современные национальности, которые живут в этих краях. Однако более-менее современные населенные пункты — деревни — появились только в XVII веке. Вообще, говоря об истории, надо отметить, что большая часть источников затрагивает в основном советский период, когда началась разработка нефти, но как эти поселения встречали первые гражданские волнения, революцию, Первую мировую войну — осталось, скажем так, в тайне.
В 1930-х годах начался поиск нефти — ученый Иван Губкин предполагал, что здесь есть залежи. Приехавшие бурильщики взялись за работу, а со стороны деревни Нарышево (сейчас это микрорайон в Октябрьском) возили дерево. Говорят, что сначала тут ничего не нашли и уже собирались ехать в Ишимбай, но удача нефтяникам все-таки улыбнулась. В
Но есть одна интересная деталь, которая отличает Октябрьский от других городов: это планировка. Есть такая улица — Садовое Кольцо, которую создавали по аналогии с Москвой, чтобы вдоль какой-то дороги было много парков. Что ж, задумка более-менее удалась — с одной стороны кольца есть Парк имени Гагарина, а с другой — нефтехимиков. Правда, кольцом, как в Москве, это не назовешь: оно все-таки не замыкается.
Небезопасная безопасность
Из Уфы до Октябрьского ездят автобусы. В субботнее утро машину пришлось ждать еще час после того, как она должна была отправиться. Уехали — и хорошо. Однако на Южном автовокзале часто крутились объявления о том, что ехать с бомбилой — не круто, мол, это небезопасно, вы не знаете ничего о профессионализме водителя и техническом состоянии его автомобиля. Только вот сами бомбилы нисколько не стесняются рекламировать свои услуги в здании автовокзала, попутно здороваясь с охраной. А потом руководство вокзала говорит, что денег нет, потому что всё отжимают бомбилы.
Ну хорошо, садимся в автобус. По идее, должны быть ремни безопасности — они есть, но не везде. В машинах бомбил в то же время они есть всегда. Так с кем же безопаснее ехать? Да и откуда нам знать квалификацию, стаж водителя, его настроение, состояние автобуса? У нас даже трамваи на линию выпускают с закрытыми глазами, образно говоря. В общем, к утверждению о безопасности лицензированных перевозчиков есть вопросы. Они ровно так же могут въехать в фуру на полном ходу.
Кстати, обратно мы уже ехали на «наших новых» автобусах китайской компании Yutong. Очень интересная машина, удобные сиденья (хотя через пару часов всё равно спина устает), но самый главный минус — невероятная жара в салоне. Когда на улице было +22, на борту доходило до
Привет, нулевые
Что ж, главное — доехали. Выходя из автобуса, попадаешь на старый вокзал. Хотя здание, признаться, выглядит хорошо, но внутрь я входить не стал. На перроне сразу вспоминаешь другие города, где всё выглядит точно так же: Йошкар-Ола, Чайковский…
Выходишь в город — с одной стороны у тебя реклама участия в боевых действиях, с другой — у остановки тормозят пазики, подобные тем, что еще совсем недавно гоняли по Уфе. Время таких автобусов уже вышло, их используют только в совсем маленьких городах. За
Хотя могли бы закупить современные. Это уже другой уровень, больше комфорта, вместимости и безопасности. Традиционные пазики изжили свое, и, на мой взгляд, для нынешних перевозок это очень опасная машина. В то же время вспоминаю Оренбург, где автопарк полумиллионного города состоит именно из таких автобусов. Или вот есть Курган — 300 тысяч население, еще позапрошлым летом гоняли старые автобусы, а уже сейчас — новые «Векторы».
В то же время ты видишь большую хаотичность в вывесках. Центр превратился в один большой рынок, где вывески не менялись с тех самых пор, когда эти магазины и заведения пришли сюда в конце
Походишь и выходишь на Садовое Кольцо, которое, конечно, не кольцо, но звучит красиво. Редко даже по России встретишь не то что название «Садовое кольцо», а в принципе такое устройство улиц. Главная идет полукругом, а внутри нее есть еще две улицы — такие же полукруглые. Почти все они ведут в парки.
Идешь по этим излучинам и сразу попадаешь в какое-то такое спокойное место, где нет бешеного трафика машин, да и людей не очень-то много ходит. Дома здесь невысокие — примерно по три этажа, на некоторых заметна лепнина, свойственная для
От Садового Кольца по прямой идет улица, которая ведет к кольцу площади имени Ленина. До сих пор, кстати, не очень понятно, почему улицы в российских городах носят имена людей, которые с ними никак не связаны. Ну хорошо, в Уфе Ленин бывал, а в Октябрьском? «Вождь» умер на
На площади стоит здание городской администрации, которое в целом очень похоже на горсовет в Уфе.
Помимо автобусов, по городу можно передвигаться и на такси. Правда, оно тут совсем местное. Агрегаторы тоже есть, но чаще встречались отечественные авто с шашечками на крышах. Прямо как в нулевых годах.
