На этой неделе самой громкой новостью в Башкирии стало перекрытие Нагаевского шоссе под Уфой, где мужчина с гранатой требовал к себе главу региона. Выяснилось, что ранее он самовольно покинул войсковую часть и военная прокуратура ведет проверку. Мужчина считает себя несправедливо обвиненным в дезертирстве, а потому пошел на столь опасный шаг. Сегодня, 4 августа, мы собрали всё, что известно о произошедшем.
С чего всё началось
В среду около 12:00 сотрудники ГИБДД перекрыли Нагаевское шоссе от Южного объезда до поворота в конный клуб «Орленок». Оказалось, что по отрезку длиной в 6 километров идет подозрительный мужчина. С собой у него была граната, и, как позже стало известно, он угрожал выдернуть из нее чеку. 39-летний Ильдар — военный-доброволец, который был прикомандирован к части в Ростовской области, но самовольно покинул место службы. На него завели уголовное дело и на время следствия отправили на родину, где он должен был пройти судебно-психиатрическую экспертизу.
Разгневанный подобным положением дел Ильдар раздобыл гранату и сбежал. Оказавшись на трассе в окружении силовиков, он потребовал вызвать к нему первых лиц региона, чтобы рассказать, что обвинения против него несправедливы. Почти четыре часа дорога была перекрыта: автомобилисты не могли выехать, а пешеходы — пройти. Кортежи полицейских стояли на выездах из ближайших деревень и разворачивали любого, кто пытался покинуть территорию. Многие отчаянные жители решили обойти опасный участок через лес.
— Они так и сказали: «Ни в город, ни куда-то еще не пройдете». Я посмотрю, как вы дойдете до конца, а вас развернут! — ехидно говорила местная жительница.
— Вот это мы с тобой попали, конечно, — сказал мужчина своему товарищу. — Давай шалаш сразу тут строить!
В условиях дефицита информации ЧП начало обрастать слухами: рядом с оцеплением располагаются несколько заправочных станций, люди испугались, что Ильдар захватил одну из них. Однако вскоре выяснилось, что это не так. Мужчина просто стоял на обочине, не позволяя силовикам приблизиться к себе. С Ильдаром всё это время вели переговоры сотрудники МЧС, МВД, ГИБДД, ОМОНа и СОБРа. Они не позволяли мужчине выдернуть чеку из гранаты. Спустя два часа после начала конфликта, около 14:00, Ильдар потребовал привезти к нему Радия Хабирова.
«Мне дорога твоя жизнь»
Хабиров, как оказалось, сам позвонил Ильдару с рабочего телефона. В Сети появилась запись этого разговора: слышно, что военный выдвигал свои требования, но глава Башкирии не был согласен разговаривать с ним на его условиях.
— Давайте так, я приеду, и мы спокойно поговорим. Я вам гарантирую, если я что-то могу для вас сделать, то я всё сделаю, — сказал по телефону Хабиров.
Через 40 минут на Нагаевском шоссе заметили правительственные автомобили — в одном из них был Хабиров. Примерно в 14:40 он был на месте. Диалог длился, судя по всему, минут 10.
— Чтобы ты понимал, мне твоя жизнь дорога, ты в беду попал. Она закончится точно, но когда ты стоишь с гранатой, то это уже угроза, — обратился к мужчине Хабиров.
Лишь спустя полчаса после разговора с главой региона Ильдар сдался полиции и передал взрывчатку Росгвардии. В результате никто не пострадал.
— Росгвардейцы вступили в переговоры с гражданином и убедили его сдаться. Боеприпас изъят и отправлен на исследование. В результате решительных действий офицеров управления Росгвардии пострадавших в ходе происшествия нет, — прокомментировали в ведомстве.
Уже после того, как движение открыли, Радий Хабиров прокомментировал случившееся. Он заявил, что поможет Ильдару в будущем. По его мнению, «каждый может оступиться».
— Есть проблема 500-х (дезертиров. — Прим. ред.), но каждый может оступиться. Не нам их судить. Там тяжело, он оступился и нарушил закон — самовольно оставил часть. По-человечески его, конечно, жалко. Была задача, чтобы он глупостей не наделал. Но, к сожалению, закон нарушил. Я поручился, что буду ему помогать. Надо ему помочь. Таким ребятам надо помочь. Хотя неправильно, если каждый будет за гранату хвататься, так мы решение не найдем, — сказал Хабиров в парке «Патриот».
Угрожал следователю и терпел несправедливость
Чуть больше о личности Ильдара UFA1.RU рассказали его знакомые, а также юрист Роман Петров. Последний, к слову, однажды пересекался с мужчиной, и первое впечатление сложилось не слишком хорошим. По словам юриста, Ильдар угрожал следователю, ведущему его дело.
Петров рассказал, как незадолго до инцидента встретился с мужчиной в уфимском военном следственном отделе и наблюдал за его беседой с правоохранителем. Во время разговора Ильдар срывался, переходил на повышенный тон и вел себя крайне неспокойно. Мужчина то и дело угрожал следователю, утверждая, что тот поступает неправильно и его ждет расплата.
— [Ильдар говорил:] «Погоди, ты увидишь, завтра к тебе всё вернется. Я тебя предупредил. Я тебе конкретно объясняю, что к тебе всё быстро вернется», — вспоминает реплики мужчины юрист.
Друзья Ильдара рассказали нашим журналистам, что мужчина очень сильно беспокоился из-за расследования по поводу самовольного ухода из воинской части. Они отметили, что Ильдар испытывал чувство несправедливости из-за происходящего.
— Он порядочный человек, достойный, — сообщил UFA1.RU один из его друзей. — Все, кто знают его ситуацию, поддерживают его. Не одобряют, конечно, но понимают его мотивы. Человека просто довели. У него обостренное чувство справедливости. Его поведение можно было предсказать, он уже предупреждал, что просто так с ситуацией не смирится. Видно было, что он уже был на взводе и не совсем адекватно реагировал на происходящее.
Как выяснил UFA1.RU, Ильдар из Октябрьского, у него есть жена и ребенок. На службу он отправился добровольцем. Мужчина не хочет, чтобы его признали дезертиром, потому что сам себя таковым не считает — по мнению знакомых, у него были основания покинуть войсковую часть. Впрочем, пока дело не дошло даже до суда.
— Называть его [Ильдара] дезертиром преждевременно, потому что суд не вынес и, может быть, вообще не вынесет соответствующего решения — пока, насколько нам известно, идут следственные действия, — пояснил Роман Петров. — Для оказавшихся в подобной ситуации военнослужащих есть конкретное определение — самовольно оставивший [воинскую] часть. А дезертир он или нет — будет решать суд, и то только в том случае, если экспертиза установит, что он вменяемый, иначе будет назначено только принудительное лечение.
Репортаж с перекрытого шоссе вы можете найти в нашем предыдущем материале.