Знаменательная дата для фанатов группы «Ласковый май» —
Куры на полу и сдача бутылок
В 1973 году в городе Кумертау родился маленький Юра. Родители развелись, когда ему было три года. Мать Вера Шатунова взяла сына и переехала в Куюргазинский район Башкирии, в село Савельевка, а в школу мальчик пошел в селе Старая Отрада. Отец Юры Василий Клименко в жизни ребенка участия не принимал.
Юре пришлось жить в непростых условиях, его первая учительница Галина Вагапова бывала в гостях у Шатуновых и видела, в каком состоянии дом. В некоторых комнатах не было полов, и по голой земле бродили куры. Здесь жили его мать и ее новый избранник, Вера вышла замуж во второй раз, но с супругом ей не повезло, он часто пил, а Юре приходилось убегать из дома к бабушке или другим родственникам. Несмотря на это, Шатунов рос добрым и жизнерадостным.
— Юра всегда улыбался, действительно всех привлекала его улыбка, — рассказала она UFA1.RU. — Он с детства такой простой парень, с одноклассниками со всеми дружил, был обычный озорной ребенок.
Работать в школу в Старой Отраде Вагапова пришла в
— На русский и математику он больно и не ходил, гулял тут под окнами, — вспоминает учительница. — Но на музыку всегда приходил, он уже тогда творческий был. Все свадьбы в Савельевке были его: он на гармошке хорошо играл, его всегда приглашали их проводить. Давали ему там покушать или еще что, может, он и закурил там — Юра начал курить очень рано.
Еще в школе Юрий начал заниматься музыкой, но вскоре школу в Старой Отраде пришлось оставить: мама мальчика долго болела и его отправили в интернат в Кумертау, отец в воспитании вообще не участвовал. Галина Вагапова рассказала UFA1.RU, что во взрослом возрасте Шатунов не любил вспоминать о детстве. Об этом она узнала, когда поехала на один из концертов «Ласкового мая».
— Со сцены он сказал, что я, мол, прошлого не знаю — у меня есть только настоящее. Немножко неприятно было от его этих слов, — призналась Галина.
«Детство прошло в интернате»
В Кумертау Юра не слушался учителей и прогуливал уроки, а порой и был битым: об этом нам рассказал бывший одноклассник Шатунова Евгений Мокин. Он тоже учился в гимназии-интернате
— В пятом классе к нам много детей поступило, и он к нам в класс пришел. Мы с ним за одной партой сидели, — вспоминает Евгений. — Нормальный мальчишка был. Тогда уже он на гитаре играл, песни пел. Играл любительские песни. Помню, как он пел «Учкудук — три колодца» (популярная в
Мокин отмечает, Шатунов был хулиганистым, но не злобным. Прогуливали и спорили с учителями многие их одноклассники.
— Юрий был озорным и учился не очень хорошо, — говорит одноклассник Шатунова. — Но он был не агрессивный — веселый. Мы с ним ходили бутылки собирали, сдавали. Лазили на завод пряничный возле больницы, там сироп на пряники был, мы этот сироп ели. Это сейчас детям денег негде взять, а раньше бутылку сдашь —
Порой Юру и его друга поколачивали старшие «товарищи». Но и к этому относились проще.
— Нас же кормили [в интернате] невкусно, мы не ели толком в столовой. В целом нормально с нами обращались, но были эксцессы. Старшие по ночам ходили, прикалывались, били. Всем доставалось — и мне, и Юре, конечно. Старших воспитатели ставили, чтобы ночью за порядком следили. Они ходили, смотрели, кто не спит, увидят — и когда били, когда отжиматься заставляли, когда подтягиваться, — рассказывает Евгений Мокин.
Евгений и Юрий учились вместе целый год, но потом будущему музыканту вновь пришлось переезжать. На этот раз в Оренбург. К тому времени мать Шатунова, которая сильно болела, уже умирала.
— Мы с ним вместе ходили к его матери, которая лежала в больнице, — говорит Мокин. — Когда мать умерла, его перевели в Оренбург. Он у меня еще взаймы рубль взял, ему надо было ехать куда-то, мать, что ли, хоронить. Раньше на несколько копеек можно было пирожков купить и чай. Но он [Юрий] больше не вернулся. Я ему этот долг простил. (Смеется.) А что сделаешь?
— Его оставили наедине с гробом на всю ночь. Только утром пришли соседи, помогли похоронить маму. Юра просидел всю ночь возле гроба, — делился в одном из интервью участник «Ласкового мая» Андрей Разин.
Юра стал сиротой, и его на время взяла к себе тетя. Но Шатунову не нравилось у нее дома, и в 1984 году он пустился в бега.