Что-то поменялось
Три года назад я уже бывал в Октябрьском и даже прожил тут около недели. Тогда квартира располагалась в
Тут ничего не поменялось: рельефная местность, как в Старой Уфе, идешь по верхам и смотришь на гаражи. В этом тоже есть своя атмосфера.
Если в самих жилых кварталах изменений не было, то они были возле. Появился Звездный парк в том же
С другой стороны микрорайона появился экопарк «Солнечный», где тоже три года назад была пустая и заросшая местность. Теперь из него сделали огромный парк, в котором можно как просто туда-сюда гулять, так и посидеть на качелях. Раскачиваются, правда, трудновато, но это мало кого смущает. И здесь тоже добавили несколько интересных объектов.
Местность вокруг тоже радует. Так и не скажешь, что это город с 100-тысячным населением, это скорее уровень какой-нибудь Уфы или Стерлитамака (где сделали хорошую набережную).
На этот раз жилье находилось в первых домах Садового Кольца, от
Пробираться обратно в центр пришлось немного через частный сектор, где стояло несколько интересных домов. Да и вообще показалось, что квартал, где стояли эти дома, похож на улицу Биишевой в Уфе, о которой я уже писал.
По пути довелось побывать в Парке имени Гагарина. Это хорошее место для прогулок, для отдыха, но, пока сидишь, налетает очень много мошек и прочих мелких насекомых, не успеваешь отбиваться от них. В этом же парке вечерами выступает дед, который утром тусуется возле автовокзала и на своих ударных играет известные хиты. В тот вечер у него были хиты
Зато я спас кота
В парке произошел интересный случай. Мимо проходила некая дама, которая внезапно воскликнула, увидев на ветке елки котенка. Кажется, ему месяца два или три. Дама попросила меня снять его, я подумал, что это ее питомец, но оказалось, что нет. После того как я пошел вызволять хвостатого, дама исчезла. В одиночку я полез на колючую ель вызволять этого черныша. По-хорошему его убедить не получилось. Когда товарищ оказался на земле, то он снова попытался залезть на дерево. Так погоди, ты же сам сидел там мяукал, не знал, куда деться, а теперь хочешь обратно? Логика. Хвостатого я отнес во двор восьмиэтажного дома (идти минут пять, всё это время он послушно сидел в моих руках), а когда уходил оттуда — он сначала побежал за мной, но в итоге понял, что помощи от меня он не дождется (ну а что, мне его в Уфу везти?).
Тут мне напомнили давнее видео (можете поискать сами), где солдат пытается спасти кота — снять его с дерева. Для начала он кидает бутылку с водой на веревке, которая разбивает стекло в подъезде, а потом он и вовсе срубает это дерево. Оно падает на провода, замыкание, квартал сидит без света, а кот убежал. По мотивам этого видео появилось другое, где этот солдат «поет»: «Зато я спас кота! Я выполнил приказ!»
Так вот — елочка была довольно колючей и острой, но зато я спас кота. Ни одно дерево в ходе спасения не пострадало.
Гора с видом на Татарстан
В Октябрьском на этот раз я посетил много разных кварталов, не все выглядели привлекательно, но в них мне нравилось ощущение того, что ты будто в каком-то поселке. Вот ты идешь по дороге с частными домами по обе стороны, а потом встречаешь магазин, где есть вода. Берешь воду, идешь во двор пятиэтажки, садишься возле подъезда и просто сидишь.
Кстати, в Октябрьском есть гора Нарыш-Тау, она невысокая, метров 400, и довольно простая для покорения. Я бывал на ней три года назад. Там красиво, видно весь Октябрьский с одной стороны, а с другой — заметны поля Татарстана.
От горы до границы с соседней республикой —
Ну и еще один парадокс, связанный с двумя республиками. В Башкирии не работает определенный сотовый оператор, которым я пользуюсь, но стоит перейти мост через реку Ик — и нужная связь тут же появляется.
Кстати, гору эту видно хорошо аж из
Стоит отметить, что деревня Нарышево (а ныне микрорайон) находится существенно правее горы, но чуть раньше поселения есть станция Нарышево. Отсюда можно доехать до татарского Уруссу, правда, у обычного смертного это вряд ли получится сделать, потому что пассажирского движения тут нет. Это грузовая линия.
Отдельно расскажу, что случайно заметил Porsche с блатным номерком, а потом оказалось, что я про него писал в рубрике «Номерок блатной». Как тогда выяснилось,
И небольшое заключение: Октябрьский, по моему мнению, не дотягивает до уровня Бирска по природе или до Нефтекамска по уровню инфраструктуры, но он определенно один из лучших среди городов в пределах стотысячников и меньше — типа Давлеканово, Янаула или Благовещенска, где совершенно нечего делать.
Для уфимцев Октябрьский хорош еще тем, что до него довольно просто можно добраться, что уж говорить о Баймаке, до которого ехать шесть часов. Когда-нибудь я туда доберусь, но это уже совсем другая история.
Напомню, что я часто гоняю по Башкирии и сопредельным регионам. В последний раз писал про поездку на Айгир — как мы с коллегами побывали в горном приюте и с трудностями, но всё же добрались до вершины.