Сегодня мэру Уфы Ратмиру Мавлиеву исполняется 34 года. Градоначальником столицы Башкирии он стал полтора года назад, а до этого он возглавлял родной Нефтекамск. В этом материале UFA1.RU вспоминает яркие эпизоды биографии мэра Уфы и самые резонансные его высказывания.
Мечтал быть милиционером, а стал политиком
Ратмир Мавлиев родился 14 августа 1989 года в Нефтекамске. Его отец Рафил Мавлиев работал милиционером, а мать, Эльвира Халикова — инспектором МЧС. Есть у него и старший брат Ильдар — разница в возрасте у них 6 лет. Судя по всему, профессии родителей вдохновляли братьев, когда они были детьми: Ильдар после школы поступил в школу МВД, Ратмир тоже мечтал стать милиционером.
В девяностые годы отец семейства решил попробовать себя в бизнесе. На тот момент он уже успел побывать начальником милиции города Агидель и помощником главы МВД Башкирии Рафаила Диваева. В 1995 году Рафил Мавлиев основал фирму «Автомобильный рынок» с точкой на окраине Нефтекамска. Продавал он подержанные машины и запчасти.
Уже в нулевые отец Ратмира стал владельцем группы компаний «Абсолют». Это и авторынок, и пять торговых центров Нефтекамска — «Великан», «Дуслык», «Олимп», «Солнечный» и «Урал», — а также центральный городской парк «Гулливер», охотничьи угодья в Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии (несколько тысяч гектаров) и местные телеканалы.
Позже директорами и учредителями компаний группы начали становиться родственники — жена Эльвира, сыновья Ильдар и Ратмир. Ильдар Мавлиев, по данным сервиса «Контур.Фокус», стал предпринимателем в 2009 году, а Ратмир — на год позже. Но последний в бизнесе решил не задерживаться и уже в 2015 году он стал заместителем руководителя исполкома по инфраструктурному развитию в Ютазинском районе Татарстана.
В то же время «абсолютовская» фирма «Горизонт» открыла там завод по производству пластмассовых изделий. Впрочем, скоро Ратмир Мавлиев переехал в Альметьевск и получил пост советника главы района по инвестиционному развитию. Брат и отец Ратмира в это время тоже делали первые шаги в политике: оба побывали депутатами Нефтекамского совета, Рафил также избирался в совет Краснокамского района и пытался баллотироваться в Госдуму. Последнее сделало из него героя новостей — он оказался самым богатым кандидатом от партии «Правовое дело», его доход превышал 44 миллиона рублей.
Уже в 2017 году Мавлиев-старший оставил группу компаний «Абсолют» и возглавил фирму «Урал» — она обслуживает одноименный торговый центр в Нефтекамске. Также, по данным сервиса «Контур.Фокус», компания в равных долях стала принадлежать его новой жене, а сын Ильдар вышел из предыдущего бизнеса, но продолжил работать с отцом. Первой жене Эльвире достались доли в компаниях группы «Абсолют». Ратмир Мавлиев к весне 2019 года тоже оставил бизнес и стал главой Нефтекамска.
Как Мавлиев рулил Нефтекамском
Ратмир Мавлиев называл Нефтекамск «северной столицей Башкирии». На посту мэра он активно вел соцсети, рассказывал об уборке снега и демонтаже ларьков, а также снимал танцевальные видео, чтобы привлечь горожан на субботник. Он привозил в город скандально известного дизайнера Артемия Лебедева, который позже очень хвалил город.
По публикациям в СМИ можно сделать вывод, что у Мавлиева осталась репутация потомственного бизнесмена, а его отец регулярно попадал в скандалы. В 2011 году «Коммерсант» писал об уголовном деле о мошенничестве, фигурантом которого стал Рафил Мавлиев. Его тогда заподозрили в незаконном получении недвижимости от нефтекамской администрации, но чем это закончилось, неизвестно до сих пор. В 2020 году по интернету расползлось видео, на котором Рафил летает на вертолете и пугает коров. Также Мавлиев-старший дружит с творческой элитой Башкирии и Татарстана — Элвин Грей, Салават Фатхетдинов и Фирдус Тямаев часто приходят к нему в гости.
Критики Ратмира Мавлиева часто указывали на поведение его отца. Политическими оппонентами молодого мэра Нефтекамска были активисты, связанные с партиями «Яблоко» и КПРФ. Негативно относились к мэру и противники строительства «завода смерти» в Камбарке. Общественники писали, что в 2019 году мэрия отказала им в разрешении на проведение митинга целых 38 раз.
Впрочем, в соцсетях Мавлиев рассказывал и о других своих увлечениях: он оценивал граффити на улицах Нефтекамска, а также делился любовью к хоккею. В 2021 году он публиковал ролики, в которых рассказывал, что занимается этим видом спорта больше пяти лет и играл вместе с командой нефтекамского ХК «Торос». Также он ценит катание на лыжах: за несколько дней до назначения на пост мэра Уфы он рассказывал подписчикам о «Лыжне России — 2022». Позже, уже будучи мэром Уфы, он некоторое время ездил на работу на велосипеде.