Спустя год на перемещения мальчика обратили внимание и его отправили в детдом в оренбургском поселке Акбулак. Под свое крыло Шатунова взяла директриса детского дома Валентина Тазекенова. Она наблюдала, как мальчик начинает увлекаться хоккеем и даже был левым нападающим. Однако позже в интервью Шатунов с прохладцей вспоминал о том времени.
— У меня не было детства. Оно прошло в интернате — там можно было мечтать разве только о том, чтобы побольше и почаще кормили, — рассказал как-то Юрий.
Но, видимо, в детстве к Валентине Тазекеновой Юрий всё еще испытывал привязанность. Когда из детского дома ее перевели на работу в школу-интернат
«Ласковый май»
В новой школе Шатунов записался в художественный кружок, несмотря на то, что больше интересовался спортом. Но музыка захватила
Первое время «Ласковый май» выступал в местном ДК и на дискотеках в интернате. Тогда появились главные хиты ансамбля: «Белые розы», «Седая ночь», «Розовый вечер», «Лето» и другие. В 1988 году Сергей Кузнецов записал первый альбом «Ласкового мая» в Доме детского творчества и в тот же год продал ее в киоск звукозаписи за
Уже тогда «Ласковым маем» заинтересовался продюсер Андрей Разин. Тогда Разин был менеджером группы «Мираж» в московской студии «Рекорд». Он случайно услышал в поезде несколько песен «Ласкового мая» и задался целью найти солиста с необычным голосом. Ранее Андрей даже приезжал в Оренбург, но тогда Юра в очередной раз убежал из школы, но зато продюсер завязал общение с Кузнецовым и Пахомовым, которых повез в Москву. Когда очередной авторитетный для Юры взрослый собрался переезжать, Шатунов сбежал вслед за ним.
В Москве Юра и его коллеги по музыкальной группе обосновались в московском интернате
Несмотря на успех, в коллективе царили разногласия. Сергей Кузнецов, который буквально создал группу с нуля, сильно спорил с Андреем Разиным, который стал ее руководителем. В одну из таких ссор Кузнецов заявил, что группа обречена на провал, и покинул коллектив. Однако Сергей продолжал требовать дивиденды за аранжировки. После этого качество песен сильно упало, а в 1992 году группа прекратила существование.
Поездка в Германию и личная жизнь
В 1991 году Шатунов ушел из «Ласкового мая», а позже уехал в Германию, чтобы выучиться на звукорежиссера. Там он записал сольный альбом и в 2000 году познакомился с юристом по имени Светлана. Уже в 2007 году пара поженилась. У них появились сын Дэннис и дочь Эстелла: они родились и выросли в Германии. Роль крестного отца для ребят Шатунов предложил Андрею Разину — бывшему продюсеру «Ласкового мая».
Шатунов избегал публичности для своей семьи: фотографии детей до достижения совершеннолетия никогда не появлялись в соцсетях.
— Я не хочу, чтобы какие-нибудь не вполне здоровые психически личности стали преследовать моих близких. Моя жена разделяет это мнение и сама попросила оградить от излишнего внимания. Светлана не хочет, чтобы посторонние люди узнавали на улицах ее, сына или дочь, — говорил певец в интервью.
Технически Юрию Шатунову приходилось жить на две страны: семья — в пригороде Мюнхена, а концерты — в России и СНГ. После рождения дочки Шатунов редко появлялся дома из-за графика выступлений, но позже он решил компенсировать это, взяв трехлетний перерыв в концертной деятельности.
— Я воспитываю детей, пишу новые песни. Моя жизнь бьет ключом, и я не остановился где-то там в прошлом. Я иду вперед, учусь жить, учусь работать. Также я знакомлюсь с новыми авторами, композиторами, аранжировщиками и делаю с ними какие-то современные проекты. У меня постоянно идет процесс, и даже на гастролях. У нас есть новые наработки, новые песни, — поделился Шатунов в одном из интервью.
Смерть
Юрий Шатунов жил тихой жизнью в заботе о своей семье. К слову, родного отца он так и не смог простить: Василий Клименко однажды заявлял журналистам, что ждет сына, несмотря ни на что, но в 2014 году отец Шатунова умер.
Шатунов же в последние годы жизни давал частные концерты — несколько десятков в год за очень большие деньги. Так было до июня 2022 года —
— Юра никогда не жаловался на здоровье, на сердце, не было у него никаких с этим проблем, — рассказывал изданию «СтарХит» директор музыканта Аркадий Кудряшов. — В компании друзей ему внезапно стало плохо, прошептал: «Что-то запекло в груди». Те немедленно отреагировали, стали звонить врачам, повезли в больницу.
У Шатунова был инфаркт, который он не смог перенести. Вся страна три дня прощалась с музыкантом, который для многих стал символом юности.