Частный коллекционер, тесно связанный с крупным уфимским застройщиком, собрал под одной крышей более сотни различных моделей. Корреспондент UFA1.RU провел несколько часов в этом музее и рассказывает о самых редких и неожиданных автомобилях, которые там можно встретить.
Сам музей расположен в Черниковке в неприметном ангаре. Его открывали при поддержке строительной компании
Внутри ангара смешанные запахи бензина, масла, шин, но для любителя авто это скорее «естественная среда обитания».
С ходу нас встречают экспонаты — это образцы автомобилей, которые использовались в
Особенно интересным оказался Packard. Основатель завода Джеймс Пэкард вообще занимался производством электрокабелей в штате Огайо, а к машинам пришел случайно: купил вот транспорт, а он и едет-то кое-как. Тогда Пэкард написал на завод письмо, где перечислил недостатки и то, как их можно исправить, на что ему ответили в духе «раз такой умный — построй машину сам». И Пэкард такой: «Вы просили? Мы сделали!» — через год он занялся производством собственных автомобилей и сделал упор на качество, в результате чего машины стали надежнее, но дороже. Впрочем, покупатели всё равно пошли. Дорогой автомобиль в количестве пары штук имел при себе российский император
В советские времена можно было встретить кабриолеты. Тогда этот ход объяснялся дефицитом холоднокатаной стали, поэтому крышу не делали. Ну а сейчас это, конечно, признак роскоши. На фото — обычный ГАЗ-М20, который сделали кабриолетом. Но конкретно этот автомобиль — реплика, его построили в 2015 году, основываясь на чертежах реального. На сайтах объявлений мы нашли похожий автомобиль якобы 1949 года постройки — его в Нижнем Новгороде продают за 6 миллионов рублей.
Роскошью сейчас еще считается и высокая посадка, но во времена СССР это было необходимостью. Даже сейчас не везде есть дороги, а в те, послевоенные времена их было еще меньше, поэтому нужна была машина, которая способна проехать там, где обычная увязнет. Грузовик не вариант, нужна легковушка. Так на Горьковском автозаводе придумали ГАЗ-М72. Вы просто посмотрите на него: огромные колеса — так и должно быть, эта машина без труда проезжала по бездорожью и полям. По сути, это первый советский кроссовер, но позволить его себе могли только чиновники.
Еще один интересный экземпляр — ГАЗ-24–95 с завышенной подвеской. Он тоже предназначен для того, чтобы ездить там, где проедут только танки. Всего таких выпустили пять штук, а осталось всего две или три. Производство моделей остановили, поскольку не были уверены, что оно вообще окупится. На одной из таких машин ездил генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. В силу редкости этот автомобиль может стоить миллионы.
Еще одна модификация 24-й модели — с двойными фарами. Нет точных данных о том, сколько их выпустили и для кого вообще делали, но в разное время такие машины замечали на гоночных трассах и в милицейских рядах. Однако на форумах отмечают, что некоторые сдвоенные фары могут быть «самопалами».
Еще одна машина для высших чинов — это ГАЗ-13, которые выпускались в
Экспонат рядом — ГАЗ-14, еще один представительский класс. Эти машины разъезжали по дорогам страны во второй половине
Среди экспонатов можно встретить легендарную «полуторку» (она же ГАЗ-АА) — небольшой грузовичок, который возил полторы тонны грузов. Его получилось сделать благодаря, не поверите, Генри Форду. Но на этот раз наши не просто скопировали чужую машину — они договорились, чтобы Форд построил в СССР завод, который бы эти грузовики и производил (предприятие ныне известно как ГАЗ). Есть и машины от компании Dodge, которые Соединенные Штаты поставляли в СССР во времена Второй мировой войны по ленд-лизу. Большие колеса позволяли преодолевать самые сложные участки, где не было дорог, ну и мощность двигателя тоже была хорошей (на 20 лошадиных сил больше, чем у советских грузовиков). Нагрузка была 750 килограммов, но наши использовали эти машины по максимуму — не только до верха закидывали грузом, но еще и перевозили солдат на передней части, ничего, выдержала. Кстати, по договору с американскими властями уцелевшие машины после войны нужно было вернуть обратно. В США их стали задешево продавать гражданскому населению.
В коллекции есть и другие машины, которые в середине прошлого века стояли на вооружении в США. В основном это броневики и грузовой транспорт, использовавшиеся в вооруженных конфликтах после Второй мировой: Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и многие другие.
Самая странная история — с автобусом фирмы McCormick-Deering. В русскоязычных источниках о нем почти нет никакой информации, но в ряде из них утверждается, что такие использовались в
Если про многие предыдущие автомобили мы хоть что-то слышали, то про Wanderer узнали впервые. Это германские машины, которые производились до Второй мировой войны, а после нее были переправлены в СССР.
Еще нашелся Chrysler Imperial, который вполне можно назвать «лоурайдером» — низким автомобилем. Раньше это была очень популярная тема, в
Несколько приятных бонусов: первый — это картина с видом, вероятно, из ГАЗ-21 на въезд в Уфу со стороны Оренбургского тракта.
И второй: карта туристических маршрутов для сплавов по реке Белой.
Напомним, ранее мы рассказывали об автопарке семьи бывшего силовика, который громил наркобанды, а также известного уфимского бизнесмена.