В Уфе более чем полгода назад анонсировали предстоящий ремонт Шакшинского моста, который соединяет отдаленный микрорайон с основной частью Уфы. На это сооружение давно жаловались местные жители, но скорее из-за пробок, а не его состояния. В декабре 2022 года мэрия Уфы объявила, что мост в Шакшу будут ремонтировать, для этого его придется частично перекрыть.
Молодой, но старый
Мост через реку Уфу для микрорайона Шакша построили в 1984 году, то есть ему и
Работы по реконструкции оценили в 2,2 миллиарда рублей, из которых 85% — это поддержка государства, остальная часть лежала на республике и городе. Подряд на ремонт моста получила известная в Уфе компания — АО «Башкиравтодор», она была единственным участником закупки. По данным «Контур.Фокуса», ее в 2010 году учредило Минземимущества Башкирии, позднее министерство вышло из числа учредителей. С компанией связано сразу несколько башкирских чиновников, которые оказались под следствием. «Башкиравтодор» известен своими проектами: именно он выполняет реконструкцию улицы Пугачёва — весьма грандиозный проект (стоимостью более
На конец 2021 года предприятие показало чистый убыток 1,4 миллиарда рублей, а на конец 2022 года — 29,1 миллиона рублей прибыли.
Будут пробки
О постоянных пробках, как последствии реконструкции, в разговоре с UFA1.RU говорил транспортный эксперт Олег Арефьев. Он говорил, что ремонт имеет смысл, если делать мост полностью, а не перекрывать его по половинам, как решили специалисты, готовившие проект. Для решения транспортной доступности он предлагал возвести понтонные мосты (на трассу
— Уже был опыт, делали понтонный мост на
Уфимцы в ответ на утверждение реконструкции и выбор подрядчика стали жаловаться, что всё делается против них, жителей, что их мнения никто не учитывает. Они указывали на постоянные пробки, в которых мост утопает в обычное время, а что будет, когда его закроют наполовину, — и представить боялись. В то же время высказывались предложения построить новый мост на замену, а потом закрывать этот.
На сайте по сбору петиций появилось заявление уфимца, который предлагал остановить все работы, построить новый мост на
Мэрия Уфы предложила автомобилистам пересесть на электричку, но те резко отказались: из
В мае о ремонте моста высказался глава Башкирии Радий Хабиров. На совещании с чиновниками он признал, что дело «вызовет проблемы с трафиком», но, отмечал он в то же время, ремонтировать всё равно надо, поскольку сооружение в предаварийном состоянии. Депутат Курултая Лия Хафизова в разговоре с UFA1.RU рассказала, что о состоянии моста разговоры идут уже
Никто не знал, когда это начнется
Наступило 31 июля. Корреспондент UFA1.RU с
Также поставили светофор — его включат, если на дороге будут затруднения. Определять их будут в ходе ежедневного мониторинга. Работать светофор будет по принципу реверсивного движения. Его уже протестировали на месте: движение в город остановили и дали приоритет тем, кто едет из него.
Минут за 15 мы прошли всю эту пробку, машины, хоть и простаивали, но не дольше пары минут, а то и меньше. Это не как на выезде из Уфы в пятницу вечером, когда стоят реально все. Здесь такого не было. По нашим примерным подсчетам, чтобы доехать из хвоста пробки до самого моста, требовалось минут 10 или вроде того, тогда как в обычное время —
Тогда мы пошли в обратную сторону — с хвоста пробки до моста. Сидевшие в машинах водители внимания на нас, единственных идущих по обочине, не обращали, потому что было некогда — сейчас ты стоишь, через полминуты надо уже газовать. Никто, кажется, даже не нервничал — во всяком случае, обошлось без какофонии клаксонов, какая бывает в час пик на застывших дорогах.
Пассажиры некоторых авто, а также люди в автобусе с удивлением смотрели на происходящее. Кто-то даже снимал видео того, что творится сбоку от них, а также впереди. Картина, если посмотреть, была впечатляющая — тянется огромный хвост машин, конца будто и края не видать. Впрочем, не всё так драматично. Мы присмотрели машину, которая последней подъехала к пробке, и посчитали, за сколько она проехала: 1,4 километра фура прошла с результатом в 13 минут (вместо тех же
Однако были и трудности. Прежде всего они касаются автобусов и спецтранспорта. Пока мы шли вдоль пробки, мимо в сторону Шакши пролетели две пожарные машины со стороны города. Когда настала очередь проезжать у грузовика, тот не ехал. Водитель слышал спецсигналы и ждал, пока два пожарных грузовика проедут первыми — иначе они просто не уместятся там все. В таких случаях, когда машины спешат на вызов, счет идет на минуты, любое промедление может стоить кому-то жизни. Вероятно, водитель большегруза это понимал. Автобусы такие же не маневренные, чтобы протиснуться где-то, поэтому они вынуждены подолгу стоять (ведь, напомню, вместо двух минут едут десять, а на улице +30, кондиционера в салоне нет). Скорым повезло чуть больше.
Но самая главная проблема — это большегрузы. Мэрия давно предупреждала всех, что на время перекрытия моста фурам на него лучше не заезжать — вот вам пути объезда, воспользуйтесь ими, но все ехали именно через Шакшинский мост.
Тем временем пробка росла, но не критично: если на 19:00 пробка имела протяженность
Хоть какое-то движение лучше, чем когда его нет совсем. Вот тем, кто из Уфы едет в Янаул, это очень знакомо: хочешь проехать по самой короткой дороге, а она закрыта. Ищи объезды.
С первой волной Уфа и Шакшинский мост, по нашему мнению, справились. Но это только первая. А что будет в пятницу вечером или в воскресенье? Ведь не все уфимцы согласились отказаться от машины в пользу электрички. Возможно, у ряда водителей придет понимание и они воспользуются объездом. Правда, пока непонятно, есть ли в этом смысл: может, стоит постоять в Шакше 15 минут, чем полчаса на Южном обходе? Увидим.
Кстати, интересный факт. На левом берегу, в составе микрорайона Шакша, есть еще один небольшой райончик — Князево (не путать с одноименной деревней, которая тоже входит в Уфу), состоящий преимущественно из частного сектора. Прибрежная часть Князево благодаря реконструкции теперь имеет короткий выезд к Шакшинскому мосту. Находится он прямо перед исправительной колонией — еще весной там стоял бетонный блок, запрещавший проезд, а теперь в этом месте уложен асфальт. Но долго ли такая «лазейка» будет существовать — неизвестно, ведь в глубинах этой дороги стоят бытовки рабочих, грузовики и прочая техника дорожных строителей.