14 февраля 2022 года Ратмир Мавлиев официально объявил, что уходит с поста мэра Нефтекамска и отправляется в Уфу. Некоторые местные жители начали публиковать в соцсетях сообщения с просьбами остаться. Однако среди провожающих были и те, кто радовался отставке: нефтекамский студент-медик даже выходил на пикет с просьбой к Хабирову забрать из Нефтекамска «весь клан» Мавлиевых.
Как прошел первый год Мавлиева в Уфе
Как только Мавлиев стал мэром Уфы, на него начали обращать внимание журналисты. Интересна стала жизнь его супруги Влады — уроженки Стерлитамака. По данным сервиса «Контур.Фокус», женщина занимается страхованием и кредитованием в автомобильной сфере. Подробнее о ней читайте в нашем расследовании. Также у пары есть двое сыновей — старший Имран и младший Манур.
По мнению экономиста Рустема Шайахметова, за год работы в Уфе Мавлиев не задал городу нового импульса развития. Он считает, что системной работы мэра пока не видно.
— Нет системной работы по решению различных проблем. Нельзя сказать, что всё рушится, но ситуация фрагментированная — где-то кусочек улучшили, но в целом всё осталось как было, — делится мнением эксперт.
Несмотря на это, жалоб на уборку улиц зимой стало куда меньше, чем во времена прошлого градоначальника Сергея Грекова. Но экономист отметил другие проблемы: застройщики, которые строят где хотят, «как удельные князья», недочеты в сферах здравоохранения и образования, малое количество новых школ и детских садов.
— Акцент делается на пиаре, озвучивании маленьких побед. На многие большие проекты осваиваются бюджетные средства, но они не решают наших проблем, — говорил Шайахметов.
Экономист считает, что проблемы в сфере транспорта тоже еще не решены: это и новые трамваи, и дороги, которые не справляются с нагрузкой. Среди прочего эксперт отметил и ситуацию с Бельским мостом, старую часть которого закрыли на реконструкцию. Шайахметов считает, что постоянные транспортные коллапсы в Уфе — прямое следствие неудачных решений предыдущих руководителей, и эту ситуацию нынешний мэр пока не смог стабилизировать.
— Автобусные пробки, которые сейчас существуют, автобусные эти гонки — это зона ответственности города, — сказал эксперт. — Город разорвал трамвайное сообщение города, а вместо того, чтобы решать проблему, закупает автобусы. Ну их мы покупаем с 2018 года, а улучшения нет, даже наоборот.
Местные жители продолжают жаловаться на платежки, особенно в отопительный сезон. Это эксперт тоже отметил, назвав отопление центра города «золотым теплом». А политолог Дмитрий Михайличенко предполагал, что у Ратмира Мавлиева пока недостаточно профессиональных и личных качеств для руководства Уфой.
— В плане профессионализма он до [экс-мэра Уфы Ирека] Ялалова не дотягивает, а с коммуникациями у Качкаева было намного лучше. Даже [другой бывший глава города Ульфат] Мустафин старался ни с кем не ссориться, и в этом он был мудр. С Грековым его сравнивать, наверное, не надо, потому что эта работа была вообще не его. Мавлиев начал с того, что испортил отношения с журналистским сообществом, показал, что он такой вот хозяин в плохом смысле этого слова. Больших достижений за год у него нет, — так эксперт подводил итоги первого года Мавлиева на посту мэра.
После рубежа в один год на посту мэра Мавлиев запомнился и другими вещами: например, в апреле 2023 года он потребовал найти деньги на ремонт Затонского моста — из-за плотного трафика дорожное покрытие начало изнашиваться.
— Я прошу изыскать на это деньги и в срочном порядке всё срезать и постелить новый асфальт, — просил Мавлиев.
Работы на Затонском мосту развернулись в июле: местные жители жаловались на пробки, но в мэрии объясняли, что в ходе ремонта открылась проблема со швами — их нужно было укрепить.
Еще весной Ратмир Мавлиев чуть не выругался на оперативном совещании из-за отсутствия тротуара на улице Менделеева.
— Меня успокоили, что уже приступаем к работе, а сейчас ни х… — ни тротуара, ни бордюра, — сказал мэр.
В прошлом году примерно в той же манере Мавлиев предложил чиновникам поставить на улице палатку, чтобы следить за ходом работ на улице Пугачёва. А совсем недавно, в июле этого года, мэр Уфы высмеял людей, которые разбрасывают окурки на улицах и пригрозил им «доской позора».
— Кто-то, видимо, думает, что окурки растворяются, когда их бросают. Мне это непонятно, — сказал мэр. — Может, здесь есть и с нашей стороны недоработка: где-то урн не хватает или что-то с этим связанное. Если урн не хватает, давайте купим. Если люди не выполняют правила благоустройства, давайте принимать соответствующие меры. Но окурков на улице быть не должно. Это и автомобилистов касается, которые выбрасывают из окна. Я не знаю, на что они рассчитывают, но это ненормально.
Кстати, о последнем: мы прогулялись по городу и посмотрели, в каком состоянии находятся урны, до которых местные жители «не доносят» окурки. Как они выглядят — ищите в нашем фоторепортаже.